Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7598) 20 - 26 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Восход над "Кладбищем грез"

IX Бакинский международный кинофестиваль "Восток - Запад"

Анна ХРУСТАЛЕВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
Баку - Москва


Р.Ибрагимбеков и В.Сторожева

Внакладе никто не остался: практически все картины, вошедшие в программу IX Бакинского международного кинофестиваля "Восток - Запад", возвращались домой отмеченными, дипломированными. Судьбу наград решают Союз кинематографистов Азербайджана и Фонд 100-летия мирового кино в Азербайджане. Решают, исходя не столько из художественных достоинств фильмов - их фестивальная судьба уже и так сложилась вполне удачно, - сколько из чувства благодарности к авторам, которые нашли время и возможность приехать и тем самым напомнить местному зрителю, что на свете существует не только американское кино.

Бакинская публика - очень благодарная и эмоциональная. Так смотрят кино дети или просто очень искренние люди, которые, не стесняясь, плачут вместе с героями, в голос возмущаются царящей в кадре сюжетной несправедливости, смеются, хлопая себя по коленкам, - одним словом, утоляют жажду кино, которое хотели бы смотреть чаще, а видят лишь раз в год.

П.Чухрай

На этот раз на границе Востока и Запада сошлись 9 стран - постсоветские Россия, Украина, Грузия, Казахстан, Азербайджан, а также Франция, Болгария, Иран и Турция. И так случилось, что совершенно естественным образом фестивальная программа распалась на два рукава-потока, причем не столько географические или идейные, сколько временные и исторические. С одной стороны, работы совсем свежие, что называется, с пылу с жару: "Ничего личного" Ларисы Садиловой, "Простые вещи" Алексея Попогребского, "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой, "Русский треугольник" Алеко Цабадзе, "Три девушки" Мурада Ибрагимбекова и даже скандальная "Фландрия" Бруно Дюмона, призер прошлогодних Канн. Тут тоже обозначились свои течения - женские, мужские, остросоциальные или, наоборот, нарочито-абсурдистские. Но все они - только что созревшие плоды с сегодняшнего дерева. С другой - ленты, снятые уже некоторое время назад, отлежавшие свое на полках, собравшие пышный букет премий и наград, забытые и теперь вновь возвращенные зрителю. Именно они позволяют вспомнить, какие "болевые точки" ныли в момент их рождения, и понять, затянулись ли эти рубцы сегодня. В этом лагере оказался "Манкурт" Ходжакули Нарлиева, снятый в переломном 1990-м, а потому недооцененный, недосмотренный, лишенный того внимания и обсуждения, на который имел полное право. Фильм, ушедший на дно вместе с целой страной и вновь благодаря "Востоку - Западу" вернувшийся из небытия.

Отдельный разговор о ретроспективе, открывая которую президент фестиваля, драматург, режиссер и продюсер Рустам Ибрагимбеков не преминул пошутить, что "важнейшим из искусств для нас всегда являлось грузинское кино". "Необыкновенная выставка" Эльдара Шенгелая, "И шел поезд" Георгия Шенгелая и "Кладбище грез" Георгия Хаиндравы - три фильма-воспоминания, которые можно смотреть бесконечно и каждый раз, как в первый. Потому что все они о бесконечности - о наших мечтах, о том, насколько мы разные и, увы, нетерпимые друг к другу. "Кладбище грез" тринадцатилетней давности обсуждали даже больше, чем относительно свежую шокирующую "Фландрию". Потому что если Дюмон, пусть и полагает это кто-то глубоким символизмом, идя к своей художественной цели, играет на наших худших, животных струнах, физически выворачивает зрителя наизнанку, то Хаиндрава, взяв на вооружение черно-белую лаконичность и даже скупость изображения, затрагивает материи куда более тонкие и болезненные - материи духа. Если смотреть картину с "чистого листа", ничего о ней заранее не зная, вполне можно решить, что перед нами документ, хроникальные съемки, и камера "с руки" просто фиксирует повседневную "работу" военного грузинского отряда: с боем взяли абхазское село, а через пару часов, оставив за собой сытный обед для стервятников, ушли из него. Лишь двое солдат, вытаскивая из-под пуль смертельно раненного товарища, уйти не успели. И вот сидят теперь в подвале и, прислушиваясь к русским и абхазским крикам у себя над головой, ждут. То ли чудесного спасения, то ли смерти. И говорят при этом о каких-то совсем посторонних вещах, о женщинах, например. Если, конечно, женщину можно считать "посторонней вещью"... Георгий Хаиндрава, ставший знаменитым после тбилисских событий 9 апреля 1989 года, сам прошел через абхазскую мясорубку, снимал в Нагорном Карабахе и Фергане, и пусть местами его правда - режиссера и гражданина своей страны - не всегда совпадает с нашей, это уже ничего не меняет. Потому что, когда погибают юные мальчики, совершенно неважно, по какую сторону баррикад. Когда в финале гремит взрыв и дым рассеивается, на горизонте проступают величественные горы, а над ними - пусть черно-белый, но все же такой нежный восход. Как обидно глупа наша суета и злоба по сравнению с этим вечным восходом.

Х.Нарлиев и Ж.Жетиуров

Особая гордость "Востока - Запада-2007" - участие в основной программе сразу трех азербайджанских фильмов. Черную комедию "Три девушки" Мурада Ибрагимбекова - гремучую смесь небанального абсурда и легкомысленной авантюры, - правда, можно смело выносить за скобки: эта копродукция России, Азербайджана и Германии качественно выпадает из общего, пока, увы, не очень бурного потока местного национального кинематографа. Но главное, что он вообще есть: рассказывающий о легенде азербайджанской драматургии Гусейне Джавиде, как в фильме "Жизнь Джавида" Рамиза Мирзоева, или разыгрывающий душещипательную мелодраму в духе индийского кино, как в картине "Обреченные" Мехрибан Алекперзаде. После многолетней "засухи"и запустения придираться к стилистике и средствам художественного выражения - плохой тон. Хотя если верны слухи и в ближайшее время Азербайджан действительно надумал повторить путь Казахстана с его историко-патриотическим эпосом "Кочевник" и снять на своей земле нечто подобное, то уже сейчас самое время задуматься о современном уровне профессионального мастерства.

Тема национального кинематографа, точнее - его пути к большому экрану, главенствовала и на традиционном "круглом столе", куда его ведущий Рустам Ибрагимбеков пригласил всех гостей и местных специалистов. Разговоры и поиски путей ведутся уже не первый год, в том числе и в рамках "Востока - Запада", но, увы, в большинстве высказываний слышится куда больше иллюзорных "а вот как хорошо было бы", чем деловой конкретики. Поэтому имеет смысл озвучить лишь две реплики. Во-первых, самого Ибрагимбекова, который в очередной раз призвал коллег обратить внимание на опыт киргизского продюсерского центра "Ой-Арт", ищущего выход на европейские фонды и гранты и снимающего относительно недорогие картины, где грамотно смешаны экзотический национальный колорит и современная западная тональность. Во-вторых, деловое предложение режиссера и художественного руководителя премии "Ника" Юлия Гусмана - создать под эгидой Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии некий фонд развития, финансовую корпорацию, куда можно было бы привлекать реальные средства и инвестиции на развитие национальных кинематографий.

На закрытии "Востока - Запада" президент фестиваля признался, что впервые за долгие годы у него "почва выбита из-под ног". Он так привык пенять своему правительству за то, что столь мало внимания уделяет родному кино, а тут как раз накануне вышел указ президента Азербайджана, в котором кинематографу обещаны солидные средства - на производство, реставрацию и оснащение студии "Азербайджанфильм", на восстановление кинотеатра "Низами".

... Так уж повелось, что в Баку нет официального жюри. А призы - на добрую память и в знак глубокой признательности - есть. Режиссерам Павлу Чухраю и Ходжакули Нарлиеву - за выдающийся вклад в евразийский кинематограф, Жанабеку Жетиурову и его "Запискам путевого обходчика" - за самое гуманное послание человечеству, актеру Георгию Накашидзе из "Кладбища грез" - за самый мужественный образ, актрисе Ксении Кутеповой из "Путешествия с домашними животными" - за самый женственный. И еще множество наград с необычайно трогательными формулировками для всех остальных картин-участниц. Все же восточное гостеприимство - неповторимо!

Также в рубрике:

КИНО

НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

ФЕСТИВАЛИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;