Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7182) 24 - 30 июня 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

СЕРГЕЙ АРЦИБАШЕВ: "Режиссура - профессия вторичная"

Беседу вела Ольга ИГНАТЮК


Если вы хотите вспомнить, что такое русский психологический театр, отправляйтесь в московский "Театр на Покровке". Он необычайно популярен, о нем дискутируют, пишут статьи "pro" и "contra". Собственно, его худрук Сергей Арцибашев всегда был в поле зрения театральной Москвы, что наблюдалось еще со времен самого раннего его спектакля "Надежды маленький оркестрик", больше десяти лет шедшего на Таганке.

    

- Сергей Николаевич, что вы думаете по поводу сегодняшнего театра, что вам в нем нравится и что нет?

- В сегодняшнем театре мне не нравится безденежье.

    

- Хорошее начало.

- Конечно, у нас, театральных людей, не должен иссякать энтузиазм, должны быть всегда хорошее настроение и творческий подъем. Но, знаете, когда желудок или какую-нибудь другую часть тела вам прижмут, сильно и больно, то как-то и настраиваться на творческую радость очень тяжело. Моим актерам со мной тяжело работать и без того, поскольку, к сожалению, у меня никогда не получалось "радостно" творить.

    

- В каком смысле?

- Ну я обычно делаю спектакль очень мучительно. Мучаюсь сам, мучаю актеров.

    

- К какой же режиссерской школе вы себя относите?

- Я верую в систему Станиславского, с которой знаком буквально с детства и которая легла мне на душу. Хотя я размышлял в своей жизни и о биомеханике Мейерхольда, и о Брехте, и о Вахтанговских поисках. Но именно метод Станиславского стал для меня началом моей собственной работы. И я не воспринимаю его как что-то раз и навсегда устоявшееся: это система изменяющаяся, и даже сам Станиславский каждый день, до конца своей жизни привносил в нее что-то.

    

- А каков именно ваш стиль работы над спектаклем?

- Станиславский писал, что и спектакль, и роль - это рождение чего-то нового. Я работаю так же мучительно, как мучительно проходят любые роды. И спектакль для меня - это тоже рождение ребенка. И сроки рождения нужны определенные для того, чтобы ребенок родился нормальным. Я, например, не сторонник быстрых постановок. Нет, впрочем, могу поставить пьесу за полтора-два месяца, но подготовка должна быть длительной. А иногда я начинаю параллельно репетировать три- четыре вещи, месяц работаю, потом какая-то вырывается вперед, и я уже отрабатываю именно ее. Но в те три я ведь тоже зерна уже забросил, уже оплодотворил актеров замыслом, и эти замыслы подспудно в них сидят. И когда я возвращаюсь к ним через год-два, то я уже не с нуля начинаю.

Поскольку я работаю, в общем, трудно, а в нынешних условиях и без того мучительно стало жить, то и в театре стало тяжело. Есть суждение, что "актер должен быть голодным". Но я его не разделяю. На мой взгляд, актер должен быть, наоборот, сытым, ухоженным, отвлеченным от всех посторонних проблем - словом, у него должно быть все, чтобы он мог заниматься лишь самосовершенствованием.

    

- У вас много таких актеров?

- Сейчас - ни одного. Если раньше я ставил условие, что ни один актер не имеет права без моего разрешения где-то сняться, подхалтурить, то сегодня у меня язык не повернется произнести такое. И если даже у меня отпрашиваются с репетиций (чего раньше представить было невозможно), я отпускаю. А бывало, даже в свое свободное от театра время актеры спрашивали моего разрешения сняться в какой-то роли, и я еще узнавал, каков режиссер и как это будет способствовать росту моего актера.

    

- Вы всегда были очень преданы классике, а каковы сегодня ваши настроения?

- И цели, и задачи, и вкусы мои не меняются. Я вообще эдакий консерватор, в том числе в своей любви к классике и к системе Станиславского.

    

- Так вы относите себя к консервативному крылу сегодняшней режиссуры? Как вы себя располагаете в современном контексте?

- Я за тот добротный актерский театр, где режиссер выражается именно через актеров. Конечно, в соотношении с сегодняшним днем и с моими сегодняшними взглядами, а также с тем миром, который меня окружает. Главная же моя тема в театре - человек. А поскольку я считаю, что человек безграничен, как Вселенная, то для меня на сцене нет пределов познания.

    

- В чем разница между вашими последними работами - "Гамлетом", "Пастухом" - и теми, которыми ваш театр начинался?

- Для меня в них нет большой разницы. "Три сестры", с которых я начинал театр в 1991 году, и сегодня звучат актуально. Поскольку в этом спектакле были закодированы все мои мысли, мое отношение к автору, к театру, взаимоотношения между персонажами и актерами, между актерами и зрителями, постановочные принципы - то есть весь круг моих размышлений о человеке, о жизни, о чувствах. Поэтому его можно назвать программным для нас спектаклем.

    

- Как вы пришли к "Гамлету", удивившему всю Москву своей неожиданной трактовкой и тем обстоятельством, что в центре спектакля оказались вы сами?

- "Гамлет" сидел во мне давно, и, когда я ставил "Три сестры", вопрос "быть или не быть" уже задавал и самому себе, и актерам. Работал я над "Гамлетом" около двух с половиной лет. И в первоначальном моем замысле не было замены молодого Гамлета на зрелого, которая произошла потом в спектакле. Да, на меня снизошло это открытие, которого в истории "Гамлета" еще не было. Ведь что такое призрак? ("Я дух родного твоего отца"). Это человек, переступивший грань бытия, пообщавшийся с небытием и вернувшийся оттуда. Да ведь и по тексту: "Так неузнаваем и внутренне и внешне!"

    

- А почему вслед за "Гамлетом" - сразу "Кабала святош"?

- В пьесе, посвященной Мольеру, великий русский писатель рассказывает о судьбе великого французского драматурга. И я делаю Людовика XIV и его окружение русским, а Мольера и его круг - французским. Получается, что Мольер и Людовик (художник и власть) действительно говорят на разных языках. Так просто - и так точно! И актеры из разных стран, в одном спектакле говорившие на русском и французском, прекрасно понимали друг друга. Вот вам и решение международных вопросов, которое можно найти, когда есть общие задачи!

    

- А почему вы решили возобновить "Надежды маленький оркестрик"?

- Возвращение к этому спектаклю - не просто ностальгия. А ощущение того, что сегодня, как и двадцать лет назад (все мужские роли тогда также играл сам), простой, обычный человек так же мечтает о счастье, жизни и любви. Но он точно так же одинок и затерян.

    

- В "Пастухе" вы тоже сыграли центральную роль - и какую!

- Да, Ленин одиозная фигура, сложная - потому что так сложилась эта легенда, на которой мы воспитывались. Он же сидит во всех нас (как это мы пели: "Ленин в тебе и во мне!"), в нашем подсознании, и мне хотелось с этим тоже разобраться. Но больше всего меня интересовал человек с его претензиями к миру, с его глобальными мечтами. И если признаться самим себе, то кто же из нас доволен своим положением и кто бы не хотел быть таким пастухом? Ну а наиболее полно выражают эти идеи крупнейшие личности типа Гитлера или Наполеона. Ленин же - это наше российское сознание и подсознание, наши корни, он в нашей общей крови.

    

- Вы так настойчиво в последнее время выступаете в роли актера!

- На репетициях я, например, больше показываю, чем рассказываю. Еще мой педагог Мария Осиповна Кнебель говорила мне: "Вы, репетируя, замечательно точно показываете, пользуйтесь этим, это один из ваших козырей". Режиссура - вторичная профессия: я должен свои идеи, мысли и чувства передать через актера. Но есть какие-то важные и сокровенные для меня вещи, которые легче сделать самому, чем передать через другого. И поскольку я актерствовал с детства, то мне не хотелось бы терять эту возможность выходить напрямую к зрителю.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;