Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7611) 20 - 26 декабря 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияАктеры, вон со сцены!В Петербурге разгорелся театральный скандал КОНФЛИКТБеседу вела Наталья ШКУРЕНОК В начале ноября всей труппе артистов Театра-фестиваля "Балтийский дом" плюс сотрудникам двух театров-студий, находящихся под этой крышей, - коллективам Анатолия Праудина и Виктора Крамера - предложили подписать уведомления об увольнении с 1 января 2008 года. В общей сложности 69 сотрудников театра - артистов, режиссеров - уволены. Этот эксперимент стал продолжением начатой в Санкт-Петербурге еще 4 июля этого года реформы учреждений культуры: постановлением № 789 правительства города предложено 10-процентное сокращение штатов всех театров (за исключением театров оперы и балета). Руководство "Балтийского дома" решило вопрос кардинально: труппа уволена, и в репертуарных спектаклях будут теперь заняты только те актеры, с которыми дирекция театра подпишет гражданско-правовые договоры на показ спектакля. Этими договорами не предусмотрена оплата больничных листов, отпускных, зато актер обязан будет оплатить штраф, если пропустит спектакль или опоздает на него по причинам, которые администрация театра сочтет неуважительными. Администрация имеет право лишь за 15 дней до начала месяца сообщить график занятости артиста - следовательно, он не сможет больше нигде подработать. Правда, как уверяет руководство "Балтийского дома", это позволит платить артистам вместо нынешних 6 - 9 тысяч рублей в месяц по 15 - 20. Но это только в случае полной занятости. В результате труппа "Балтдома" взбунтовалась, к ним присоединились актеры и режиссеры многих питерских театров, а на заседании правления Петербургского СТД было принято решение писать письма в Министерство культуры. Эту тему мы обсуждаем с народным артистом России Олегом БАСИЛАШВИЛИ.
- Олег Валерианович, что это за процесс, по вашему мнению? Председатель Комитета по культуре Петербурга Николай Буров на заседании правления СТД утверждал, что это делается исключительно для сохранения русского репертуарного театра. Иначе, по его словам, через 5 - 7 лет русский репертуарный театр разрушится окончательно и бесповоротно. - В Ленинграде существовал, например, Театр имени Ленсовета Игоря Владимирова - его нельзя было перепутать ни с каким другим, он мог нравиться или нет, но у него было свое, яркое лицо. Кто это делал? Конечно, художественный руководитель театра и труппа единомышленников, которая почитала за счастье работать с ним. Театр Товстоногова - он специально собирал группу единомышленников, более или менее одинаково воспринимающих жизнь и задачи искусства. Так был создан великий Товстоноговский театр. Театр-семья - вот что такое русский репертуарный театр. А не временная компания, которую собирают на одну-две постановки.
- Вы считаете, что реформа российскому театру не нужна? - Конечно, нужна, многие театры закоснели, и все это нужно реформировать. Только - умно и тонко, а действия питерских чиновников от культуры я расцениваю однозначно: государство хочет избавиться от обязанностей перед культурой. И почему увольняют труппу? Почему не уволить бухгалтерию, директора или художественного руководителя, режиссера, которые не справляются? Понятно, что господин Шуб потом будет набирать артистов, на которых пойдут зрители, - а это в сегодняшней России те, кого тиражирует телевидение. Это и есть разрушение той самой театральной системы, созданной Станиславским и Немировичем, какой нет нигде в мире.
- Вы не хотели бы перейти на договорные отношения? - Почему бы и нет, но тогда, я полагаю, директор должен считаться с моими запросами. Хотите, чтобы я сыграл Отелло? Хорошо, тогда 40 тысяч долларов за мой выход на сцену. Чтобы я потом мог протянуть долгое время, не играя, потому что такой договор мне не дает никаких гарантий занятости.
- Но ведь проблема набора труппы была и есть: актера из театра практически нельзя выгнать, даже если он бездарен. Есть проблема и с пожилыми артистами! - Да, балласта в театре много, эта проблема всегда была. И старые актеры сегодня не играют. Но на одну пенсию они не выживут! У меня, народного артиста, зарплата - 6 тысяч. Надо учитывать, в какой ситуации мы живем. Я с ужасом прочитал высказывания господина Швыдкого - в цирке не держат ведь старых лошадей! И это говорит бывший министр культуры!
- Как вы считаете, зачем это нужно "Балтийскому дому", его руководству? - Может, директор рассуждает так: в театр не так уж много людей ходит, никаких особо заметных побед нет, гораздо проще устраивать фестивали и получать большие арендные деньги за помещение. Может, я ошибаюсь, но уж точно гоподин Шуб не сильно хочет нести ответственность за эту труппу, за спектакли. Зачем мучиться? Заключаем договор на громкую постановку и приглашаем на главные роли телевизионных звезд - в главной роли Собчак. Да хоть футбольных звезд пригласите! Зал будет полным. И конец русскому театру. И русской культуре вообще. Допускаю, что чиновники не желают гибельных последствий, но необдуманность этих реформ - глупость, которая опасней злого умысла.
- Все равно нельзя отказываться и от обсуждения экономической целесообразности существования театра! - Я не спорю! Но посмотрите: наше театральное искусство чрезвычайно высоко ценится во всем мире - и наш балет, и опера, и драматическое искусство - это единственная продукция, которая пользуется в мире спросом, помимо наших нефти и газа. В Японии до сих пор существует общество любителей БДТ. А Малый драматический театр - Театр Европы? Его ценят во всем мире.
- Если переводить это на экономический язык, то театр - товар подороже нефти. Нефть может закончиться, а талантливые люди в нашей стране не переводятся, и цены на этот "товар" не упадут никогда, так? - Вот именно! Поэтому надо всем театральным миром сесть и подумать, как нам строить дальнейшую театральную политику, чтобы она была экономически обоснованной, чтобы она развивала потенциал театра, чтобы в театре были только действительно нужные театру люди. Перед тем, как что-то кардинально менять, надо создать поле для развития театра - необходимо продумать и принять законы, поощряющие меценатство, надо продумать систему социальной защиты актеров. Надо сесть и провести мозговой штурм, обсудить этот вопрос серьезно, а не решать волюнтаристски - брать старого артиста, сравнивая со старой лошадью, и выбрасывать его. КОММЕНТАРИЙ
Сергей ШУБ, директор Театра-фестиваля "Балтийский дом": - После заседания СТД мы договорились с артистами, что переход на новую систему гражданско-правовых договоров будет сугубо добровольным. Собрали согласительную комиссию, в которую вошли актеры, администрация, представители профсоюзов, и в режиме диалога договорились об этой добровольности. Тем, кто откажется переходить на гражданско-правовые договора, мы вернем их уведомления об исключении из штата, и они останутся на прежних условиях. И до конца сезона, до 1 июля, мы будем смотреть, как работает новая система. Если бы я хотел действительно избавиться от театра, я бы нашел какой-то более элегантный способ, менее публичный, я бы не выбивал деньги на новые спектакли. На эксперимент я пошел только потому, что наш российский театр нуждается в реформировании, у нас очень негибкая система набора труппы, ее нужно модернизировать. Да, русский репертуарный театр всегда был театром режиссерским, театром художественного руководителя, а не директора. Но что делать с театрами, где нет таких ярких главных режиссеров и художественных руководителей, как в театре Льва Додина или Валерия Фокина? У нас сейчас в России примерно 400 театров - там что, 400 Станиславских сидят? В России вообще огромный дефицит режиссеров. Этот дефицит возникает, в том числе и потому, что, если сегодня молодой режиссер приходит в театр, он оказывается совершенно беззащитным, бесправным перед лицом труппы, он не может привести свою команду. Поэтому театры должны быть разные. Мы получили разъяснения из Минфина, где сказано, что льготная пенсия по этим договорам начисляется. Не идут больничный и отпуск, но мы закладываем эти суммы в гонорары. Возможно, мы в конце сезона подумаем о других отношениях - может, это будут трудовые договора, где все равно будет учитываться реальный труд. Ведь что бы ни говорили, театр существует для зрителей, это не благотворительная организация, искусство требует жертв. Много должны получать те, кто тянет на себе груз репертуара, а те, кто уходит в тираж, - значит, нужно уходить, и мы с вами уйдем когда-нибудь. А почему никто не пишет, что мы всем ушедшим на пенсию по итогам аттестации платим вторую пенсию - по 3 тысячи рублей из нашего фонда? Наш эксперимент - до 1 июля. Для меня это тоже сложный вопрос - репертуар формировать будет сложно, актеры теперь не крепостные, они могут отказаться от того дня, который их не устраивает. Так что я могу первым прекратить эксперимент. Здание нашего театра одними фестивалями не проживет, я все считал. Фестивали - планово-убыточные мероприятия, мы же на бюджетные деньги их проводим. Мы на продаже билетов на фестиваль Някрошюса заработали полтора миллиона - это столько, сколько мы потратили на рекламу. А гостиницы, гонорары, дорога? Это здание - коммерчески невыгодное. Здесь при огромной сцене всего 870 мест, поэтому здесь никогда не будет прокатной площадки. А будет то, что мы делаем: у меня позавчера был праздник души - на большой сцене премьера "Похороните меня за плинтусом", внизу играли "Гаргантюа и Пантагрюэля", а рядом давал представление театр "Кукольный формат". И все помещались. Вот это мой идеал театрального холдинга. Также в рубрике:
|