Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7182) 24 - 30 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЗаворожила ли "Эсмеральда"?Новое - незабытое старое Виолетта МАЙНИЕЦЕ На афише Театра Станиславского и Немировича-Данченко вновь появилась "Эсмеральда" Ц.Пуни, Р.Глиэра, С.Василенко - один из лучших спектаклей долголетнего руководителя балетной труппы этого театра Владимира Бурмейстера. Возобновление, осуществленное балетмейстером Дмитрием Брянцевым и художником Владимиром Арефьевым, приурочено к 95-летию со дня рождения известнейшего советского хореографа. Созданная в 1950 году. его оригинальная версия старого романтического балета всегда пользовалась огромным зрительским успехом. Всего четыре сезона ее не было в репертуаре театра, но, судя по "крутейшему" аншлагу, публика заведомо соскучилась по яркому и красочному балету. И что бы ни говорили, ни писали теоретики и критики об отживших свое "драмбалетах" с присущими им преувеличениями и роковыми страстями, бесконечными игровыми мизансценами, любовными интригами и социально окрашенными сюжетами, они нравятся публике. К тому же есть у нее и просветительская задача. Подозреваю, что половина из сидящих в зале никогда не читала роман В.Гюго "Собор Парижской богоматери", откуда позаимствована фабула балета. Но благодаря балету они хотя бы запомнят его главных персонажей и основные коллизии. К тому же в "Эсмеральде" обилие хороших танцев, чем нечасто баловал жанр драмбалета: лихие народные сцены "праздника шутов" перед знаменитым собором, большие классические ансамбли на празднике в доме Флер де Лис, как и положено, с дуэтами главных персонажей, вариациями да кодой, знаменитый танец цыганок, в котором главенствует Эсмеральда. Есть в балете и душераздирающая действенная пантомима: в прологе (цыгане крадут у Гудулы дочь); в финале (Гудула находит дочь, ее смерть и казнь Эсмеральды - правда, за сценой); в эпилоге, когда урод звонарь Квазимодо сбрасывает с колокольни своего покровителя каноника Клода Фроло, повинного в смерти прелестной цыганки. Сколько переживаний и пыла! "Эсмеральду" всегда обожали и танцующие, и смотрящие. Каждый находил в ней нечто на свой вкус. Так повелось с XIX века. С тех пор как балет на этот сюжет поставил Жюль Перро - в нем блистали все знаменитости тех времен - Карлотта Гризи, Фанни Эльслер, Вирджиния Цукки. В России "Эсмеральда" долгие годы была исключительно "частной собственностью" всемогущей Матильды Кшесинской. И в советское время этот антироялистский и антиклерикальный сюжет пришелся ко двору, благодаря чему старушка "Эсмеральда" пользовалась уважением и успехом. В ленинградской вагановской редакции этого балета блистала Татьяна Вечеслова, в московской тихомировской - Екатерина Гельцер. Какие имена! Новый бум вокруг старого балета возник после французских гастролей 1969 года, когда Парижская Опера показала "Собор Парижской богоматери" Ролана Пети. И тут многие "перелопатили" в новом русле старинный балет. Переодели персонажей в мини-платья со шнуровкой а-ля Ив Сен-Лоран (он создал костюмы для парижан). Затанцевал, прихрамывая, Квазимодо, в прыжках застрадал Клод Фроло - до того пантомимные персонажи. Эта волна переделок и подражаний прокатилась по всей Руси великой. Сейчас же "Эсмеральда" всеми позабыта. Против западных соблазнов устоял только Московский музыкальный театр Станиславского и Немировича- Данченко. Он сохранил верность и преданность своей оригинальной бурмейстеровской редакции со всеми ее достоинствами и многими архаизмами. В этом очень репертуарном балете запомнились все лучшие балерины театра - Виолетта Бовт, Элеонора Власова, Софья Виноградова, Татьяна Чернобровкина... В возобновленной "Эсмеральде" нет балерин такого масштаба. Центральную партию исполняет одна из ведущих танцовщиц театра Наталья Ледовская. Очень старательная, очень требовательная к себе. Все отрепетировано в ее партии, как и в спектакле в целом (честь и хвала репетиторам театра!). Но тем не менее Эсмеральды в спектакле нет. Есть танцовщица, тщательно, в меру своих технических возможностей и таланта выделывающая каждое па, разыгрывающая каждую мизансцену. Видны и задача, и сверхзадача (прямо как по Станиславскому) каждого эпизода - и танцевальная, и игровая. Но в исполнении отсутствуют та легкость и естественность, которые позволяют примириться с наивностью сюжета, поверить переживаниям прелестной цыганки. Эсмеральда - партия лирико-драматическая, что не очень соответствует дарованию Н.Ледовской. Трудно после такого красавца, как Владимир Кириллов, который, к горю многочисленных поклонников, перешел на игровое амплуа (сейчас он вовсю, но пока не очень-то убедительно, "злодействует" в мелодраматической партии Клода Фроло), покорить публику в партии Феба. Сравнения еще долго будут не в пользу новых исполнителей. Миловиден навязчивый соблазнитель Владимир Дика. Но этот Феб не столько увлекается цыганочкой, сколько сам красуется перед ней. На сцене не блистательный аристократ Феб-солнце, ослепляющий с первого появления, а ... "фебчик", который низводит премьерскую партию до деми-характерной. К сожалению, в "Эсмеральде", как в любом старом или сделанном под старину классическом балете, наличествует деление партий на амплуа. И исполнители, хотят они того или нет, должны соответствовать этим требованиям. Что же насчет танцевальной части партии Феба, то она у В.Дика намного убедительнее игровой. Хотя и были очевидные неполадки в воздушных поддержках, раздражали откровенные "подкрутки" и "докрутки" в партерных вращениях как с Эсмеральдой, так и с Флер де Лис (Кадрия Амирова). Вообще-то Флер де Лис и Феб премьерного спектакля заведомо не пара! По росту, фактуре, исполнительской манере. Конечно, их брак - брак по расчету. Но все-таки Флер де Лис аристократка, она должна быть хотя бы благородной и величественной, подобно королевской лилии, именем которой назван ее персонаж. Свое соло К.Амирова станцевала тяжеловесно и нестабильно. Очень старались ее подружки в классических вариациях, которые хорошо отрепетированы, но завуалировать суровость работы легкостью танца им не удалось. Вообще второй акт послабее первого, в котором темпераментно танцует народ, особенно короли "праздника шутов" (А.Домашев, А.Шейн, А.Григорьев). А вот "французская аристократия" подкачала. Развлекается вяло, как бы нехотя. Ни стати, ни знати! Некие скучные, будничные па вместо полных достоинства танцев-променадов, столь типичных для средневековья. Ну а истерика, устроенная мамашей брошенной Флер де Лис, вовсе из сферы нашего повседневного быта... Конечно, можно не обращать никакого внимания на все эти "мелочи жизни", как и поступают современные исполнители. Ведь все технические трюки, всякие там замысловатые перекидные жете, туры да двойные кабриоли преподносятся весьма лихо. Но у каждого балетного жанра - свои правила. Драмбалет, как свидетельствует само его название, требует игры, танца в образе. Иначе прелестная "Эсмеральда" превращается в плохо костюмированный концерт, что вне традиций этого театра. "Эсмеральда" прелестна, если к ней относиться с тем пиететом и уважением, которых, безусловно, заслуживает этот балет. Спору нет, при ее возобновлении все поработали на совесть. Но одной работы мало. "Эсмеральда" должна завораживать, не только большими батманами и прыжками. Также в рубрике:
|