Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7182) 24 - 30 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраСтрасти по ДионисиюКонфликт вокруг уникального музея Евграф КОНЧИН В этом году Государственная премия Российской Федерации присуждена группе ученых и художников-реставраторов под руководством доктора искусствоведения, члена-корреспондента Российской академии наук, ведущего научного сотрудника Государственного института реставрации Герольда Ивановича Вздорнова и кандидата искусствоведения, заведующей отделом темперной живописи того же института Ольги Владимировны Лелековой "за многолетнюю работу по изучению, сохранению и реставрации ансамбля монументальных росписей Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Вологодской области". Награда вполне заслуженная. Небольшой коллектив энтузиастов в течение 20 лет трудился над сбережением величайшего памятника отечественной и мировой культуры - фресок прославленного Дионисия, единственного сохранившегося полностью произведения древнерусской монументальной живописи. Его общая площадь составляет 650 квадратных метров, что, заметьте, равняется живописи Микеланджело в Сикстинской капелле. Да и сам собор Рождества Богородицы, возведенный в 1490 году, является древнейшим на белозерской земле. Работы еще не завершены, но и потом придется постоянно наблюдать за сохранностью фресок и температурно- влажностным режимом в соборе. Когда я встретился со Вздорновым и Лелековой, то они прежде всего просили упомянуть, кроме уже удостоенных Государственной премии, еще и тех, кто внес большой вклад в дело сохранения и реставрацию знаменитого произведения. С удовольствием называю их фамилии. Это реставратор высшей квалификации Олег Ревин, биолог Наталья Ребрикова, климатолог Ирина Илларионова, сотрудники Музея фресок Дионисия Михаил Шаромазов и Маргарита Алексеева. Все они проделали работу колоссальную по своей сложности и кропотливости. Не буду вдаваться в технико-технологические подробности - они, вероятно, со временем станут классическим и ценнейшим учебным пособием для специалистов. Упомяну лишь об открытиях, которые интересны для самого широкого круга. Так, совершенно точно определена дата исполнения росписей, вызывающая до сих пор научные споры и самые различные толкования. Дионисий с сыновьями свершил свой главный и грандиозный труд всего за 34 дня, с 6 августа по 8 сентября 1502 года! Срок немыслимый для того времени! Подсчитан также иконографический состав росписей, который составляют 287 композиций. Число феноменальное! Прочтены утраченные и полустертые надписи на фресках. И, наконец, развеяна красивая и считавшаяся абсолютно незыблемой легенда о том, что художник писал красками, изготовленными из местных камней. Краски были привозными и никакого отношения к каким-либо камням не имели. Вероятно, это открытие разочарует многих, кто привозил из Ферапонтова груду "живописных" галек. Думаю, что каждый, кто любит и почитает искусство прославленного Дионисия, как, впрочем, и древнерусское искусство вообще, радуется истинному подвигу наших ученых и специалистов, отмеченных высокой государственной наградой. Иначе и быть не может! Но, оказывается, существует это странное "иначе". Нет, нет, никто не пытается умалить значение проделанной работы - она вне всякого сомнения. Однако серьезно влияет на процесс изучения и реставрацию росписей конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг Музея фресок Дионисия, о которой с горечью и сожалением рассказывали мне Вздорнов и Лелекова. И это, по-моему, заслуживает незамедлительного вмешательства государственных и общественных организаций. В 1993 году по инициативе Министерства культуры Российской Федерации филиалу Кирилло-Белозерского историко- архитектурного художественного музея-заповедника Музею фресок Дионисия была предоставлена финансовая и хозяйственная самостоятельность и право юридического лица. Это сразу же благотворно сказалось на его деятельности. Однако три года спустя без всяких видимых оснований Музей фресок Дионисия по распоряжению Комитета по делам культуры, искусства и печати администрации Вологодской области был ликвидирован и превращен в отдел Кирилло-Белозерского музея. Был закрыт его банковский счет, отобрана печать и самое печальное - сокращен штат научных сотрудников. Это произошло в то время, когда Музей фресок Дионисия переживал свой "звездный час", когда пред ним открывались новые перспективы. Всем было ясно, что назрела необходимость выделения его в самостоятельный новый музей, какого в России не было. Кстати, речь об этом идет еще с 1970-х годов. И это было естественным, закономерным. Вероятно, именно это обстоятельство и вызвало резкую, раздраженную реакцию руководства Кирилло-Белозерского музея и прежде всего его директора Г.Ивановой. - Ведь "головной" музей никак не желал, с одной стороны, расставаться с ферапонтовской частью коллекции, а, с другой, он увидел опасного конкурента, - комментирует Герольд Вздорнов. - Тем более что Ферапонтовский музей, впервые заявивший о себе в полный голос в 1993 году, быстро развивался и по многим направлениям своей деятельности уже обогнал Кирилловский. Вот это и привело к ликвидации Музея фресок Дионисия... - Каковой была реакция Министерства культуры? - Оно отнеслось ко всему происходящему, мягко говоря, равнодушно, отделалось формальными отписками. И это не частный факт, а результат современной музейной политики, которая направляется малосведущими чиновниками в Москве и часто меняющимися начальниками из областного Комитета по делам культуры, искусства и печати... Замечу к слову. Выдвинули на Государственную премию работу большого коллектива по исследованию и реставрации фресок Дионисия не Министерство культуры РФ или администрация Вологодской области, что было бы естественно, а негосударственные, но достаточно авторитетные организации - Международный фонд поддержки культурно-экологических инициатив "Культура и будущее России" и культурно- экологическая акция "Возрождение". - Я очень надеюсь, - продолжал Герольд Иванович, - что недавнее празднование 600-летнего юбилея Ферапонтова монастыря обратит внимание на положение Музея фресок Дионисия и исправит эту несообразность. Музей должен получить самостоятельность! Верю, что новое руководство Министерства культуры решит эту проблему... Тем более что за самостоятельность Музея фресок Дионисия высказываются многие видные ученые, общественные деятели, художники - академики В.Янин и И.Петрянов-Соколов, народные художники И.Обросов и А.Квасов, профессорско- преподавательский состав Московского художественно- промышленного университета им. С.Г.Строганова. Но их обращения в Министерство культуры и администрацию Вологодской области пока остаются без внимания. А в это время директор Кирилло-Белозерского музея Г.Иванова решила "наказать" Вздорнова, она в резкой форме запретила фотосъемку фресок для фундаментального труда Герольда Ивановича - первой полной публикации творческого наследия Дионисия, которая, несомненно, станет выдающимся событием в искусствоведческой науке. Но у Ивановой, надо полагать, собственный взгляд на науку. Ее личные отношения явно возобладали над пониманием важности дела, над здравым смыслом, наконец, над элементарными нравственными нормами. Вот так она отблагодарила видного ученого, столь много сделавшего для изучения и сохранения фресок Дионисия - нашего национального достояния. Более того, она поставила под угрозу срыва многолетнюю работу, ибо, как пишет Вздорнов в Министерство культуры, "не могут далее производиться реставрационные работы, так как согласно существующим инструкциям они запрещены без детальной фотофиксации каждого этапа. Под угрозой срыва оказались создание видеофильма о фресках для ЮНЕСКО и окончательный отчет о многолетней консервации фресок. Ситуация, сложившаяся в Ферапонтове, где создан первоклассный музей и где имеется отличный коллектив сотрудников, требует срочного вмешательства Министерства культуры и еще раз ставит вопрос о немедленном отделении Музея фресок Дионисия от Кирилловского музея и придании ему статуса юридического лица...". Каков же будет ответ Министерства культуры на столь непомерно затянувшийся конфликт, который, по-моему, не имеет принципиальной основы, а возник лишь в результате амбиций и нежелания его разрешить. Ведь нельзя же считать серьезными, достаточно обоснованными небрежные отписки, полученные в свое время Вздорновым из Министерства культуры. ...Не хотелось бы столь драматично заканчивать статью. Тем более что есть и иные, положительные примеры, о которых Герольд Иванович говорил с радостью и удовольствием. В частности, о том, что в Музее фресок Дионисия создается великолепная библиотека древнерусской литературы, которая может стать одной из лучших в нашей стране. Она уже насчитывает 27 тысяч книг. Из них старопечатных, XV-XVII веков, - около 700, рукописей - более 100. Кроме того, собрано около 17 тысяч негативов и 20 тысяч фотоснимков. Поступления, хочу подчеркнуть, - это в основном дары. В музее заведена специальная благодарственная книга дарителей, в которой значатся более ста имен и названий организаций. И всем известных, и малознакомых. Словом, несмотря на невзгоды и препятствия, Музей фресок Дионисия живет и будет жить, надеюсь, уже в ином, самостоятельном правовом статусе. Также в рубрике:
|