Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7598) 20 - 26 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Тот самый "Ленком"

Любимцу публики - 80

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


На 75-летии театра

Московскому театру "Ленком" исполнилось 80 лет. Для современников эта дата стоит отдельно от представления об одной из самых успешных и востребованных сцен Москвы. Ведь театр - это не человек, который хоть и меняется с годами, но не категорически, не до неузнаваемости, и все свое продолжает до старости нести с собой. Театр - это и не здание, которое привычно стоит (иногда даже веками) по одному и тому же адресу. Театр - это сегодняшние спектакли, режиссер и актеры, чей ежевечерний труд видит публика. "Ленком" для нынешнего народонаселения - это Марк Захаров и его звездная труппа. Это аншлаги, "Юнона" и "Авось", на которую спустя десятки лет все еще не достать билетов, "Шут Балакирев", "Ва-банк", "Пролетая над гнездом кукушки", премьера гоголевской "Женитьбы", которую играют сегодня, в день рождения. Даже тот достопримечательный факт, что на ленкомовскую сцену еще не столь давно выходил великий Евгений Леонов в роли, например, чеховского Иванова или Тевье-молочника, - уже достояние истории и иному новоявленному театралу ни о чем не говорит. Но все же стоит быть упрямым и продолжить. На эту сцену выходили и Татьяна Пельтцер, и, еще ранее, неподражаемые Серафима Бирман и Софья Гиацинтова. И Валентина Серова успела здесь поиграть. И Николай Крючков здесь начинал.

Еще совсем недавно Армен Джигарханян выходил здесь в роли дона Сориано, пока не окунулся полностью в дела собственного театра. Блистал Николай Караченцов, пока не попал в эту проклятую автокатастрофу. Теперь вот болен Александр Абдулов, и "Женитьбу" играют без него. Театр жесток не только потому, что искусство требует жертв и переполнено амбициями творцов. Но и потому, что хрупкое целое спектакля, в которое вложены все жизненные силы создателей, в момент рушится, когда один живой человек-участник может внезапно выйти из строя и заменить его нельзя. То есть номинально заменить - можно, но тогда начинается уже совсем иная история. А бывает, что и не начинается - смотря какого масштаба была потеря.

Свое 80-летие "Ленком" встречает совсем не так, как встречал 70-летие, - слишком много ударов за несколько последних сезонов. Началось с Григория Горина, чье авторство являлось для Марка Захарова не только предметом постановок, но источником вдохновения, уверенности в том, что их общие взгляды на мир нужны и интересны. Не менее важным соавтором был сценограф Олег Шейнцис. Этот волшебник и пленял, и шокировал своими декорациями, пока не ушел в одночасье в своей родной Одессе. Все же театр, хоть и не тождествен живому человеку, но держится живыми и действующими лицами - в каждый час, в каждую минуту.

Самые яркие страницы "Ленкома", который прошел путь от ТРАМа (Театр рабочей молодежи), через Театр Ленинского комсомола (это название пришло в 38-м году и жило до того момента, когда исчез сам комсомол) к нынешнему лаконичному имени, связаны с периодом Ивана Берсенева, Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман (с 1938-го по 1951 год); краткому сроку пребывания здесь Анатолия Эфроса (1963 - 1967), и с эпохой Захарова, начавшейся в 1973 году и длящейся по сей день. Между ними - нечто неопределенное, не оставившее явного следа. Что лишний раз доказывает непреложную роль больших личностей в истории творческих организмов.

Здание бывшего (до революции 17 года) Купеческого клуба, по признанию Марка Захарова, хранит голоса и тени его прежних обитателей. Если верить особому слуху и воображению художника, то и купцы, и съезд комсомола в 20-м году, на котором В.И.Ленин произнес свое знаменитое "Учиться, учиться и учиться", и плакатная броскость ТРАМа могли каким-то образом прорасти в нынешние спектакли "Ленкома". Во всяком случае, нынешние "купцы" - частые зрители успешного театра, политическая направленность долгое время была неотъемлемой составляющей его творчества, и элементы плакатной выразительности тоже ему не чужды. Вместе с тем тени великих артистов, возможно, таинственным образом влияли на нынешних выдающихся мастеров. А Анатолий Эфрос, однажды поставивший на этих подмостках булгаковского "Мольера", отозвался в том, что сочиняли затем Захаров с Гориным. Ведь при всей разности режиссерских манер и история Тиля Уленшпигеля, и "Юнона", и "Шут Балакирев", и "Плач палача" - это размышления на тему о судьбе таланта, живущего в режиме крайнего неблагоприятствования свободе личности.

Одно время "Ленком" с его ориентацией на звездность имен (Броневой, Янковский, Абдулов, Збруев, Чурикова, Караченцов, Раков, Певцов, Чонишвили, Шанина, Степанченко... список займет целую страницу, хоть на ком остановись - от Захаровой, Лазарева-младшего и Мироновой до Большовой, Фролова, Железняк - все известны) считался коммерческим предприятием. Отмечая захаровскую режиссуру, игру премьеров или дебютантов, часто оговаривали грубоватую броскость приемов, нескрываемое желание нравиться почтенной публике, совмещать гражданский темперамент с попсовой вседоступностью. В общем, пеняли за откровенное стремление к успеху и всенепременное его достижение. А с годами, когда театральная ситуация изменилась почти до неузнаваемости и с прежними критериями остается разве что пойти в библиотеку, выяснилось, что "Ленком" у нас - почти единственный театр сохраненного ансамбля, наличествующего мировоззрения, не затухающего социального чутья и даже горьких философских прозрений. Кому желал понравиться горький финал "Шута Балакирева", или злость "Плача палача", или презренная толчея персонажей в "Ва-банке", вообще непонятно. Эти спектакли явно делались с совсем иными этическими и эстетическими намерениями. И правда - большое видится на расстоянии. Большой стиль "Ленкома", разумеется, меняется вместе со временем. Но он все еще остается большим. Захаров не умеет делать спектаклей в лифте, как не раз шутливо сетовал по этому поводу. Но он и не умеет отвлекаться от окружающей действительности, как бы ему порой этого ни хотелось. Не умеет отшутиться впустую (на сцене, разумеется, в жизни это у него отлично получается). Не умеет говорить вполголоса. "Ленком" - театр не только больших сборов (а кто нынче жаждет маленьких?), но, как ни тривиально это звучит, и больших тем.

Театр, которому исполнилось 80 лет, сегодня интересен своим современникам - вот что главное.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;