Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7611) 20 - 26 декабря 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Вспомним Фернанделя

КИНО НА ТВ

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


Вспоминать, впрочем, будут телезрители постарше, для которых в 50-е и 60-е годы он был одним из немногих кумиров, а вот среди молодежи немало и тех, кому имя великого французского комика ни о чем не говорит. Так что подготовленная каналом "Культура" ретроспектива фильмов с его участием помимо всего прочего имеет и познавательно-воспитательное значение. Только вот принципы ее формирования не совсем понятны. Куда логичнее было бы "раскидать" все фильмы в хронологическом порядке, тем более что они охватили четвертьвековой период творчества актера, между тем ретроспективу открывает один из поздних и не самых удачных его фильмов, и не привычная для него комедия, а мелодрама Жиля Гранжье "Муж моей жены" ("Культура", 24 декабря, 10.50. Италия - Франция, 1963). Ее герой Фернан (Фернандель) после войны 10 лет прожил в Германии с немкой Гердой (Анна-Мария Каррьер). Когда возвратился из плена ее муж, он вынужден уехать в родной городок на юге Франции, где узнает, что его жена Кристиана (Клер Морье) вышла замуж за Андре (Бурвиль)... Наверное, логичнее было бы не завершать, а начинать ретроспективу передачей "Фернандель" ("Культура", 30 декабря, 12.10) из цикла "Легенды мирового кино".

"Без него французская комедия середины прошлого века была бы замарашкой, тщетно ожидающей своего принца!" - так охарактеризовала роль Фернанделя во французском кинематографе кинокритик Ирина Рубанова. А начиналось все в 1908 году в Марселе, где пятилетний Фернан-Жозеф Дезире Контанден дебютировал на сцене Театра "Шав" - носил шлейфы королев, бегал по сцене в роли посыльных. Первый артистический контракт молодой человек получил в 1923 году в мюзик-холле с сольным номером, здесь же родился и его псевдоним - Фернандель. Стоило ему появиться в эпизоде в фильме Марка Аллегре "Лучшая нянюшка" (1930) - первом из 150!, - как приглашения посыпались одно за другим. Монахи и искусители, жулики и полицейские - все эти персонажи, сыгранные Фернанделем в комедиях известнейших режиссеров Франции, всегда служили их украшением. Именно на его обаянии и темпераменте держится фильм Кристиан-Жака "Мятежный Эрнест" ("Культура", 26 декабря, 10.50. Франция, 1938), поставленный по одноименному роману Жака Перрэ. Его герой - лауреат первой премии Парижской консерватории, аккордеонист и просто очень деликатный молодой человек Эрнест Пик - вынужден работать в оркестре на теплоходе...

В комедии Марио Солдати "Удар и ответ" ("Культура", 25 декабря, 10.50. Франция - Италия, 1950) Фернандель сыграл скромного маляра, которого судьба свела с артисткой, которая собирается дать свой первый концерт в Риме, а в черной комедии "Красная гостиница" ("Культура", 28 декабря, 10.30. Франция, 1951. Режиссер Клод Отан-Лара) - отца Карнюса, одного из пассажиров дилижанса, которые однажды ночью нашли приют в захудалой гостинице. Здесь, оказывается, постояльцев убивают, а их добро присваивают. Убийца доверяет жертве свою тайну, а жертва, будучи священником, оказывается связанной тайной исповеди и вынуждена решать для себя ужасную дилемму: молчать и оставить клиентов убийцы умирать или предупредить путников об опасности, которая нависла над ними, рискуя тем самым прогневить Господа... А в фильме Ива Аллегре "Мадемуазель Нитуш" ("Культура", 27 декабря, 10.50. Италия - Франция, 1954), поставленном по мотивам либретто оперетты Анри Мейлака "Блюм и Мило", Фернандель выступает в двух ипостасях. Днем серьезный и строгий господин Селеcтен - органист в монастырском приюте для девочек - дает уроки музыки и служит примером хороших манер, а по вечерам он превращается в озорного мсье Флоридора - сочинителя веселых оперетт.

В предновогоднюю неделю у нас есть возможность посмотреть еще несколько классических картин. Прежде всего это приключенческая комедия "Фанфан-Тюльпан" (СТС, 30 декабря, 23.00. Франция - Италия, 1952. Режиссер Кристиан-Жак), где солируют Жерар Филип и Джина Лоллобриджида. Однажды дочь вербовщика (Ноэль Роквер), юная и очаровательная гадалка, Аделина (Джина Лоллобриджида) в шутку нагадала молодому парню Фанфану (Жерар Филип), записывавшемуся в армию короля, чтобы избежать свадьбы, что он возьмет в жены дочку Людовика XV и станет маршалом. А он возьми и поверь! И вроде бы все начало сбываться: он спасает от бандитов карету с мадам Помпадур (Женевьев Паж) и дочерью короля (Сильви Пелайо)... Превосходная режиссура и великолепная игра Жерара Филипа принесли этой легкой, озорной, очаровательной картине феноменальный зрительский успех как во Франции, так и в остальном мире, отметили ее и профессионалы (приз за режиссуру на МКФ в Канне и "Серебряный Медведь" Берлинского фестиваля).

Фильмом-событием стала и драма Робера Брессона "Дамы Булонского леса" ("Домашний", 29 декабря, 7.45. Франция, 1945), снятая по мотивам одной из тем (сценарий написал сам режиссер) романа Дени Дидро "Жак-фаталист и его хозяин". Это третья картина Брессона после короткометражки "Дела общественные" (1934) и "Грешных ангелов" (1943) - и она сразу была воспринята его современниками как шедевр. Как отмечал Клод Бейли, один из видных теоретиков и исследователей кино, "эта картина, четкая как теорема, чистая как горный хрусталь, открывала путь современной кинематографии". В основе сюжета лежит тривиальная история: Элен (Мария Казарес), красивая женщина из высшего света, решила отомстить бросившему ее любовнику Жану (Поль Бернар). С этой целью она решила женить Жана на нищей проститутке Аньес (Ирена Лабурдетт), выдав ее за приличную и обеспеченную женщину... На этом заурядном материале Брессон снял суровый и изысканный фильм, отличающийся удивительно высоким стилем, фильм, который прекрасно иллюстрирует его режиссерское кредо: "Кино должно удивлять своей простотой и величием развязки". В этом кино мало диалогов - внимание режиссера сосредоточено на пластике кадра, на языке жестов и взглядов. Он ищет новую драматургию, отличную от того, что он называет "театром на экране". Он строит изображение на некой "абстрактной форме", которая сохраняет только "чистые очертания кинематографии".

Голливудскую звезду 30-х годов Джоан Кроуфорд мы сможем увидеть в комедийной мелодраме "Невеста в красном" ("Домашний", 27 декабря, 23.30. США, 1937. Режиссер Дороти Азнер) - экранизации комедии Ференца Мольнера. Это история девушки из низших слоев, которая по прихоти графа попадает в высшее общество. За ее сердце борются плейбой-аристократ и простой крестьянин с благородным сердцем... А выдающиеся актеры Марлон Брандо и Джон Гилгуд солируют в костюмно-историческом фильме Джозефа Манкевича "Юлий Цезарь" ("Культура", 29 декабря, 19.50. США, 1953) - экранизации одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Действие происходит в 44 году до н.э. Консул и пожизненный диктатор Юлий Цезарь, одержав очередную победу, возвращается в Вечный город. Он получает предостережение из уст слепого прорицателя, но не придает этому значения... Картину в первую очередь отличают зрелищность ("Оскар" за лучшую работу художников) и превосходная ига молодого Марлона Брандо, вызвавшая восторженные отзывы даже требовательных английских критиков.

К классике уже можно причислить и детективный триллер "Имя Розы" ("РЕН ТВ", 27 декабря, 0.15. Германия - Франция - Италия, 1986) - экранизацию одноименного бестселлера Умберто Эко. Прекрасно понимая, что адекватно перенести на язык кино многослойный, философский по содержанию, новаторский по форме и чрезвычайно увлекательный роман просто невозможно, режиссер Жан-Жак Анно сосредоточил внимание на детективной интриге: в 1327 году монах Уильям Баскервиль (Шон Коннери) и молодой послушник (эта роль сделала знаменитостью 17-летнего Кристиана Слейтера) расследуют серию таинственных смертей в монастыре на севере Италии. Но при всем при этом это не просто стилизованный под средневековье детектив. "Я - сторонник зрелищного кинорассказа, в котором прочитывается мораль", - подчеркивал режиссер, и свой замысел ему удалось воплотить достаточно убедительно. Как верно заметил Райнхард Виссдорф в немецком журнале "Фильмфауст", "камера сосредоточивается на Уильяме Баскервиле, ибо он не только отличный актер, но и некое калейдоскопическое зеркало, в котором отражаются все действие и его эпоха. Это критически мыслящий католик, неоплатоник и естествоиспытатель; он - символ духа, стремящегося к просвещению, о который разбиваются догмы веры. Замечательная игра Коннери помогает очеловечить непростой образ Баскервиля, этого интеллектуального представителя европейского разума, для которого знание всегда было борьбой не на жизнь, а на смерть".

Из современных фильмов стоит выделить отличающуюся свежестью и оригинальностью комедию П.Дж. Хогана "Кто убил Виктора Фокса?" (НТВ, 27 декабря, 1.00. США, 2002). Это история весьма и весьма довольной жизнью домохозяйки из Чикаго Грейс (Кэти Бейтс), фанатичной поклонницы британского певца и кумира женщин Виктора Фокса (Джонатан Прайс сам исполнил все песни своего героя). На почве этого поклонения у нее произошел разрыв с мужем (Дэн Эйкройд), но это Грейс не очень расстроило, и она отправилась на концерт своего кумира. Но концерт не состоялся - знаменитый певец был убит чикагским маньяком (Питер Сарсгаард). И тогда Грейс, пользуясь своим новым положением свободной женщины, летит в Лондон на похороны кумира. Здесь она узнает, что у Виктора Фокса был маленький секрет: он был гомосексуалистом и позором своей аристократической семьи. С чопорными сестрицами кумира Грейс поладить не удается, зато с любовником Фокса (его играет Руперт Эверетт) она мгновенно находит общий язык - в конце концов, они оба потеряли дорогого им человека!..

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;