Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7603) 25 - 31 октября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраБарак-коко"Барокко" на Петровке Владимир САЛЬНИКОВ
Уж устали говорить, насколько современными в прямом смысле слова стали выставки в Московском музее современного искусства. Открытый в декабре 1999-го, ММСИ меняется прямо на глазах. Теперь вместо "междусобойчика" от Академии художеств тут отдают предпочтение концептуальным проектам с приглашенными кураторами. Сегодня в двух зданиях музея, на Петровке и в Ермолаевском переулке, развернуты две экспозиции абсолютно международного качества. Коллективную выставку "Барокко" представляет столичная "Крокин галерея", а ретроспективу живущего в Германии Георгия Пузенкова подготовили два ведущих российских куратора Олеся Туркина и Евгения Кикодзе при поддержке "pARTner project Gallery". К обеим выставкам возможны претензии, но нельзя не оценить их интеллектуальный и эстетический уровень, а также просто размах. Музей стал ныне совсем другим - к чести РАХ. Барокко - стиль, сложившийся в Европе в XVI - XVIII веках и ассоциирующийся с чрезмерностью и алогичностью. Однако речь пойдет о довольно представительной выставке "Барокко", организованной в ММСИ нашей "Крокин галереей". Среди имен - безусловно, ведущие художники contemporary art отечественного извода. Да и большинство экспонатов выставки - на редкость полноценные и прекрасные во всех отношениях вещи. Вот три новые картины московского "митька" Константина Батынкова, члена самого народного направления, которое к барокко не имеет никакого отношения, за исключением прежней чрезмерности в употреблении алкоголических напитков. Он торжественно назвал триптихом "Аллегории" свои черно-белые работы, изображающие фантастические события, в самом деле под стать чему-то столь же размашисто барочному, как Тридцатилетняя война, нелепая борьба между католиками и протестантами в Германии XVII века, обернувшаяся общеевропейской аварией. Апокалиптическую катастрофу с самолетами, вертолетами и армиями солдат, вооруженных по старинке, он изображает как бы глядя из "сегодня". На полотне Фарида Богдалова "Мисс Америка" нарисована победительница соревнований по бодибилдингу, позирующая на Луне на фоне национального флага. Пафосный "фольклорный" опус "Домовина. Конек", гроб, украшенный избяными коньками, Алексея Беляева-Гинтовта, одного из главных наших певцов "симптоматики большого стиля" (как формулируется подзаголовок выставки), его заслуженного запевалы, возвеличивает мифы и исторический быт великороссов. Две классических форм скульптуры Кирилла Александрова радуют особым даром чувствовать материал. Огромная инсталляция Сергея Кострикова (увеличенные в несколько раз куриные яйца в картонных магазинных ячейках) - пионерская в нашем искусстве. Впервые поп-артистский прием раздувания так решительно применен у нас в инсталляции. По отношению к гигантским предметам, заполнившим чуть ли не половину зала, до самого потолка, зритель чувствует себя Алисой в Стране чудес, по ошибке выпившей волшебную микстуру не из той склянки. Ностальгическую оду старому Петербургу в лице якобы существовавшего в старину "Общедоступного кабинета редкостей" построили из старых шкафов Ольга и Александр Флоренские. Сергей Шеховцов (Поролон) показал изящную скульптуру из любимого поролона - колонну с капителью, "украшенной" видеокамерами наблюдения. Как и все произведения Шеховцова, эта работа обыгрывает демонстративное постиндустриальное равнодушие к материалу, к веществу, к материи: то, из чего создана иллюзия, галлюцинация реальности, давно не имеет значения. Прекрасное полотно Валерия Кошлякова изображает кубистическую интерпретацию не так часто используемого в иконе ландшафтного мотива, так называемую "горку". Из показанных видеоработ стоит отметить тонкую ленту Александры Митлянской "Поговори с ней" (с маленькой красной рыбкой в аквариуме) и иронию Елены Хейдиз над нашими представлениями о барокко. В видеосъемку болотистого озера, уподобленную барочному плафону, вмонтированы "отражения" фигур людей, идущих, что парадоксально, вверх головой. Столь же иронична маленькая инсталляция Дианы Мачулиной, пародирующая барочный натюрморт, даже его главную тему - размышления о бренности жизни, Vanitas по-латыни. Пышные предметы эпохи созданы из тонкостенных пластиковых бутылок из-под прохладительных напитков. Действительно, почти все участвующие в шоу произведения достойны быть выставленными в музее и на первый взгляд выражают поставленную перед ними задачу - быть хоть в чем-то барочными. Одно вызывает беспокойство - тема. Не слишком убеждает не только преждевременная заявка на "симптоматику большого стиля", придуманная организаторами из "Крокин галереи", к современному нашему обкорнанному, хотя и амбициозному, Отечеству, к сожалению, никакого отношения не имеющая. Не убеждают и обосновывающие весь этот торжественный показ тексты, принадлежащие перу вполне серьезных авторов, среди которых и куратор выставки Александр Петровичев. Как сказано выше, современная русская действительность никак пока не тянет на барокко. Посмотрите на лицо города. Хотя, возможно, значение Отечества нашего постепенно и растет, но архитекторы все более решительно отворачиваются от причудливых и пафосных эклектических фантазий 1990-х, обращаясь к международному стилю, пусть и оперирующему исключительно геометрическими формами, но во всех отношениях более пристойному. Чрезмерность ушла. Стиль - явление серьезное. По стилю вы можете понять внутреннее содержание общества, страны, режима... Вот почему стиль нельзя создать искусственно. Правда, стиль, господствующий в стране-гегемоне, политическом или культурном, может распространиться и на другие страны, как-то было с ампиром, первоначально стилем якобинской фазы Французской революции. Но пока российского барокко не замечено. Но от описания перейдем к анализу и попробуем разобрать концепцию выставки. Для чего придется рассмотреть две "симптоматические" видеоинсталляции, кои, скорее всего, следует считать программными, потому как среди авторов их - куратор и инициатор обсуждаемого шоу Александр Петровичев, а его соавтор - Платон Инфанте. В основе обеих видео лежат переработки сцен из фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный". Первое видео - это натюрморт: по экрану медленно проплывают роскошные яства. На второй - знаменитые пляски опричников. Но вопрос: что, собственно, хотят нам сказать этими двумя лентами? Чем эпоха Ивана Грозного созвучна барокко? Что, Россия - не только родина слонов, но и страна барокко? К Тридентскому (Триентскому) собору XVI века (1545 - 1547, 1551 - 1552, 1562 - 1563), который, собственно, и породил барокко как стиль Контрреформации, стиль агрессивной католической пропаганды, Россия не имела никакого отношения. И хотя страна активно участвовала в европейской политике и кровопролитных войнах эпохи барокко, она пострадала от польско-литовской агрессии, а в результате Семилетней войны приобрела Малороссию и Белоруссию, влияние барокко в России - внешнее, как польское стихосложение, принесенно к нам западнорусскими культуртрегерами. Еще можно согласиться с мнением когда-то популярного академика Конрада, что в XV веке на Руси начинался прерванный Ренессанс, к которому он относил и время Ивана IV. Но с глубинной исторической причастностью русской жизни к барокко - никак нет. Можно ли отнести к барокко фильм Эйзенштейна? Ведь если следовать изложенному в одном из объяснений выставки, гласящему, что к барокко можно отнести любую причуду, потому как к нему первоначально относили всякую диковину, в барокко можно с легкостью записать слишком много чего, все европейское искусство, начиная с эклектики XIX века до дадаизма. Такой подход нейтрализует всякое отличие барокко как тенденции - в современной русской действительности - от остальных явлений в искусстве и жизни. Получается, что мы живем в каком-то современном барокко. Но что это дает? В этом случае под барокко можно подогнать все, что угодно, любую пышность и респектабельность, любую причуду и нелепость, а уж все наше контемпорари арт тем более. Но ведь эти же художники только что промелькнули на выставках с совершенно другими названиями - "Русский поп-арт", "Соц-арт". Они же, скорее всего, войдут и в планируемую ГТГ выставку "Концептуализм". Да и поставь в название вместо "Барокко" - "Ренессанс", "Готика", "Романтизм", "Реализм", "Визионерство", "Подсознание", "Танец Шивы" и т.д., каждый раз попадешь в точку. Будешь прав, как был прав лектор из миниатюры Аркадия Райкина, представлявший архитектурный проект, скромное строение, призму, с налепленными на нее, как тогда говорили, архитектурными излишествами, - "...а это, сами понимаете, барак-ко-ко!" К несчастью, это явление и вправду симптоматичное. Слишком велика склонность наших кураторов к высасыванию тематики выставок из пальца, а не из наличного искусства, даже не из самой жизни. Если уж кураторов не удовлетворяет направленность творчества их подопечных, простых творцов. И они решили этим, на их взгляд, недотепам дать задание отразить то, что может отметить лишь проницательный взгляд куратора, которого сама должность ставит в положение интеллектуального превосходства. Но чаще всего получается наоборот. Также в рубрике:
|