Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7603) 25 - 31 октября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЭто - АнглияVIII Фестиваль "Новое британское кино" Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
И раньше фестивалю британского кино грех было жаловаться на отсутствие зрительского внимания, но такого, пожалуй, еще не было: почти все из 33 сеансов, на которых было показано 11 фильмов, прошли с аншлагами. И еще одно наблюдение: крайне редко кто-либо из зрителей (львиную ее часть составили студенты) уходил из зала, не дождавшись конца. И это притом что программа на этот раз была несколько слабее, если сравнивать с предыдущими фестивалями, в одной упряжке шли фильмы выдающиеся и средние, артхаусные и откровенно развлекательные. Даже такие весьма специфические музыкальные ленты, как "Скотт Уокер - человек ХХХ века" Стивена Кайджека и "Жить вечно" Джона Дауэра, смотрелись с неослабевающим интересом и с благодарными аплодисментами в финале. В первой речь идет о Скотте Уокере - артисте, оказавшем огромное влияние на современную музыкальную культуру, фактически не знакомом рядовому кинозрителю. А вторая рассказывает о рождении, триумфе и закате "бритпопа" - самого популярного английского музыкального экспорта последнего десятилетия прошлого века. Обе картины изобретательно сняты, не лишены метких и остроумных наблюдений и близки по стилистике - представляют собой набор из множества коротеньких музыкальных клипов вперемежку с фрагментами из интервью и репортажными зарисовками. Для такого кино нужен свой зритель, и он нашелся благодаря грамотно составленному каталогу: люди знали, что они будут смотреть. Помимо музыкальной, на фестивале были достойно представлены и другие стороны жизни Британии. В том числе и жизнь студенческой молодежи - в комедии Тома Вона "Попасть в десятку". Запомнившийся нам по главной роли в "Последнем короле Шотландии" Джеймс Макавой играет юношу Брайана, поступившего в Бристольский университет. Брайан почти сразу попал в престижную университетскую команду "знатоков", которой предстоит сразиться с эрудитами из другого университета, на него положили глаз сразу две студентки - красавица и симпатичная умница... В общем, кино получилось немного смешное, немного скучное, немного милое - и не более того. Примерно такого же уровня комедия Стивена Сёрджика "Я хочу конфетку" - о предприимчивых студентах кинофакультета (их играют Том Райли и Том Бёрк), решивших снять порнофильм. Помочь ребятам согласилась (совершенно непонятно почему) самая знаменитая в мире американская порнозвезда (Кармен Электра). Если комедии Вона и Сёрджика, скорее всего, по замыслу организаторов фестиваля призваны дать представление о современном британском коммерческом кино, то фильм "Это - Англия" - из тех, которыми Британия может гордиться. Шэйн Мэддоуз, один из самых перспективных английских режиссеров, переносит зрителей в 1983 год, в серый и неуютный провинциальный приморский городок, куда после гибели отца на Фолклендской войне переехал вместе с мамой 12-летний Шон (Томас Тёргус). Судьба сводит мальчика с группой местных скинхедов, и те взяли его под свою опеку. Событий как таковых в фильме раз-два и обчелся, действие развивается медленно, если не считать несколько кульминационных вспышек, много персонажей и много вроде бы ничего не значащей болтовни. Режиссер вглядывается в лица своих персонажей, акцентирует наше внимание на деталях быта и интерьеров, заставляет "работать" городской пейзаж и морские ландшафты. И постепенно возникает стойкое ощущение, что на экране реальная жизнь - сложная, драматичная, страшная. На наших глазах маленький Шон усваивает уроки этой жизни, и в мощном финале мы становимся свидетелями рождения личности. Снятая в традиционном "реалистическом" ключе картина живого классика британского кино Майка Ли "Вера Дрейк", едва ли не самая именитая на фестивале, сильна прежде всего выдающейся актерской работой Имелды Стонтон. Это история некрасивой и немолодой женщины Веры Дрейк, которая света божьего не видит, обслуживая свое многочисленное и неблагополучное (брат-инвалид, впавшая в маразм мама) семейство. При всем при этом она никогда не теряет присутствия духа, всегда добродушна, дружелюбна и улыбчива. Втайне от домашних она по простоте душевной бескорыстно помогает девушкам избавиться от нежелательной беременности. В те времена (1950 год) это классифицировалось в Англии как тяжкое преступление - Вера об этом и не подозревала. И вот однажды тайное стало явным... Если бы на этом фестивале присуждался приз за лучшую мужскую роль, то наиболее достойной кандидатурой представляется Питер О'Тул. 74-летний ветеран британской сцены и британского кино в фильме Роджера Митчелла "Венера" заставил свой почтенный возраст поработать на полную катушку, за что заслуженно был удостоен очередной и последней на данный момент номинации на "Оскара" (и в очередной раз американские киноакадемики его прокатили). Это одна из самых странных историй любви в мировом кино. Будучи дряхлым стариком, Морис (Питер О'Тул), некогда известный актер, лишь изредка появляется на съемочной площадке (по старой памяти ему предлагают крошечные роли, чтобы поддержать его скромный пенсионный бюджет) и дни свои коротает в основном в компании Иена (Лесли Филлипс) - такого же дряхлого и одинокого коллеги по цеху. Однажды к Иену приехала из провинции его юная племянница Джесси (Джоди Уиттекер). И у Мориса заколобродили мужские гормоны. Разумеется, Джесси восприняла его робкие приставания как стариковские причуды. Но постепенно и она стала испытывать к нему какие-то чувства. Хорошие актерские работы отличают и криминально-социальную мелодраму Энтони Мингеллы "Взлом и проникновение", где солируют Джуд Лоу и Жюльетт Бинош. Лоу выступает в роли архитектора Уилла, который вместе со своим компаньоном Сэнди (Мартин Фриман) переехал в новый офис, расположенный в одном из неблагополучных районов Лондона. Очень скоро ночью в офис проникли грабители и вынесли все ценное. Через неделю налет повторился, и тогда компаньоны стали по очереди по ночам дежурить возле своего офиса. И вот однажды Уилл увидел, что в здание пытается проникнуть подросток. Задержать его не удалось, зато удалось узнать, где он живет. И совсем скоро между Уиллом и мамой юноши, боснийской беженкой (Жюльетт Бинош), совершенно для них неожиданно вспыхнул роман. До момента этой вспышки и последовавшей за ней замечательно снятой эротической сцены к фильму нет вопросов, но затем все сильнее и не всегда обоснованно звучат социальные мотивы, драматургия становится рыхлой. Бюджет фестиваля позволил показать новое британское кино не только в столице, но и еще в шести крупных российских городах. Но, к сожалению, бюджет не позволил пригласить тех, кто создает новое британское кино. Также в рубрике:
|