Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7603) 25 - 31 октября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Сильнодействующие лица

"Обрученные". Театр имени Моссовета

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Вопрос, который никогда не стоит задавать режиссеру: "Зачем вам это нужно"? Хуже может быть только: "Что вы хотели этим сказать?" Но в данной ситуации никак не удержаться, потому что спектакль "Обрученные", поставленный некогда перспективным режиссером Виктором Шамировым в Театре имени Моссовета, даже опытного критика ввергает в полное недоумение. Нет ни единого момента, который защитил бы лихорадочно мельтешащее действо от упреков в непонимании.

Впрочем, нет, один все-таки найдется. Это вожделенная новизна произведения для сцены. Итальянского классика Алессандро Мандзони мы практически не знаем. А вот Александр Сергеевич Пушкин, его младший современник, творчество Мандзони почитал, и весьма высоко, считая его произведения более занимательными, чем у Вальтера Скотта. Видимо, режиссер вкупе с театром решили, помимо привычных сценических дел, еще и образовать нашу публику. И, увы, потерпели полное фиаско, поскольку после спектакля вряд ли чья-нибудь рука потянется к полке, чтобы снять оттуда томик Мандзони.

Весьма внушительный по объему текста, роман написан автором со знанием дела, ведь речь идет о родной Италии, пусть и ХVII века. Как всякий писатель, считающий себя романтиком, Мандзони верен подлинности времени, места и людских характеров, коих тут десятки: аристократы и нищие, разбойники и бродяги, священники и торговцы, ремесленники и монахи. Понятно, что из всего этого нужно было составить "сценический текст", чем и занялся сам Шамиров. В результате, вероятно, подлинный Мандзони разбавился тирадами, предложенными современным человеком. Текст здесь существует как бы сам по себе, совершенно отдельно от сюжета и действия. Там все бежит, скачет, подпрыгивает и кувыркается. И вдруг - остановка, сопровождаемая донельзя высокопарным монологом. Тоже немаленького объема, что тут же вызывает искреннее сочувствие актерам: надо ведь не только понять произносимое (что само по себе сложно), но еще его и запомнить. А уж это - подлинный героизм, способный вызвать аплодисменты зрительного зала. Но, согласитесь, это не самая большая актерская заслуга.

Наверное, наиболее любопытным у Мандзони была эта подробная всеохватность исторического фона. Сам же сюжет вполне банален. Парочка юных бедняков, Лючия и Ренцо, влюблена друг в друга. Злодей Дон Родриго желает расстроить свадьбу. Герои бегут - кто в монастырь, кто в соседнюю провинцию. Дальше следуют коварные похищения, эпидемия чумы, отчаянные обеты и финальное счастливое воссоединение возлюбленных. Просто как пряник. Этот пряник Шамиров и оставляет, сводя весь фон к одной-единственной деревянной конструкции-декорации.

Конструкция эта (художник Алексей Кондратьев) сама по себе куда как хороша и функциональна. Круговая городская стена, глухая поначалу, а потом постепенно ощеривающаяся дырами, лазами и прочими пустотами. Они открывают тайную жизнь персонажей глазу посторонней публики, делают их беззащитными. Конкретике Мандзони все это явно противится, хотя иной вариант здесь был явно невозможен. А в общем, если выбирать между "театром художника" и "театром режиссера", то в данном случае первый куда более любопытен.

Режиссер же вполне живую историю переводит в жанр какого-то средневекового моралите, "жизненность" отрицающего по определению. Здесь только белое и черное, сцены "неслыханного злодейства" или "ангельской доброты". Некий набор умных сентенций и прописных истин, которые актеры произносят только потому, что надо же что-то говорить. Никто не станет отрицать верности смыслов, но вот словесная форма, в которую они заключены, вызывает поначалу умиление, которое, впрочем, очень быстро сменяется раздражением.

В прочие же моменты актеры и впрямь - "сильнодействующие лица". Они рычат, кричат, бьются оземь, все время куда-то бегут и зачем-то падают, успевая подмигнуть залу и еще как-нибудь схохмить. Меняются ролями, коих тут тьма несусветная, и все почти эпизодические, мало что значащие. Если же роль побольше, то каждый выруливает сам, как сможет. Что делать, например, хорошему актеру Александру Яцко в роли некоего Безымянного (читай - воплощение отъявленного грешника и убийцы, почему-то вдруг раскаявшегося от одного лишь упоминания о похищенной юной девушке)? Сидит он на жердочке, скалится, вещает зловещим голосом - право слово, как в площадном вертепе.

А как прикажете вести себя опытному Анатолию Адоскину (Кардинал), у которого в устах такое обилие прописных истин, что оторопь берет? Ну он их и озвучивает в традициях хорошей русской психологической школы, за это получая аплодисменты. Что делать талантливой и юной вчерашней студентке Вере Строковой (Лючия) и не менее молодому Станиславу Бондаренко (Ренцо)? Они, кажется, и сами до конца не понимают, как надлежит действовать в столь выморочной сценической истории. А режиссер им в этом почему-то не помогает.

В общем, выходит на сцене полная бессмыслица. Ни характерно-бытовых примет, ни живой романтической истории, ни подлинности чувства, ни постановочной виртуозности - как ни старайся, ничего не отыщешь. Остается одно оправдание: в который раз хотели, как лучше. Только вот получилось не как всегда, а гораздо хуже. Кабы еще все это шло где-нибудь "Под крышей", на камерной сцене, может, и возникли бы непроизвольно иные интонации. А тут замахнулись на большую, да промах вышел.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;