Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7611) 20 - 26 декабря 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеОт Пришествия до РождестваНа "Декабрьских вечерах Святослава Рихтера" МУЗЫКАЕвгения КРИВИЦКАЯ
Сквозная тема Фестиваля "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" - "Перед распутьями земными..." - дает исполнителям широкий выбор репертуара. Но, думается, наиболее точно этой концепции отвечает духовная музыка. Во всяком случае, блок программ, посвященных произведениям на религиозную тематику, получился очень интересным. Например, в одном из концертов организаторы соединили сочинения Г.И. фон Бибера, австрийского композитора XVII века, и П.Хиндемита, представителя неоклассицизма XX столетия. Программа была выстроена на контрастах - инструментальных составов, стилистики, трактовки одних и тех же евангельских сюжетов. Две сонаты для скрипки и бассо континуо Бибера из цикла "15 скорбных и радостных мистерий" посвящены "Введению во храм" и "Распятию и смерти Христа". Примечательно, что обе, несмотря на разницу в сюжетах, выдержаны в одном ключе - весьма энергичные, с красивыми мелодиями, словом, вполне светские по духу. Исполнял их ансамбль "Musica Petropolitana". С момента основания в Ленинграде в 1989 году в составе ансамбля произошли изменения, и сейчас в нем музицируют музыканты Петербурга и Москвы. Оба скрипача - Дмитрий Синьковский и Сергей Фильченко - имеют солидное барочное образование и очень востребованы в различных ансамблях старинной музыки. Пожалуй, интереснее показался исполнительский стиль С.Фильченко, который больше обращал внимание на динамическое и тембровое разнообразие в звучании скрипки. Д.Синьковский, прекрасно чувствующий нерв музыки Бибера, был несколько однообразен в деталях. Впрочем, если учесть, что Бибер питал пристрастие к различным технологическим "фокусам" вроде перестройки струн на скрипке (прием скордатуры), то оба солиста прекрасно справились с поставленными задачами и показали класс игры, отвечающий любым европейским стандартам. Фильченко и Синьковскому аккомпанировали Ирина Шнеерова (клавесин) и Дмитрий Соколов (виолончель), являющиеся основателями "Musica Petropolitana". Хотя группа бассо континуо всегда находится на втором плане относительно солистов, но нельзя не отметить артистичную и стильную игру Шнееровой и Соколова. Уже единым ансамблем все четверо музыкантов сыграли две редко исполняемые партиты из цикла "Harmonia artificiosa-ariosa", также для перестроенных скрипок. Пожалуй, новых штрихов к портрету композитора эти танцевальные циклы не добавили. В наследии Бибера есть более яркие сочинения, показывающие его как художника чрезвычайно остроумного и изобретательного, например, "Битва" или "Серенада ночного сторожа". Быть может, когда-нибудь придет и их черед. Хиндемитовское отделение вечера было посвящено циклу "Житие Марии", прозвучавшему в ранней версии 1922 - 1923 годов. Это 15-частное произведение длится около часа и достаточно сложно как для исполнителей, так и для слушателей, которые далеко не все смогли дождаться окончания концерта. Причина кроется не только в музыкальном языке Хиндемита - в конце концов, существует музыка и посложнее, - но и в некоторых просчетах исполнителей, сопрано Алисы Гицбы и пианиста Юрия Полубелова. Впрочем, вначале воздадим должное энтузиазму этих музыкантов, которые отважились на такой творческий подвиг и напомнили о существовании замечательного произведения Хиндемита. Тем не менее, если бы А.Гицба и Ю.Полубелов внимательнее отнеслись к авторскому тексту, к динамическим и агогическим нюансам, в изобилии присутствующим в нотах, то слушался бы цикл намного интереснее. Музыканты почти все интерпретировали в медитативной, холодно-отрешенной манере, не стремясь рельефнее выявить контрастность образов. Сам Хиндемит, напротив, хотел выразительного, эмоционального исполнения. Это, очевидно, вытекает из того количества динамических указаний разного уровня, присутствующих в клавире. Однако пока у А.Гицбы и Ю.Полубелова многое осталось "за кадром". Вероятно, если эта работа сделана не "на раз" (что было бы обидно, учитывая количество затраченных усилий), то музыканты смогут вжиться в это сочинение и приблизиться к тому, что хотел композитор. Хотя драматургия цикла на данном концерте не выстроилась, невозможно не отметить отдельные удачные моменты - "Благовещение", "Рождество Христа", "Страсти Христа", - где певица и пианист добились идеального "попадания" в образ. Следующий вечер был отдан гостям из Великобритании - "Tallis-Scholars" (руководитель - Питер Филипс). Ансамбль существует с 1973 года и является одним из лучших исполнителей ренессансной музыки. У них выработана "фирменная" манера пения, мгновенно узнаваемая среди десятков других вокальных ансамблей. Это - необыкновенно чистые, "ангельские" сопрано, всегда парящие над средними голосами. Красивые мужские тембры, идеально артикулирующие полифоническую вязь. Свою программу они назвали "От Пришествия до Рождества", представив английскую церковную музыку XVI века. Особенно интересны были композиции Томаса Таллиса (в честь которого и назван ансамбль) - гимн "Salve intermerata Virgo" и месса на григорианский интроит "Puer natus". Можно сказать, что "Tallis-Scholars" открыли нам еще одного выдающегося полифониста эпохи Ренессанса, по красоте стиля и стройности архитектоники не уступающего таким хорошо известным мастерам того же времени, как Жоскен Депре или Палестрина. Кроме того, были исполнены более короткие опусы Берда, Гиббонса, Корниша с тем же поразительным вокальным мастерством, совершенством отделки деталей, которые отличают и дискографию этого замечательного ансамбля. Также в рубрике:
|