Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7598) 20 - 26 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительАкадемия энергоинформационных наук или просто Академия?"ТЭФИ"Анастасия МАШКОВА
Награждение премией "ТЭФИ" подводит окончательные итоги сезона. Пока мы их комментировать не можем, потому что газета выйдет в свет одновременно с проведением двухступенчатой церемонии. Но определенные выводы можно сделать и до объявления победителей. Выяснилось, что не все лидеры телевизионного бизнеса согласны подвергаться оценке по "академическому" счету. И вероятно, это и есть главный итог телевизионного сезона-2007. Солидарное прощание с Академией Российского телевидения топ-менеджеров телеканалов НТВ и ТНТ, входящих в холдинг "Газпром-Медиа", связывают с тем, что "им редко давали премию". Впрочем, три года назад Татьяна Миткова, вышедшая из Академии Российского телевидения вместе с Владимиром Кулистиковым и Романом Петренко, по "личным мотивам" уже отказывалась номинироваться на эту премию вместе с присоединившимися к ней Леонидом Парфеновым и Михаилом Осокиным. Ныне Осокин и Парфенов, как всем хорошо известно, не работают на НТВ, однако последний является "лицом" и главным судьей конкурса "Профессия: репортер" на НТВ же. И видимо, по-прежнему отказывается номинироваться. Многие аналитики полагают, что "Профессия: репортер" придумана на НТВ как альтернатива "ТЭФИ". Парфенов видит себя "справедливым Познером"?
Как тут не вспомнить знаменитую формулировку Лидии Гинзбург: "Чтобы быть выше чего-то, надо, как минимум, быть не ниже этого". В нынешний сезон телекомпания НТВ вышла со смехотворным количеством статуэток "Золотого Орфея" и приятно округлившимися доходами. Не будем приводить примеры, как это взаимосвязано: было немало острых высказываний, в том числе и на страницах "Культуры". О телекомпании ТНТ относительно "ТЭФИ" и говорить нечего: практически единственный случай, когда брендовые "продукты" данного канала (реалити-шоу во главе с изрядно уже утомившим своей "скандальностью" "Домом-2") оказались упомянутыми в контексте "ТЭФИ" был связан с тем, что каналу НТВ выпало в очередной раз транслировать церемонию и, соответственно, снимать фильм к этому событию. (И по чести говоря, этот фильм журналистки Анны Лошак я признала бы лучшим за всю историю существования премии.) Однако дела (коммерческие) у этого канала идут также более чем отлично. Кто ж из пользователей Рунета не в курсе, что юная дочь некоего олигарха потратила 100 тысяч на sms-сообщения в поддержку участника "Дома-2"! А сколько их, таких девочек, по стране нашей... И что характерно: многие из родителей подобных фанатов действительно не знают, что такое "Дом-2". А дети могут не знать, что это за чудо гуманизма сериал "Волчица" и кто такой Геннадий Малахов. Главная тенденция сезона была сформулирована не так давно в статье интернет-критика, названной: "Не смотри не свое". Любопытно, что этот призыв молодого журналиста был обращен к критику Ирине Петровской, решившей посмотреть передачу того самого Малахова. Действительно, родителям лучше не знать, что происходит в программе "Дом-2" и чем знаменита некая Елена Беркова, а взрослым детям - что их родителям предлагают очищать организм по лунному календарю. Постоянные зрители программы "Спокойной ночи, малыши!" не представляют, чем знаменит ее новый ведущий дядя Витя и почему его явление к Хрюше и Степаше произвело фурор среди старших. Кое-кто посмотрел по "Культуре" "Утиную охоту" из-за незабвенных Лехи Николаева и Антона Городецкого в главных ролях... И даже узнал, что скрывается за аббревиатурой МХТ. Критерии универсального успеха, кажется, почти потеряны.
Конкретный, зримый, материальный успех, выраженный в стоимости тех самых sms, многое изменил в политике крупнейших каналов. Теперь на них не "разводят" разве что ленивые или те, кто подчиняется государству. Есть еще всесильный рейтинг, замерямый то в процентах, то в долях, что основательно запутало простой народ. Однако есть и "ТЭФИ": инструмент для поддержки не самых коммерческих, но важных для развития индустрии проектов. Парадоксальным образом кажущаяся дискредитация премии на определенном этапе ее существования добавила премии весу. Кто только не упомянул о том, что все с самого начала известно, накануне вручения все знают обо всем и так далее. Кстати, в свое время Сергей Доренко шокировал общественность (так сказать, вынес сор из избы) рассказом о том, как ему объяснили, что надо "развести" премии двух популярных женщин-ведущих: премию дали той, у кого в этом году - сороковник, а второй через год дадим, у нее через год сороковник. Получалось, что если премию не дают, значит, не уважают. Отдельно стоит сказать об интерактивном голосовании последних лет: забудется ли когда-нибудь, как в соревновании с Анастасией Заворотнюк Инна Чурикова получила один голос? Впрочем, у Чуриковой уже была своя статуэтка... В прошлом году Петр Шепотинник был включен в номинацию "Сценарист", где соревновался с могущественным телепродюсером, написавшим сценарий производимого им шоу, и, разумеется, за Шепотинника было подано в два раза больше голосов, чем в свое время за Чурикову. То есть, спасовав перед прессингом публичного выбора, "академики" показали всем, что на современном телевидении индустрию двигают вперед программы, использующие знаменитостей в качестве светских персонажей, но не полноценные документальные ленты, повествующие о том, чем деятели искусств занимаются помимо светской и личной жизни, - то есть об искусстве. И что вы думаете? Весь минувший телесезон прошел под знаком таких программ, как "Две звезды", "Король ринга", "Цирк со звездами", а также ледовых и бальных танцев с участием разнокалиберных секс-бомб обоего пола. Наградили в прошлом году документальную ленту "История воды", где разнообразные псевдоученые артистично вешали зрителям лапшу на уши? Так вот уже и сами телевизионщики решили не заморачиваться (говоря по-простому, "по-домашнему") неуспехом у членов официальной академии. А зачем вообще ориентироваться на критерии академического успеха? Вот академическая наука не признает разнообразных "докторов энергоинформационных наук", но это не мешает "энергоинформационщикам" поучать народ с голубых экранов и раздавать самим себе звания и награды. Появление публичного голосования совершенно закономерно сместило фокус интереса и критику академии со стороны прессы именно на работу с номинациями. Именно поэтому сейчас даже больше говорят о номинантах, чем о получантах. Здесь есть о чем подумать, здесь есть объективные закономерности и свои загадки. Владеет ли сегодня кто-либо всей полнотой знаний о телепространстве? Кто смотрел сериал "План Б", за который выдвигается на мужскую роль артист А. Маклаков? Кто оценил все выпуски программ Лолиты Милявской и Андрея Малахова, чтобы проголосовать именно за те выпуски "Без комплексов" и "Пусть говорят", что выдвинуты на соискание "ТЭФИ"? Стоит ли номинировать на "ТЭФИ" сериалы, созданные на основе кинофильмов, тем более очень успешных, выпущенных в широкий кинотеатральный прокат ("Турецкий гамбит")? И притом, что никто не идеализирует текущую ситуацию, ответы на эти вопросы очень важны. Потому, что сегодня только телевидение может осуществить такие масштабные и неординарные проекты, как "Ленинград" Александра Буравского и "Завещание Ленина" Николая Досталя. Причем не какие-то абстрактные каналы, а именно "Первый" ("Ленинград") и "Россия" ("Завещание Ленина"). Это - реальная конкуренция. Об этих фильмах мы подробно писали, не имеет смысла повторяться, оба эти фильма в формате сериала-события, что любопытно - по пять номинаций у каждого, выдвинуты и режиссер, и авторы сценария, и операторы этих фильмов. Прекрасно, что на телевидении теперь работает Александр Сокуров: "Элегия жизни. Ростропович. Вишневская" - один из фаворитов сезона. Совершенно слившаяся в сознании народном с образом Жанны Аркадьевны из сериала "Моя прекрасная няня" актриса Ольга Прокофьева попала в итоговые номинации со скромным, но натуральным российским продуктом - фильмом "Ненормальная", за который автор одноименной пьесы Надежда Птушкина попала в славную компанию номинантов-сценаристов, ныне состоящую из Александра Буравского ("Ленинград") и классика Юрия Арабова с его учеником (по вгиковской мастерской) Олегом Сироткиным ("Завещание Ленина"). И в этом - вся драма нынешней ситуации. У нас ведь как? Либо сценарии пишут абсолютные мэтры, либо группа вчерашних студентов и переживших по десять лет безработицы пожилых редакторов, переделывающих популярный северо- (а то и южно-) американский сериал под трепетным руководством зарубежного специалиста, у которого зачастую Америка - вторая Родина, а английский - второй язык. Середины - нет, национальных кадров для придумывания своего, а не "передирания" чужого и порядком чуждого (какое же вымученное зрелище "Счастливы вместе"!) - нет. Именно поэтому очевиден успех именно продюсеров "Кадетства", номинированных за свое доброкачественное в этическом смысле, хотя, может, и не слишком искрометное произведение (в номинациях "Лучший игровой сериал" и прочих профессиональных "игровых" номинациях "Кадетства" нет). Пора бы нам уже делать собственный масскульт со знаком качества и срочно завязывать с "переводными" сериалами. Ничего хорошего, кроме рейтинга, они уже не производят, кроме редких исключений, подтверждающих правило. Да и рейтинг не всегда получается высоким. Раз уж удалось создать симпатичный российский вариант американского "Закона и порядка" (юридическая система у нас другая, все равно другая!), то можно и создать ремейк дивного, безупречного в профессиональном отношении "Чисто английского убийства" Би-би-си? Что еще хорошего? А то, что вновь, как и в прошлом году, вернулись в число соискателей Марианна Максимовская, Андрей Норкин, Ирина Изволова, сценарист "Островов". Пусть берут если не "ТЭФИ", но количеством номинаций! Жаль, что не было возможности номинировать "Шнур вокруг света" и "Авиаторов" - лучшее, что произвело НТВ при покинувшем академию Владимире Кулистикове (кроме сериала "Доктор Живаго"). Грустно, что отсутствуют работы Леонида Парфенова ("Брежнев") и Светланы Сорокиной ("Русские"). Это жестоко и несправедливо по отношению к массе достойных профессионалов, работавших на успех, персонифицированных теми же Парфеновым, Митковой, Сорокиной, Пивоваровым... Как тут не заметить, что у всех вышеперечисленных господ "ТЭФИ" уже есть. Но если кто-то не желает идти в номинацию "Лица", то другие лишаются возможности оказаться в "Профессиях". Отсутствие иных имен становится даже более знаковым, чем присутствие всех остальных. Равно как и физическое отсутствие среди нас Анны Политковской, номинированной за свое "Последнее интервью". Но это уже совсем грустно. А вручение премии все-таки предполагает праздник. Что ж, только телезрители могут судить, состоялся ли он. Также в рубрике: |