Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7598) 20 - 26 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКультурная аномалия в центре РоссииШкола искусств в Осташкове: хроника одного успеха ОБРАЗОВАНИЕГеоргий ОСИПОВ
Всемирно известная русская исполнительская школа стоит на трех китах непрерывного музыкального образования. Но, как заметил писатель О.Генри, китам тоже надо на ком-то стоять. Собственно, вся эта конструкция держится на преподавателях городских, районных и сельских музыкальных школ. Честно говоря, вспоминают о них редко и в основном чтобы продемонстрировать бедственное положение культуры. Действительно, именно эти учреждения с их непроясненным правовым статусом, хиреющей и разваливающейся материальной базой, крайне низкой оплатой учителей, которых уж не первый год собираются приравнять к преподавателям общеобразовательных школ, - в этом смысле яркий и показательный пример. Тем не менее они живут и работают... Танцуют - всеМестоположение - деталь отнюдь не последняя при описании районного учреждения культуры. Одно дело - типовая блочная развалюха где-нибудь в "спальном" районе. А старинный просторный особняк на главной площади старой части города - совсем другое. Именно в таком особняке первой половины позапрошлого века, совсем рядом с городской администрацией, проживает ныне детская школа искусств имени Ирины Архиповой в "селигерской" столице - городе Осташкове. В начале 60-х процветавший в ту пору Осташковский кожевенный завод открыл маленькую музыкальную школу. Елена Николаевна Кудрявцева, завуч нынешней школы искусств (статус присвоен в 1990 году), уже тридцать шесть лет взращивающая и холящая осташковскую музыкальную ниву, вспоминает: "Помещалась та школа в крохотном деревянном домике возле завода. Сейчас от того домика и следа не осталось... Да и что это была за школа? Три педагога да две специальности - баян и фортепиано. Вот с чего начинали!" О сегодняшней детской школе искусств, недавно аттестованной по высшей категории, Кудрявцева говорит с абсолютно законной гордостью. Такого выбора специальностей, как в Осташкове, нет нигде в Тверской области. Да в соседних областях, вероятно, тоже. Музыкальное (скрипка, хор, духовые инструменты, струнные народные и др.), театральное, художественное и хореографическое отделения, на котором когда-то преподавал нынешний директор школы, Сергей Шитов и которое наиболее популярно у юных осташей. Всех учащихся - более четырехсот, каждый год поступает по 100 - 120, и, по общему мнению преподавателей, из демографической "ямы" 90-х годов город уже выбрался - имеется устойчивая тенденция к небольшому росту числа поступающих. "Мы, конечно, не можем похвастаться тем, что кто-то из наших выпускников выбился во всероссийские или даже в мировые звезды, - констатирует Кудрявцева. - Но, возможно, все еще впереди - в консерватории, в том числе в столичные, наши воспитанники поступают вполне успешно. Девочка с актерского отделения, Юля Бубненкова, два года была всероссийским стипендиатом среди одаренных детей". Однако дело, как мне показалось, не только в суховатых статистических показателях. Прежде чем идти в саму школу, я потолковал с местными жителями - на озере, в магазине, на улицах, в транспорте... Мнение было единым - практически нет в Осташкове семьи, в которой хотя бы один человек не прошел через школу искусств. Можно, конечно, сколько угодно иронизировать по поводу старого лозунга "Культуру - в массы". Но это именно тот случай. И вообще, кто знает - не будь такого охвата, состоялся бы самый главный культурный феномен Осташкова, который официально называется ныне фестивалем "Музыкальные вечера на Селигере"? В нынешнем году он прошел в двадцатый (!) раз, и многие из завсегдатаев спрашивали не без удивления: "Как? Уже двадцатый?" Именно так, господа. Что бы там вы ни говорили про "смутные времена" и "проклятые девяностые", ни одного перерыва с 1988 года не было. А уж когда фестиваль рождался, скептиков было хоть отбавляй: мол, не пойдет народ. Или пойдет - только по строгим разнарядкам райкома и профкома. Не та аудитория, в двадцатитысячном городке людям жрать нечего, а вы со своей музыкой... Но совсем иначе думали отцы-организаторы - президент Тверского (тогда еще Калининского) музыкального общества Наталья Малышева, тогдашний глава осташковского культурного департамента Людмила Евсюкова (сегодня она преподает на театральном отделении школы искусств и возглавляет одну из трех нынешних осташковских театральных трупп - детский театр "Дебют"). И конечно, главная сила, главный козырь и главный радетель музыкальных сезонов на Селигере - Ирина Константиновна Архипова, которая опекает его, как и осташковскую школу искусств, где она бывает практически каждый год. И не счесть, сколько музыкальных знаменитостей благодаря ей приехало на Селигер (в те годы, когда Архипова возглавляла вокальное жюри Конкурса имени Чайковского, все лауреаты едва ли не в полном составе отправлялись в Осташков). В нынешнем году на фестивале выступали двое "птенцов гнезда Архиповой" - Михаил Казаков и Аскар Абдразаков. В 2000 году школа получила имя Архиповой. "Нет, были, конечно, аль-тер-на-ти-вы, - не без лукавинки рассказывали мне преподаватели. - Например, предлагали назвать школу именем знаменитой осташковской династии художников Колокольниковых. Но они были только живописцы. А Архипова - гений универсальный. Певица. Актриса. Архитектор, а значит, и художник. Так что удивляться нечему!" Удивляться как раз стоит. Например, тому, что одна из главных осташковских улиц, на которой всегда располагалась школа и на которой стоит Воскресенская церковь (в ней проходят концерты), до сих пор не носит имя Архиповой - какие, простите, заслуги перед столицей Селигера имеет давно забытый всеми товарищ Володарский? Или тому, какой гармоничный дуэт образуют ныне селигерские летние музыкальные фиесты и школа искусств, которые в большой мере взаимно подпитывают друг друга (вдобавок и вне рамок фестиваля на мастер-классы нередко приезжают именитые музыканты - Аркадий Севидов, Анатолий Беляев - он родом из-под Осташкова). Дуэт этот, будем объективны, уникален и выводит школу искусств из многочисленного ряда подобных ей провинциальных учреждений культуры. Но и делает ее несомненным примером для подражания. Для коего прежде всего надобно желание и годы неприметной, черновой работы. Я припомнил мальчишек, которые на первых фестивалях облепляли открытые окна храма - внутри просто мухе негде было пролететь. "Так те мальчишки, между прочим, - не без гордости пояснили в училище, - теперь солидные мужики, отцы семейств, и детей своих на концерты водят. А скоро поведут и внуков!" Вспомним добрым словом, кстати, и местное церковное начальство - оно отлично понимает культурное значение "дуэта" фестиваля и школы, и претензий на свое имущество (в другом осташковском соборе XVII века, Троицком, располагается краеведческий музей) не предъявляет. "Марсель" из удомельских весейВ последние годы концерты сопровождаются большими монографическими художественными выставками. "Ну прямо как на Волхонке..." - подумал я. "Именно так!" - точно прочел мои мысли известный всему городу Сан Саныч, он же известный осташковский художник, оформитель концертов и преподаватель художественного отделения школы Александр Александрович Зазынов. Зазынов, которому недавно исполнилось шестьдесят, - личность примечательная и колоритная. Кому-то он напоминает чуть постаревшего, но ничуть не проигравшего в обаянии и благородстве Атоса. Мне отчего-то вспомнился беспутный и обаятельный Марсель из "Богемы" Пуччини. Но сравнения - дело неблагодарное. А судьба и дело - вот они. Зазынов, как он сам говорит о себе, типичный детдомовец и в детские годы воспитывался и в Удомле, и в Осташкове, и в иных весях Тверской области. К карандашу и кисти тянуло всегда, но как-то вело молодого Александра по совсем иным тропам - поступил учиться на преподавателя-словесника в Твери, не закончил, но все равно пошел работать обычным сельским учителем... "Кто знает, - рассказывал мне Зазынов, незадолго до моего приезда открывший свою большую выставку, - может, никогда бы я и не сделался художником, если бы не замечательный наш осташковский живописец Леонард Алехов. Вообще, Осташков всегда был городом художников. Я не о том, что здешняя природа, здешние красоты настроят на лирический лад даже самого сухого технаря. Я о чисто конкретных именах. Династию Колокольниковых все знают. Но осташом был, например, и Михаил Бобышов - хорошо известный и в Москве, и в Питере театральный художник, - его рисунками восхищался еще Репин!" Алехов, основатель художественного отделения школы, и определил судьбу бывшего сельского учителя. Да так, что учиться на профессионального художника в Тверское художественное училище пошел на пятом (!) десятке лет жизни. Многие ли способны вот так превратиться в "студента изрядного возраста"? Зазынов смог. И теперь под его началом в школе - шесть десятков "теплых" юных осташковских душ. Причем девочек больше, и работать с ними, по признанию Сан Саныча, гораздо интереснее и легче - они упорнее, вдумчивее, настойчивее. А у парней в эти годы - сплошные "буря и натиск" в голове, только в более поздние годы начинают понимать, что зря уроки мэтра прогуливали... "Я хоть и не родился здесь, но считаю себя осташом, наследником тех, кто создавал первый оркестр, первый театр - а он возник, между прочим, в начале позапрошлого века. Тех, что вместо чаевых просили "книжечку поинтереснее" почитать, - заканчивает Зазынов. "И на том спасибо"...Однако не только в голубых и розовых тонах предстает сегодняшний день осташковской школы искусств. Проблемы - знакомые, но оттого не менее острые. Содержится школа за счет средств города. Дети же обучаются в ней бесплатно. Спонсоров да инвесторов - далеко не рать. "Вот недавно один поставил новые светильники - и на том спасибо", - вздыхает Кудрявцева. Здание основательное, просторное даже: одних учебных классов больше тридцати, два зала - большой и малый. Но ремонт на закате советской власти был сделан откровенно халтурно, и даже по потолкам начальственных кабинетов бежит все больше трещин. Зарплаты у трех десятков преподавателей чисто символические - не больше пяти тысяч, и педагогический состав стремительно стареет - кто в наше время на такой оклад пойдет? И уезжают в поисках лучшей жизни выпускники, которые в былые времена почитали за честь вернуться в свою alma mater уже преподавателем. А самое главное - стремительно стареют инструменты. На новые денег нет, и даже не предвидится (пригласить настройщика из Твери школа имеет возможность один раз в год). Одна надежда по старой советской традиции - на предстоящий юбилей. Хотя излишне даже говорить о том, что в Европе и город с такими культурными традициями, как Осташков, и тем более его детская школа искусств давно бы имели свою весомую строчку в региональном бюджете. ...Говорят, с давних времен осташи отличались от своих соседей тем, что даже самые прозаические, привычные работы - вроде тачания сапог или рыбной ловли - склонны были воспринимать как своего рода творческий процесс (не зря Петр Великий послал обучать шведов рыболовецким премудростям именно осташей!). А что впечатано веками в характер - того уже не отнимешь. И никаким проблемам "самоцветного быта" не совладать с селигерским "приютом муз" на главной городской площади. Также в рубрике:
|