Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7598) 20 - 26 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Академия энергоинформационных наук или просто Академия?

"ТЭФИ"

Анастасия МАШКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Академия Российского телевидения: отдадим "Орфеев" в хорошие руки

Награждение премией "ТЭФИ" подводит окончательные итоги сезона. Пока мы их комментировать не можем, потому что газета выйдет в свет одновременно с проведением двухступенчатой церемонии. Но определенные выводы можно сделать и до объявления победителей. Выяснилось, что не все лидеры телевизионного бизнеса согласны подвергаться оценке по "академическому" счету. И вероятно, это и есть главный итог телевизионного сезона-2007.

Солидарное прощание с Академией Российского телевидения топ-менеджеров телеканалов НТВ и ТНТ, входящих в холдинг "Газпром-Медиа", связывают с тем, что "им редко давали премию". Впрочем, три года назад Татьяна Миткова, вышедшая из Академии Российского телевидения вместе с Владимиром Кулистиковым и Романом Петренко, по "личным мотивам" уже отказывалась номинироваться на эту премию вместе с присоединившимися к ней Леонидом Парфеновым и Михаилом Осокиным. Ныне Осокин и Парфенов, как всем хорошо известно, не работают на НТВ, однако последний является "лицом" и главным судьей конкурса "Профессия: репортер" на НТВ же. И видимо, по-прежнему отказывается номинироваться. Многие аналитики полагают, что "Профессия: репортер" придумана на НТВ как альтернатива "ТЭФИ". Парфенов видит себя "справедливым Познером"?

В.Познер

Как тут не вспомнить знаменитую формулировку Лидии Гинзбург: "Чтобы быть выше чего-то, надо, как минимум, быть не ниже этого". В нынешний сезон телекомпания НТВ вышла со смехотворным количеством статуэток "Золотого Орфея" и приятно округлившимися доходами. Не будем приводить примеры, как это взаимосвязано: было немало острых высказываний, в том числе и на страницах "Культуры". О телекомпании ТНТ относительно "ТЭФИ" и говорить нечего: практически единственный случай, когда брендовые "продукты" данного канала (реалити-шоу во главе с изрядно уже утомившим своей "скандальностью" "Домом-2") оказались упомянутыми в контексте "ТЭФИ" был связан с тем, что каналу НТВ выпало в очередной раз транслировать церемонию и, соответственно, снимать фильм к этому событию. (И по чести говоря, этот фильм журналистки Анны Лошак я признала бы лучшим за всю историю существования премии.) Однако дела (коммерческие) у этого канала идут также более чем отлично. Кто ж из пользователей Рунета не в курсе, что юная дочь некоего олигарха потратила 100 тысяч на sms-сообщения в поддержку участника "Дома-2"! А сколько их, таких девочек, по стране нашей... И что характерно: многие из родителей подобных фанатов действительно не знают, что такое "Дом-2". А дети могут не знать, что это за чудо гуманизма сериал "Волчица" и кто такой Геннадий Малахов. Главная тенденция сезона была сформулирована не так давно в статье интернет-критика, названной: "Не смотри не свое". Любопытно, что этот призыв молодого журналиста был обращен к критику Ирине Петровской, решившей посмотреть передачу того самого Малахова. Действительно, родителям лучше не знать, что происходит в программе "Дом-2" и чем знаменита некая Елена Беркова, а взрослым детям - что их родителям предлагают очищать организм по лунному календарю. Постоянные зрители программы "Спокойной ночи, малыши!" не представляют, чем знаменит ее новый ведущий дядя Витя и почему его явление к Хрюше и Степаше произвело фурор среди старших. Кое-кто посмотрел по "Культуре" "Утиную охоту" из-за незабвенных Лехи Николаева и Антона Городецкого в главных ролях... И даже узнал, что скрывается за аббревиатурой МХТ. Критерии универсального успеха, кажется, почти потеряны.

Л.Парфенов

Конкретный, зримый, материальный успех, выраженный в стоимости тех самых sms, многое изменил в политике крупнейших каналов. Теперь на них не "разводят" разве что ленивые или те, кто подчиняется государству. Есть еще всесильный рейтинг, замерямый то в процентах, то в долях, что основательно запутало простой народ. Однако есть и "ТЭФИ": инструмент для поддержки не самых коммерческих, но важных для развития индустрии проектов. Парадоксальным образом кажущаяся дискредитация премии на определенном этапе ее существования добавила премии весу. Кто только не упомянул о том, что все с самого начала известно, накануне вручения все знают обо всем и так далее. Кстати, в свое время Сергей Доренко шокировал общественность (так сказать, вынес сор из избы) рассказом о том, как ему объяснили, что надо "развести" премии двух популярных женщин-ведущих: премию дали той, у кого в этом году - сороковник, а второй через год дадим, у нее через год сороковник. Получалось, что если премию не дают, значит, не уважают. Отдельно стоит сказать об интерактивном голосовании последних лет: забудется ли когда-нибудь, как в соревновании с Анастасией Заворотнюк Инна Чурикова получила один голос? Впрочем, у Чуриковой уже была своя статуэтка... В прошлом году Петр Шепотинник был включен в номинацию "Сценарист", где соревновался с могущественным телепродюсером, написавшим сценарий производимого им шоу, и, разумеется, за Шепотинника было подано в два раза больше голосов, чем в свое время за Чурикову. То есть, спасовав перед прессингом публичного выбора, "академики" показали всем, что на современном телевидении индустрию двигают вперед программы, использующие знаменитостей в качестве светских персонажей, но не полноценные документальные ленты, повествующие о том, чем деятели искусств занимаются помимо светской и личной жизни, - то есть об искусстве. И что вы думаете? Весь минувший телесезон прошел под знаком таких программ, как "Две звезды", "Король ринга", "Цирк со звездами", а также ледовых и бальных танцев с участием разнокалиберных секс-бомб обоего пола. Наградили в прошлом году документальную ленту "История воды", где разнообразные псевдоученые артистично вешали зрителям лапшу на уши? Так вот уже и сами телевизионщики решили не заморачиваться (говоря по-простому, "по-домашнему") неуспехом у членов официальной академии. А зачем вообще ориентироваться на критерии академического успеха? Вот академическая наука не признает разнообразных "докторов энергоинформационных наук", но это не мешает "энергоинформационщикам" поучать народ с голубых экранов и раздавать самим себе звания и награды.

Появление публичного голосования совершенно закономерно сместило фокус интереса и критику академии со стороны прессы именно на работу с номинациями. Именно поэтому сейчас даже больше говорят о номинантах, чем о получантах. Здесь есть о чем подумать, здесь есть объективные закономерности и свои загадки. Владеет ли сегодня кто-либо всей полнотой знаний о телепространстве? Кто смотрел сериал "План Б", за который выдвигается на мужскую роль артист А. Маклаков? Кто оценил все выпуски программ Лолиты Милявской и Андрея Малахова, чтобы проголосовать именно за те выпуски "Без комплексов" и "Пусть говорят", что выдвинуты на соискание "ТЭФИ"? Стоит ли номинировать на "ТЭФИ" сериалы, созданные на основе кинофильмов, тем более очень успешных, выпущенных в широкий кинотеатральный прокат ("Турецкий гамбит")? И притом, что никто не идеализирует текущую ситуацию, ответы на эти вопросы очень важны.

Потому, что сегодня только телевидение может осуществить такие масштабные и неординарные проекты, как "Ленинград" Александра Буравского и "Завещание Ленина" Николая Досталя. Причем не какие-то абстрактные каналы, а именно "Первый" ("Ленинград") и "Россия" ("Завещание Ленина"). Это - реальная конкуренция. Об этих фильмах мы подробно писали, не имеет смысла повторяться, оба эти фильма в формате сериала-события, что любопытно - по пять номинаций у каждого, выдвинуты и режиссер, и авторы сценария, и операторы этих фильмов. Прекрасно, что на телевидении теперь работает Александр Сокуров: "Элегия жизни. Ростропович. Вишневская" - один из фаворитов сезона. Совершенно слившаяся в сознании народном с образом Жанны Аркадьевны из сериала "Моя прекрасная няня" актриса Ольга Прокофьева попала в итоговые номинации со скромным, но натуральным российским продуктом - фильмом "Ненормальная", за который автор одноименной пьесы Надежда Птушкина попала в славную компанию номинантов-сценаристов, ныне состоящую из Александра Буравского ("Ленинград") и классика Юрия Арабова с его учеником (по вгиковской мастерской) Олегом Сироткиным ("Завещание Ленина"). И в этом - вся драма нынешней ситуации. У нас ведь как? Либо сценарии пишут абсолютные мэтры, либо группа вчерашних студентов и переживших по десять лет безработицы пожилых редакторов, переделывающих популярный северо- (а то и южно-) американский сериал под трепетным руководством зарубежного специалиста, у которого зачастую Америка - вторая Родина, а английский - второй язык. Середины - нет, национальных кадров для придумывания своего, а не "передирания" чужого и порядком чуждого (какое же вымученное зрелище "Счастливы вместе"!) - нет. Именно поэтому очевиден успех именно продюсеров "Кадетства", номинированных за свое доброкачественное в этическом смысле, хотя, может, и не слишком искрометное произведение (в номинациях "Лучший игровой сериал" и прочих профессиональных "игровых" номинациях "Кадетства" нет). Пора бы нам уже делать собственный масскульт со знаком качества и срочно завязывать с "переводными" сериалами. Ничего хорошего, кроме рейтинга, они уже не производят, кроме редких исключений, подтверждающих правило. Да и рейтинг не всегда получается высоким. Раз уж удалось создать симпатичный российский вариант американского "Закона и порядка" (юридическая система у нас другая, все равно другая!), то можно и создать ремейк дивного, безупречного в профессиональном отношении "Чисто английского убийства" Би-би-си?

Что еще хорошего? А то, что вновь, как и в прошлом году, вернулись в число соискателей Марианна Максимовская, Андрей Норкин, Ирина Изволова, сценарист "Островов". Пусть берут если не "ТЭФИ", но количеством номинаций! Жаль, что не было возможности номинировать "Шнур вокруг света" и "Авиаторов" - лучшее, что произвело НТВ при покинувшем академию Владимире Кулистикове (кроме сериала "Доктор Живаго"). Грустно, что отсутствуют работы Леонида Парфенова ("Брежнев") и Светланы Сорокиной ("Русские"). Это жестоко и несправедливо по отношению к массе достойных профессионалов, работавших на успех, персонифицированных теми же Парфеновым, Митковой, Сорокиной, Пивоваровым... Как тут не заметить, что у всех вышеперечисленных господ "ТЭФИ" уже есть. Но если кто-то не желает идти в номинацию "Лица", то другие лишаются возможности оказаться в "Профессиях". Отсутствие иных имен становится даже более знаковым, чем присутствие всех остальных. Равно как и физическое отсутствие среди нас Анны Политковской, номинированной за свое "Последнее интервью". Но это уже совсем грустно.

А вручение премии все-таки предполагает праздник. Что ж, только телезрители могут судить, состоялся ли он.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;