Еще раз посчастливилось убедиться, что пресс-служба Датского Королевского балета является самой пунктуальной и оперативной в мире. Почти за год до того знаменитого празднования двухсотлетия Августа Бурнонвиля и сопровождающего его фестиваля из театра присылали подробную информацию, которую было интересно публиковать, чтобы любители балета успели подготовиться к поездке. Мы первыми узнали, что с поста руководителя ДКБ уходит легендарный Франк Андерсен, а на его место приходит Николай Хюббе.
Обо всех этих событиях газета "Культура" подробно писала.
Последняя полученная новость касается уже не совсем Дании, скорее, скандинавского региона в целом. Дело в том, что балетной столицей скандинавов считается Копенгаген, он же - одна из столиц мирового балета. Швеция же, Норвегия и Финляндия значительным образом отстают в развитии, не берем, конечно, в расчет гениальное шведское семейство Куллберг-Эк. Национальные и королевские труппы этих стран каким-либо образом да зависят от Дании, особенно финская. Несколько лет пост худрука занимала известная датская балерина и педагог Динна Бьорн. Ее усилиями в Хельсинки был поставлен "Неаполь" Бурнонвиля. По мнению местных критиков, Бьорн выполнила более чем культуртрегерскую роль, так как после "Неаполя" стало возможным смотреть на ноги артистов и в других классических балетах, которых в репертуаре мало, но все-таки они присутствуют и должны отвечать общепринятым нормам. В конце этого сезона Динна Бьорн уходит - в ее честь дадут грандиозный гала-концерт с участием интернациональных звезд и другой концерт с фрагментами постановок для мастерских молодой хореографии, которые Бьорн здесь учредила и лично курировала. Можно сказать, что Бьорн пыталась всеми силами придать Финскому национальному балету более европейский вид, хотя и поддерживала финских хореографов, в основном специализирующихся на современном танце. Она позвала Джона Ноймайера поставить в Хельсинки "Чайку". Выбор не случаен, так как гамбургский хореограф и датская балерина часто встречались на репетиционной площадке в Копенгагене. Пока неизвестно, куда уходит Бьорн, зато объявлен ее преемник на посту в Хельсинки. Им станет не кто иной, как датчанин Кеннет Грев. Тот самый викинг, которому оказалось под силу ловить на руки взлетающую ракетой Анастасию Волочкову в "Дон Кихоте" в Большом театре в те времена, когда она всеми силами боролась за место под солнцем классического балета. Не подозревавший подвоха датский премьер приехал на зов московской балерины (за немаленький гонорар, разумеется) и с достоинством вышел из щекотливого положения, оставив по себе наиприятнейшие воспоминания не только у Волочковой, которую спас от позора остаться в день своего "Дон Кихота" без партнера, но и у женской половины труппы. Кеннета любят везде, где бы он ни появлялся. Джон Ноймайер не раз приглашал его исполнить роль Одиссея в одноименном балете в Гамбурге, он же подарил Греву роль Принца в "Русалочке" (на фотографии с женой Мари-Пьер Грев - Русалочкой). Ратманский дал ему роль Вронского, когда ставил в Дании "Анну Каренину". До того, как осесть в Дании, Кеннет Грев триумфально объехал несколько лучших трупп мира. Он учился в школе Датского Королевского балета, закончил образование в школе Американского балета, поступил в "Нью-Йорк Сити Балле", затем перешел в Американский балетный театр, поработал в Парижской Опере настолько успешно, что получил звание этуали. Из Парижа переехал в Штутгарт, оттуда - в Вену и, наконец, последние десять лет прослужил в родной Дании. Ему исполняется 38 лет - по датским законам он должен уходить на пенсию или переходить в ранг пантомимных артистов. Но кочевой дух, видимо, не оставляет артисту выбора. Тем более что кочует он по всем вышеперечисленным труппам вместе с женой - француженкой Мари-Пьер Грев. Она тоже вступила в "переходный" возраст, и занятия датской пантомимой в будущем ее не интересуют - пока она собирается отдохнуть от дела, отправившись вместе с мужем в Хельсинки. Таким образом, Датский Королевский балет сиротеет, и потеря двух еще абсолютно полнокровных солистов не замедлит сказаться. Однако Франк Андерсон полон радужных надежд, связанных с расширением датского влияния на восток. Грев уже пробовал себя в качестве хореографа в Америке и Африке. Это были номера для мастерских в "Нью-Йорк Сити Балле" и полнометражный балет "Гамлет" в одном африканском театре. Собирается он также поставить и что-нибудь из Бурнонвиля, так как считается, что все, кто учился в Дании в балетной школе и танцевал в театре, в принципе, могут и должны ставить балеты Бурнонвиля, если потребуется.
Остается сказать, какое репертуарное наследство достанется Греву, когда он в конце сезона 2007/08 года заступит на пост худрука. Среди лучшего, на мой взгляд, стоит назвать "Жизель", которую поставила несколько лет назад француженка Сильви Гиллем. Это классическая постановка с некоторыми модерновыми элементами, которые коснулись в основном первого, крестьянского, акта. Есть два балета Иржи Килиана - "Маленькая смерть" и "Шесть танцев", с ними в одной программе стоит балет Дэвида Доусона "Миллион поцелуев моей коже". Достойная англо-голландская продукция "Щелкунчик и мышиный король" в постановке Уэйна Иглинга и Тора ван Схайка. Присутствуют детские балеты - "Озеро маленьких лебедей", например, в постановке финки Сами Сайкконен. Неоклассические шедевры собраны в один вечер, экстравагантно названный "Ночь с мастерами", - тут "Волюнтаристы" Глена Тетли, "Этюды" Ландера и "Блудный сын" Баланчина. Все остальное - работы финских хореографов или, скорее, хореографинь. Государство вкладывает много средств в развитие балета как национального института, поэтому Кеннету Греву, как и Динне Бьорн, придется считаться с местными порядками.