Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7598) 20 - 26 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

За что Вагнер не любил Мендельсона?

Михаил Плетнев и РНО открыли новый сезон

МУЗЫКА

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото ИТАР-ТАСС


Дирижирует М.Плетнев

Феликса Мендельсона-Бартольди знают все - хотя бы как автора Свадебного марша (из музыки к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь"), ставшего неотъемлемым атрибутом брачных церемоний. Для подавляющего большинства знакомство, впрочем, тем и ограничивается. В музыкальных же и околомузыкальных кругах многие, не без влияния вагнеровской "пропаганды" (см. печально известную статью "О еврействе в музыке"), издавна привыкли пренебрежительно числить его второсортным композитором. В том, насколько это несправедливо, смогли еще раз убедиться те, кто пришел в Большой зал консерватории на посвященную Мендельсону монографическую программу, которой открыл свой сезон Российский национальный оркестр во главе с Михаилом Плетневым.

В первом отделении исполнялись более или менее известные нашей публике сочинения - увертюры "Морская тишь и счастливое плавание" и "Гебриды, или Фингалова пещера", Скерцо и Увертюра из музыки к комедии "Сон в летнюю ночь", во втором - практически не звучащая у нас Пятая ("Реформационная") симфония, которая и стала главным событием вечера.

Отметим попутно, что музыка австро-немецкого романтизма до сей поры не занимала сколько-нибудь заметного места в репертуаре Плетнева-дирижера. Едва ли не единственным исключением был Брамс, обращения к которому вряд ли можно отнести к очень уж большим удачам. В нынешнем сезоне Плетнев решил восполнить некоторые из этих лакун: вслед за Мендельсоном последует монографическая программа, посвященная Вагнеру.

Можно только пожалеть, что мендельсоновскую и вагнеровскую программы разделяет более чем четырехмесячный промежуток. Логичнее было бы дать их непосредственно одна за другой, ибо тогда публике, куда лучше знакомой с творчеством Вагнера, нежели Мендельсона, сделались бы вполне ясны истинные причины, по которым первый столь не любил (и это еще очень мягко сказано) последнего. А состоят они в том, что Вагнер очень много взял от Мендельсона, и исполнявшаяся программа весьма наглядно это продемонстрировала (вот бы еще Михаилу Васильевичу, по примеру Геннадия Рождественского или Александра Лазарева, предварить концерт небольшим комментарием на тему "Мендельсон и Вагнер", с соответствующими музыкальными примерами). Уже в увертюре "Морская тишь и счастливое плавание" явственно прослушиваются тематизм "Летучего голландца" и фанфары из "Лоэнгрина", в финале "Реформационной" симфонии проглядывают марши из "Майстерзингеров" и "Тангейзера". Но если во всех этих случаях еще можно пытаться говорить о простом сходстве, то когда в первой части "Реформационной" несколько раз проходит практически "в готовом виде" лейтмотив Грааля из "Парсифаля", места для сомнений уже не остается. Неизбежно напрашивается вывод: Вагнер изничтожал посмертно Мендельсона (точно так же, кстати, как и Мейербера) с тем дальним расчетом, чтобы того поменьше исполняли и слушали, а стало быть, не могли уличить его самого в том, что столетием раньше считалось в порядке вещей, но в романтическую эпоху воспринималось уже совершенно по-другому. А антисемитизм был лишь прикрытием...

Вернемся, однако, в Большой зал консерватории, где РНО под управлением Михаила Плетнева исполняет сочинения Мендельсона, причем от номера к номеру все лучше и лучше. Если, к примеру, в "Морской тиши", после изумительно красиво и одухотворенно сыгранного вступления, в быстрой части слух подчас слегка резали небольшие ансамблевые погрешности по линии деревянных духовых, а "Гебридам" вначале несколько недоставало завораживающе таинственной атмосферы, то увертюра из "Сна в летнюю ночь" и особенно "Реформационная" симфония прозвучали безупречно, с подлинным блеском, а в последнем случае еще и глубиной. Плетнев явил себя здесь действительно превосходным дирижером и выдающимся интерпретатором. Вся симфония была столь четко выстроена и вдохновенно исполнена, что, наверное, ни у кого из присутствовавших в зале не возникло и тени сомнения, что это - настоящий шедевр, нисколько не уступающий более популярным "Шотландской" и "Итальянской".

В планах Михаила Плетнева - запись с РНО цикла "взрослых" симфоний Мендельсона (даже и сегодня немногим известно, что в юности композитор создал еще более десятка симфоний для струнного оркестра). Хотелось бы, однако, услышать этот цикл также и живьем, благо грядущий в будущем сезоне двухсотлетний юбилей выдающегося романтика - прекрасный к тому повод.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ТЕАТР

ВЫСТАВКА

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;