Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7603) 25 - 31 октября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

МИХАИЛ СКОМОРОХОВ: "Нельзя превращать театр в сферу услуг"

ТЕАТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Беседу вел Александр НЕТОВ


М.Скоморохов

Михаил Юрьевич СКОМОРОХОВ - один из крупнейших режиссеров отечественного детского театра. Из сорока двух лет Пермского ТЮЗа двадцать пять связаны с именем Скоморохова и ознаменованы постановкой спектаклей, получивших широкое общественное и профессиональное признание: "Идиот" по Достоевскому, "Кандид" Вольтера, "Светлана" Жуковского, "Гаврош" по Гюго, "Золотой теленок" Ильфа и Петрова, пьесы Ибсена, Чехова, Пиранделло, Фонвизина, Пушкина, Островского. Единственной зависимостью, которую на театре должно признать непреложной, Скоморохов считает зависимость от зрителя, которому служит. По его словам, этот зритель - от малых лет до вхождения во взрослую жизнь - меняется вместе со временем и этим изменениям надо соответствовать во всем и всегда.

    

- Как известно, культура не входит в число национальных проектов, в правительстве ни один из вице-премьеров не отвечает за ее развитие. Над театрами, и в первую очередь - детскими, то и дело нависает угроза остаться без государственной поддержки. Должно ли что-то измениться в общественно-политической ситуации, или исконно русская привычка "авось выживут" уже въелась в сознание чиновников?

- В недавнем прошлом высокие чины перед выборами и референдумами обращались за поддержкой к деятелям искусства и культуры страны. Писатели, режиссеры, именитые артисты, звезды эстрады, популярные композиторы во всех СМИ - от телевидения до листовок, которыми был оклеен каждый забор, - призывали нас агитировать за того или иного претендента на высокий государственный пост. Тогда с ними можно было вести диалог. А сейчас в политике уже немодно прикрываться именами деятелей искусства и культуры, и, думается, неслучайно. Политики и чиновники делают ставки на других. Нет ни диалога, ни возможности общения. Вот и ответ на ваш вопрос.

Что говорить о театрах? Президент и члены правительства в театры не ходят. Горбачев ходил, Ельцин - реже, но бывал. Теперь же ни Президента, ни членов правительства рядом с культурой не видно. Какие национальные проекты и программы могут быть у руководства, которому, в сущности, нет до нас дела?! Отсюда тенденция перевести театры на коммерческую основу. Но о какой коммерции или самоокупаемости можно говорить применительно к искусству? Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Заработная плата работникам театров установлена на грани прожиточного минимума. Одни призывы: ищите спонсоров, зарабатывайте, доплачивайте из внебюджетных средств - это ваше дело. Столичные театры стоят в очереди за президентскими грантами, все остальные - а их большинство - в списках "на выживание".

    

- Но ведь ни для кого не секрет, что детский театр - особая статья. К тому же нынешний год объявлен Годом ребенка. Вам помогают, или борьба за выживание не обходит Пермский ТЮЗ стороной?

- Вспомним советское прошлое. В каждом областном центре открывался ТЮЗ, каждый небольшой провинциальный городок стремился иметь какой-нибудь театр: драматический, музыкальный, кукольный. Приобщение к культуре считалось делом государственным. Устанавливался ежегодный план количества спектаклей, зрителей и новых постановок. На это в Министерстве культуры работали несколько огромных отделов: репертуарный, управления театрами, гастрольный, служба по кадрам. Детский театр был идеологией сам по себе!

Четверть века назад Пермский ТЮЗ делил одно помещение с Театром кукол и был обязан играть 550 спектаклей в год, а театр кукол - 700! В этой эксплуатационной гонке мы выкраивали для репетиций любой свободный час рабочего дня, использовали каждый выходной. Самое интересное: чтобы обслужить детей, нам не хватало нормы - 550 спектаклей, - и мы просились на огромные сцены дворцов культуры, чтобы наши спектакли посмотрело как можно больше зрителей. В школе обязанность посещения спектаклей была возложена на классных руководителей и организаторов по воспитательной работе. Зрительные залы ТЮЗов строили вместительными - до 1000 мест. В этом, конечно, были свои издержки, но было и чувство ответственности, да если хотите - чувство уверенности в будущем.

Сегодняшний Минкульт России не установил с нами никакой связи, а министр культуры господин Соколов откровенно признается, что его ведомство не имеет и рубля, чтобы оказать хоть какую-то помощь провинциальным театрам. Не секрет, что в нашей стране государственной прерогативой становится то, на что обратит внимание Президент, - вот повезло здравоохранению, образованию. Сейчас задумались о рождаемости, демографические проблемы поставлены во главу угла. Скажите, если народонаселение ответит "ударным трудом" на призыв больше рожать, в какие театры через очень короткое время пойдут рожденные сегодня дети? В детские - прежде всего. Но согласитесь, если уж начали готовить общество к преодолению демографического кризиса, не стоит ли тут же подумать и о том, как растить и воспитывать тех, кто явится на свет благодаря энтузиазму ободренных материнским капиталом российских граждан?

    

- Что же в таком случае ждет ваших будущих зрителей на ниве просвещения и культуры?

- На самом деле ситуация с детскими театрами действительно сложна. Что мы имеем сегодня? Сохранилась государственная норма показа спектаклей - 280 в год против 550 прежних. Казалось бы, появилось время для подробной подготовки новых постановок и разумной эксплуатации текущего репертуара. Но наряду с этим разрушена связь со школой, практически закрыты театральные кружки во дворцах и домах творчества юных. А там формировалась немалая часть постоянных зрителей - участников детских самодеятельных коллективов. Сегодня потребность в посещении театра не развивается, не прививается юному поколению. После теракта в зале "Норд-Оста" никто не хотел водить детей в театр. Отток зрителя от театральной кассы настолько значителен, что иногда становится страшно: а для кого его, театр, сохранять?

С другой стороны, детские театры по-прежнему влачат нищее существование. Администрация Пермского края повысила заработную плату художественным руководителям всех театров, через год после этого вышел Закон о театре Краевого законодательного собрания, который дал возможность за счет заработанных средств поднять зарплату всем работникам театра. Благодаря этому повышению за сезон никто не уволился: ни один сотрудник, ни один из руководителей цехов. Но надолго ли этого хватит? Думаю, вернуть бы достойную зарплату, сделать ее хотя бы относительно устойчивой, тогда жить и заниматься своим делом станет легче и интереснее. Конечно, отношение к театру первых лиц края и города имеет неоценимое значение. Отсюда и помощь, которую оказывают нам спонсоры, становится более весомой. Но вместе с тем прошедшим летом на гастроли по селу в областном бюджете не нашлось денег. Мы их получили на два месяца позже. Как театр выкручивался, чтобы не сорвать спектакли в оздоровительных лагерях и сельских клубах, не пересказать. Где-то просили в долг на бензин, где-то занимали деньги на суточные и гостиницы - только бы отыграть намеченные спектакли. И это в год, который объявлен Годом ребенка! Еще одно. С подчинением казначейству жить театрам стало невыносимо. Во-первых, перечисление денег все время задерживается. Во-вторых, финансирование разбивается по статьям, будто театр - это фабрика. Ну скажите, как можно угадать, пойдет ли больше на 2 метра материала на костюм или на 3 доски - на декорацию? Что тут говорить, если в государстве не все понимают, что не только детский театр, театр в целом - статья особая!

    

- Гламур и глянец, шоу-бизнес и "сфабрикованное" телевидение явно потеснили театр, который традиционно играл в российском социуме роль второго университета. В этом видится уже и идеологическая угроза: в зрителе воспитывают обывателя, ничуть не заботясь о его душе. И чем дальше, тем успешнее. Не кажется вам, что театр в борьбе с такими мощными конкурентами, какие перечислены, может погибнуть?

- В прежние времена театр и кинематограф не нуждались в особой рекламе, в них существовала потребность, которая ни у кого не вызывала сомнений. Теперь театр и кино, любое явление культуры приравнены к рыночному продукту, к предмету купли-продажи. Без рекламы мы уже не можем решить: пойти в театр (и в какой) или нет. Потребность, регулируемая движениями души, исчезла. В рекламе театр поставлен в один ряд с гастрономией, новыми сортами пива, сногсшибательными таблетками от простатита и кафельной плиткой. Мы превращаемся в сферу обслуживания: поднеси, подай, пошел вон, - это страшно. Наверное, театр приходит к каким-то новым рубежам, когда действительно он останется для избранных, для малой кучки людей, кому необходимо сопереживание, кому хочется увидеть и услышать хорошую пьесу в исполнении хороших артистов...

Александр Вампилов говорил: "Театр не умрет никогда, потому что люди никогда не перестанут валять дурака". В то, что театр не умрет никогда, я лично верю. Только вот "дураков" становится все меньше и меньше. Становится меньше тех, кому мы нужны, - прагматизм все больше отвоевывает себе право руководить жизнью. Никого, кажется, уже и не удивляет, что гастролирующие по городам и весям "Фабрики звезд", "Маски-шоу", "Ледниковые периоды" и КВН в том числе вытесняют театр, лишают самой возможности открыть его для себя. На заключительных играх КВН нам показывают присутствие Президента. Я не против выбора. Никого и никогда нельзя лишать выбора, но рамки этих игр, развлекательных программ, сериалов от "Няни" до "Солдат" настолько беспредельны, что вовсе не оставляют места для трансляции интересных спектаклей. Театр как в ссылку отправлен на телеканал "Культура", из чего следует, что остальные каналы могут вообще культурой не заниматься. Они и не занимаются, они становятся (уже стали!) индустрией нехитрых развлечений и бытовым источником сферы услуг.

    

- Актриса Людмила Максакова, пожалуй, лучше других определила суть современной театральной ситуации, сказав, что сначала из театра изгнали слово, теперь изгоняют человека. Можете прокомментировать?

- Наверное, подражание европейскому театру мы наблюдаем неслучайно. Невербальный театр имеет и отклик, и спрос у зрителей, но традиционный отечественный театр, безусловно, должен сохраняться. Мне сложно судить о современной режиссуре, которая в любой драматургии находит только слепок с обыденной жизни, которую заботит соответствие так называемому формату - все из той же сферы услуг и индустрии развлечений. Полтора часа сценического времени - полтора часа бешеного драйва, компьютерных технологий, временных и пространственных обманов, модернистской игры смыслами - лихо, но похоже на фастфуд. Отсюда - другой язык. Я думаю, что, увлекаясь смежными искусствами и насыщенным внешним действием, молодая режиссура прикрывает свое неумение прочитывать характер и заниматься взаимоотношениями героев.

Если коснуться "новой драмы", то в однообразии своем она "перечитывает" черные, негативные страницы жизни, претендуя при этом на статус высокой драматургии. Даже комедии чаще всего безнравственны. Вспомним сегодняшнего "Таксиста" и сравним его с "Осенним марафоном". С одной стороны, просто пошленькая комедия ("Таксист"), с другой - высокая драма человека, который не может бросить жену, хотя любит другую. Казалось бы, тема одна, а какая разница в содержании! Поиск героя стал нарицательным. Но вот почему наш "Чонкин" по роману Владимира Войновича так попадает в сегодняшнего зрителя? За 10 месяцев мы сыграли на аншлагах 30 спектаклей, из них 24 - в Перми и 6 - на гастролях. Почему спрос? Потому что Чонкин - герой. Пусть никудышный, смешной, придурковатый, но как он верен своей Нюрке, и как она его любит!

Рад, что сегодня перестали обрушиваться с негативной критикой на Малый театр, где сохраняется красота русского слова, высокой отечественной драматургии и постижения мощных национальных характеров. Недавние гастроли Малого театра в Перми прошли с небывалым успехом, билеты достать было невозможно.

    

- Зритель детского театра на протяжении вашего творческого "века" изменился?

- Меняется ли зритель? Меняется! И театр меняется. Только за этими переменами надо следить, а не слепо и покорно им следовать. В большей своей части зритель идет в театр отдохнуть, посмеяться, всплакнуть. Он идет не за размышлениями, как когда-то, а за чистым сопереживанием действу, происходящему на сцене. Режиссура - потому и искусство, что ей подвластно прочитывать текст в разных соотношениях - со временем, со зрительским восприятием, даже с актерскими возможностями, которыми располагает труппа в тот или иной период своего развития.

Практическая жизнь в театре вывела для меня аксиому - никакая модная, яркая, заразительная, сногсшибательная пьеса не вызывает у артиста такого трепета и восторга, как классика. Берется классическое произведение, которое, быть может, кажется нам не по зубам, но в процессе его освоения происходит рост, потому что проблемы и человеческие характеры, выведенные в нем, поднимают нас над обыденностью.

    

- Вас охотно приглашают на различные фестивали, которые постепенно подменили собой гастроли и лишили театры самой возможности протяженно общаться с новым для них зрителем. Что же все-таки предпочтительнее - ведь вы познали и тот, и другой опыт, - получить фестивальное признание (награды, призы, дипломы) или установить полноценные контакты с новым зрителем?

- Согласен с размышлениями Александра Калягина, высказанными на страницах "Культуры", о том, что появилась тенденция ставить отдельные спектакли для фестивалей, удовлетворяя тем самым вкус изысканной критики, а другие спектакли - для репертуара, то есть для публики. Раньше этого не было. Белинский писал о тех спектаклях, которые вызывали живой интерес публики, и разбирался, почему этот интерес рождается. В этом и состояло понимание театра как кафедры, второго университета. Сегодня порой в фестивалях участвовать не хочется, потому что именно то, что воспринимают зрители, подвергается резкому осуждению критиками. И наоборот, спектакли, на которых публика спит или с которых, протестуя, уходит, вызывают буйный восторг ряда "экспертов".

Собственно говоря, ряд-то этот невелик - недавно Галина Волчек сказала, что пять человек пытаются диктовать театральному сообществу моду, подчинить своим правилам игры. Один - за невербальный театр, другой - за документальный, третий - за "новый" европейский, еще парочка - за новую драму, и все вместе - против отечественного традиционного. Но каждый, по-моему, мало что понимает в настоящем театре. Говорю об этом откровенно, правда, вслед за Волчек, и в убеждении, что этой неокритике как производному от повсюду насаждаемых рынка и глобализации надо противостоять сообща.

Возвращаясь к вопросу: фестивали никогда не заменят гастролей, которых мы лишились. Фестивальная публика - это не вся публика, и по ее реакции невозможно судить ни о театральном процессе, ни о нашей жизни. Общение с новым зрителем на гастролях - самое дорогое для артиста. Это проверка на подлинность в профессии. А фестивальные награды, призы и дипломы - пускай и приятны - всего лишь мишура, как на новогоднем карнавале.

    

- Вы преподаете, значит, хотя бы штрихами можете набросать портрет современного артиста. Устраивает ли он вас, или что-то надо в его образовании менять, а может быть, возвращаться к старым способам обучения, которые кое-где мы утеряли?

- Старые способы обучения были продуктивнее. Большие мастера передавали свой опыт студентам индивидуально. Я помню это еще по театральным училищам Свердловска и Москвы, где главным объявлялся поиск жизненной правды плюс художественная выразительность. А предмет "Художественная выразительность" существовал из московских вузов только в Щуке, и его вела Шухмина. Для меня эти уроки живы в памяти и сегодня, хотя прошло тридцать с лишним лет. В то время не могло быть и речи о коммерции - мастера шли преподавать по зову сердца и души. Чаще всего они были полностью востребованы в театре и не искали в преподавании дополнительного заработка. Да и коммерческих курсов ведь не набирали, как можно воспитывать артиста за деньги?!

В провинции во всех институтах культуры открылись актерские факультеты: не из фанаберии, а по необходимости. Ведь ни один выпускник столичных вузов нынче не едет работать в провинцию. Но местные вузы в регионах не имеют настоящих преподавательских кадров - здесь и проблема. Сами учим, как можем. Я преподаю не по призванию, а по необходимости, но пытаюсь все свои знания донести до адресатов, причем не только в период обучения, но и в процессе работы в театре: почти всех своих выпускников беру в труппу. Остаются не все: кто-то уходит в поисках лучшей доли, кто-то - чтобы заработать на жизнь... Служить театру, как говорили раньше, становится накладно. Но настоящего артиста во все времена только и отличало служение своему делу. Ненастоящие - прислуживали.

    

ОТ РЕДАКЦИИ:

Конечно, мы не могли не опубликовать мнение такого авторитетного деятеля российского детского театра, как Михаил Скоморохов, о нынешнем состоянии ТЮЗов в нашей стране. Тем более что, судя по всему, Михаил Юрьевич в значительной степени выражает взгляд многих своих коллег. Однако жизнь идет и, что характерно, меняется. В частности, в начале октября в Саратове состоялся организованный Роскультурой и СТД РФ Всероссийский форум "Искусство - детям". Значительная часть этого мероприятия была посвящена сегодняшнему положению детского театра в России. Там же был обсужден и утвержден план мероприятий по поддержке развития искусства для детей и юношества, любительского театрального движения, гастролей, русского театра за рубежом на 2008 год, подготовленный в соответствии с поручением Президента РФ (того самого, который, по мнению М.Ю.Скоморохова, в театр не ходит). Кроме того, что в 2008 году будет профинансировано почти полтора десятка фестивалей, посвященных театральному творчеству для детей и юношества (в том числе X Всемирный фестиваль детских театров - Москва, 17 - 25 июля 2008 года), предполагается проведение множества других важнейших для детского театра мероприятий. Состоятся Всероссийский конкурс чтецов и Международный конкурс по сценическому движению (разве не здесь руководители ТЮЗов могут увидеть интересную театральную молодежь?). Довольно существенное финансирование предусматривается для организации гастролей ТЮЗов и театров кукол по малым городам России и обменных гастролей с театрами СНГ и Балтии, для творческих отчетов театров российских регионов в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего года будет работать творческая лаборатория А.В.Бородина (РАМТ станет базой для постоянно действующих лабораторий, семинаров, мастер-классов для режиссеров, актеров, завлитов, критиков, педагогов). На базе Екатеринбургского ТЮЗа будет осуществлен проект М.Бартенева - О.Лоевского "Спектакль для маленьких: возрождение традиций в новых условиях". В Саратове в сентябре 2008 года пройдет творческая лаборатория по современной детской драматургии. В Музее-заповеднике "Ясная Поляна" будет реализован проект М.Угарова "Создание новой сценической постановки для подростков. От пьесы до спектакля". Будут проведены конкурсы на создание драматических произведений для ТЮЗов, для театров кукол, детских опер, балетов, оперетт, мюзиклов. Наконец, выделены весьма значительные средства для целевого творческого заказа на создание спектаклей, адресованных детям и подросткам.

Так, может быть, действительно лед тронулся и жизнь, как бы мы ни удивлялись этому, и вправду начинает налаживаться?

Конечно, при отечественном умении забюрократить все, что угодно, громадье перечисленных планов довольно просто превратить в кучу унылых посиделок, для которых главное не суть, а отчетность. Но уж это-то, господа-товарищи, в конце концов, зависит от нас самих - любопытных, энергичных и творческих или скучных, ленивых и недоверчивых.

Также в рубрике:

ТЕАТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;