Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7609) 6 - 12 декабря 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраДа будет народ государем!"Марш энтузиастов" в галерее "Ковчег" Владимир САЛЬНИКОВ
У современного молодого человека давно сложилось мнение, что его предки, советские люди, только и делали, что маршировали под красными знаменами, растяжками с лозунгами и с портретами вождей - мордатых, плохо одетых дядек с нелепыми прическами и некрасивыми головными уборами. Народ радостно кричал "ура". А сами дядьки с трибун ему улыбчиво помахивали. Кажется, что народ был задурен тоталитаризмом и не понимал, что дядек с трибуны следует немедленно оттуда свергнуть, а демонстрацию поддержки их тиранического режима превратить в манифестацию протеста, после чего построить светлое будущее всего человечества - капитализм. Это, конечно, миф. Но какая-то правда в этой концепции есть, хоть и не вся. Потому что за исключением интеллигентских антиправительственных маршей 80-х население страны под названием СССР - РФСР всегда поддерживало если не свое начальство, то именно страну, ее суверенитет и могущество. И чтобы продемонстрировать это самому себе и всему миру, готово было шагать и шагать. О чем и сделали замечательную выставку кураторы галереи "Ковчег". Назвали они ее "Марш энтузиастов", как известную песню сталинской поры, которая у одних ассоциируется с периодом успешной модернизации страны, а у других - с репрессиями, захватывавшими ни в чем не повинное население.
Марш авторы выставки начинают издалека, прямо с Первой мировой войны. В гениальных работах Натальи Гончаровой того времени появляются солдатские массы. Потом война перетекает в революцию. Правда, ее важнейший февральский этап, к сожалению, не нашел места в экспозиции. Тогда, собственно, снова появилась на улицах наших городов разогнанная в 1905 году казаками толпа - человеческая масса русского простонародья, "самодержавный народ" Велимира Хлебникова, которая зашагала через весь ХХ век в нашу современность. Первое свидетельство марша - плакат Четвертого конгресса Коминтерна. Человеческий прибой у красной крепости московского Кремля, вдруг превратившегося из памятника архитектуры в символ мировой революции. (Коминтерн, если кто не помнит, был устроенной международным сообществом левой интеллигенции организацией, целью которой было развязывание по всему миру революций.) Той же эпохи плакат, призывающий выйти на всероссийский субботник и отремонтировать водный транспорт, - вполне еще буржуазная толпа в путейской или инженерной униформе с красным лозунгом "На субботник!". Другой плакат призывает трудящихся Бауманского района пойти на выборы Советов. Причем сами трудящиеся изображены уходящей в даль змеящейся толпой, впереди которой рабочий и работница несут растяжки. Их в советское время называли транспарантами, славящими рабочий класс и его коллективного вождя - компартию. Конечно, среди экспонатов "Марша энтузиастов" множество подобных риторических и архаичных по художественному языку экспонатов, интересных разве что как знаки Истории. Но есть и просто хорошие рисунки и картины. Таков модернистский плакат Льва Бруни "Все в Красную Армию!". Под китайский лубок стилизован плакат Исаака Эбериля, прославляющий Китайскую Красную Армию. От замечательных акварельных миниатюр Марии Синяковой-Уречиной, созвучных поэмам Велимира Хлебникова и картинам Павла Филонова, невозможно отойти. Одна из них называется "Мировая война", а другая - "Мир". Есть в экспозиции и "Окна РОСТА" Маяковского. Следующий исторический период - НЭП, когда на фоне вернувшегося и контролируемого сверху капитализма идеологическая риторика становится формальней и жестче. Отсюда пафосный плакат Алексея Пименова с пока несуществующей еще современной индустрией и соответствующими ей рабочими. Однако появилась и некая мирная частная обыденность, даже если она касалась общественных и государственных дел. Вот - дейнековские беспризорники, а вот - быт красноармейцев в изложении Андрея Брея. Вот люди просто отдыхают. Особенно много изображений досуга, гуляний и праздников, в основном лишенных идеологической мотивации, приходится на период "почти" построенного социализма, когда "Жить стало лучше... Жить стало веселее" и советский человек, наконец, смог позволить себе отдохнуть. На досуге и советском гедонизме специализировалась Нина Кашина - "Гуляющие в Царицыно-Дачном" и Валерий Алфеевский - "Бега", "Площадь Большого театра". Но не обходится без фальши и подхалимажа по отношению к начальству. На акварели Самохвалова одетые в шелка прекрасные девы с букетами цветов в руках порхают по Красной площади, изгибаясь и трепеща в экстазе при виде Сталина, Ворошилова и Молотова. Но классовая борьба не давала художникам и этого короткого предвоенного, относительно сытого периода успокоиться. Молодые еще Кукрыниксы писали модернистские картины на тему Гражданской войны, Виктор Мидлер - "Митинг в марсельском порту". Николай Дмитриевский изобразил лагерь военизированной организации с таинственным названием "ОСОАВИАХИМ". Апофеоз подхалимажа и одновременно свидетельство искреннего народного культа - картина Дмитрия Мочальского "Они видели Сталина", стыдливо переименованная в "После демонстрации", - счастливая советская молодежь возвращается с демонстрации. После смерти Сталина и разоблачения его деяний шаг русских масс стал спокойней, пока не закончился антисоветскими демонстрациями интеллигенции конца 80-х. В 90-е - последний всполох энергии масс - коммунистические манифестации протеста против экономических реформ. И вот мы уже живем в обществе, где собрать в одном месте сто человек - проблема. А если вдруг собираются больше "несогласных" - это уже проблема ОМОНа. Также в рубрике:
|