Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7598) 20 - 26 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноВосход над "Кладбищем грез"IX Бакинский международный кинофестиваль "Восток - Запад" Анна ХРУСТАЛЕВА
Внакладе никто не остался: практически все картины, вошедшие в программу IX Бакинского международного кинофестиваля "Восток - Запад", возвращались домой отмеченными, дипломированными. Судьбу наград решают Союз кинематографистов Азербайджана и Фонд 100-летия мирового кино в Азербайджане. Решают, исходя не столько из художественных достоинств фильмов - их фестивальная судьба уже и так сложилась вполне удачно, - сколько из чувства благодарности к авторам, которые нашли время и возможность приехать и тем самым напомнить местному зрителю, что на свете существует не только американское кино. Бакинская публика - очень благодарная и эмоциональная. Так смотрят кино дети или просто очень искренние люди, которые, не стесняясь, плачут вместе с героями, в голос возмущаются царящей в кадре сюжетной несправедливости, смеются, хлопая себя по коленкам, - одним словом, утоляют жажду кино, которое хотели бы смотреть чаще, а видят лишь раз в год.
На этот раз на границе Востока и Запада сошлись 9 стран - постсоветские Россия, Украина, Грузия, Казахстан, Азербайджан, а также Франция, Болгария, Иран и Турция. И так случилось, что совершенно естественным образом фестивальная программа распалась на два рукава-потока, причем не столько географические или идейные, сколько временные и исторические. С одной стороны, работы совсем свежие, что называется, с пылу с жару: "Ничего личного" Ларисы Садиловой, "Простые вещи" Алексея Попогребского, "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой, "Русский треугольник" Алеко Цабадзе, "Три девушки" Мурада Ибрагимбекова и даже скандальная "Фландрия" Бруно Дюмона, призер прошлогодних Канн. Тут тоже обозначились свои течения - женские, мужские, остросоциальные или, наоборот, нарочито-абсурдистские. Но все они - только что созревшие плоды с сегодняшнего дерева. С другой - ленты, снятые уже некоторое время назад, отлежавшие свое на полках, собравшие пышный букет премий и наград, забытые и теперь вновь возвращенные зрителю. Именно они позволяют вспомнить, какие "болевые точки" ныли в момент их рождения, и понять, затянулись ли эти рубцы сегодня. В этом лагере оказался "Манкурт" Ходжакули Нарлиева, снятый в переломном 1990-м, а потому недооцененный, недосмотренный, лишенный того внимания и обсуждения, на который имел полное право. Фильм, ушедший на дно вместе с целой страной и вновь благодаря "Востоку - Западу" вернувшийся из небытия. Отдельный разговор о ретроспективе, открывая которую президент фестиваля, драматург, режиссер и продюсер Рустам Ибрагимбеков не преминул пошутить, что "важнейшим из искусств для нас всегда являлось грузинское кино". "Необыкновенная выставка" Эльдара Шенгелая, "И шел поезд" Георгия Шенгелая и "Кладбище грез" Георгия Хаиндравы - три фильма-воспоминания, которые можно смотреть бесконечно и каждый раз, как в первый. Потому что все они о бесконечности - о наших мечтах, о том, насколько мы разные и, увы, нетерпимые друг к другу. "Кладбище грез" тринадцатилетней давности обсуждали даже больше, чем относительно свежую шокирующую "Фландрию". Потому что если Дюмон, пусть и полагает это кто-то глубоким символизмом, идя к своей художественной цели, играет на наших худших, животных струнах, физически выворачивает зрителя наизнанку, то Хаиндрава, взяв на вооружение черно-белую лаконичность и даже скупость изображения, затрагивает материи куда более тонкие и болезненные - материи духа. Если смотреть картину с "чистого листа", ничего о ней заранее не зная, вполне можно решить, что перед нами документ, хроникальные съемки, и камера "с руки" просто фиксирует повседневную "работу" военного грузинского отряда: с боем взяли абхазское село, а через пару часов, оставив за собой сытный обед для стервятников, ушли из него. Лишь двое солдат, вытаскивая из-под пуль смертельно раненного товарища, уйти не успели. И вот сидят теперь в подвале и, прислушиваясь к русским и абхазским крикам у себя над головой, ждут. То ли чудесного спасения, то ли смерти. И говорят при этом о каких-то совсем посторонних вещах, о женщинах, например. Если, конечно, женщину можно считать "посторонней вещью"... Георгий Хаиндрава, ставший знаменитым после тбилисских событий 9 апреля 1989 года, сам прошел через абхазскую мясорубку, снимал в Нагорном Карабахе и Фергане, и пусть местами его правда - режиссера и гражданина своей страны - не всегда совпадает с нашей, это уже ничего не меняет. Потому что, когда погибают юные мальчики, совершенно неважно, по какую сторону баррикад. Когда в финале гремит взрыв и дым рассеивается, на горизонте проступают величественные горы, а над ними - пусть черно-белый, но все же такой нежный восход. Как обидно глупа наша суета и злоба по сравнению с этим вечным восходом.
Особая гордость "Востока - Запада-2007" - участие в основной программе сразу трех азербайджанских фильмов. Черную комедию "Три девушки" Мурада Ибрагимбекова - гремучую смесь небанального абсурда и легкомысленной авантюры, - правда, можно смело выносить за скобки: эта копродукция России, Азербайджана и Германии качественно выпадает из общего, пока, увы, не очень бурного потока местного национального кинематографа. Но главное, что он вообще есть: рассказывающий о легенде азербайджанской драматургии Гусейне Джавиде, как в фильме "Жизнь Джавида" Рамиза Мирзоева, или разыгрывающий душещипательную мелодраму в духе индийского кино, как в картине "Обреченные" Мехрибан Алекперзаде. После многолетней "засухи"и запустения придираться к стилистике и средствам художественного выражения - плохой тон. Хотя если верны слухи и в ближайшее время Азербайджан действительно надумал повторить путь Казахстана с его историко-патриотическим эпосом "Кочевник" и снять на своей земле нечто подобное, то уже сейчас самое время задуматься о современном уровне профессионального мастерства. Тема национального кинематографа, точнее - его пути к большому экрану, главенствовала и на традиционном "круглом столе", куда его ведущий Рустам Ибрагимбеков пригласил всех гостей и местных специалистов. Разговоры и поиски путей ведутся уже не первый год, в том числе и в рамках "Востока - Запада", но, увы, в большинстве высказываний слышится куда больше иллюзорных "а вот как хорошо было бы", чем деловой конкретики. Поэтому имеет смысл озвучить лишь две реплики. Во-первых, самого Ибрагимбекова, который в очередной раз призвал коллег обратить внимание на опыт киргизского продюсерского центра "Ой-Арт", ищущего выход на европейские фонды и гранты и снимающего относительно недорогие картины, где грамотно смешаны экзотический национальный колорит и современная западная тональность. Во-вторых, деловое предложение режиссера и художественного руководителя премии "Ника" Юлия Гусмана - создать под эгидой Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии некий фонд развития, финансовую корпорацию, куда можно было бы привлекать реальные средства и инвестиции на развитие национальных кинематографий. На закрытии "Востока - Запада" президент фестиваля признался, что впервые за долгие годы у него "почва выбита из-под ног". Он так привык пенять своему правительству за то, что столь мало внимания уделяет родному кино, а тут как раз накануне вышел указ президента Азербайджана, в котором кинематографу обещаны солидные средства - на производство, реставрацию и оснащение студии "Азербайджанфильм", на восстановление кинотеатра "Низами". ... Так уж повелось, что в Баку нет официального жюри. А призы - на добрую память и в знак глубокой признательности - есть. Режиссерам Павлу Чухраю и Ходжакули Нарлиеву - за выдающийся вклад в евразийский кинематограф, Жанабеку Жетиурову и его "Запискам путевого обходчика" - за самое гуманное послание человечеству, актеру Георгию Накашидзе из "Кладбища грез" - за самый мужественный образ, актрисе Ксении Кутеповой из "Путешествия с домашними животными" - за самый женственный. И еще множество наград с необычайно трогательными формулировками для всех остальных картин-участниц. Все же восточное гостеприимство - неповторимо! Также в рубрике:
|