Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7611) 20 - 26 декабря 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрКорнеплоды просвещения"Человек, зверь и добродетель". Театр имени А.С.Пушкина Ирина АЛПАТОВА
Честно признаюсь: с большой симпатией отношусь к Театру имени Пушкина, особенно с той поры, когда его возглавил Роман Козак. Несколько сезонов подряд театр приятно удивлял. И не столько своими попытками вырваться из "средненького" состояния, которые-то как раз были вполне закономерными. Но их вполне достойной, разнообразной и качественной реализацией. О пушкинцах тогда заговорили и причислили к тем коллективам, которые что-то определяют в общем театральном процессе. А потом постепенно, но неуклонно эти удивления стали сходить на нет. Приятные, имеется в виду. Зато росло количество спектаклей по сути своей необязательных, которых либо вовсе могло не быть, либо актерско-режиссерский профессионализм в них прихрамывал. Где-нибудь на далекой периферии, в силу разных причин не озабоченной театральными поисками, это можно было бы скушать, здесь же аппетит катастрофически пропадал. Последняя премьера театра, "Человек, зверь и добродетель" по пьесе Луиджи Пиранделло, - из этого ряда. Быть может, на подобные работы и критику звать не надо, играли бы себе потихоньку для увеселения "массовой" публики. Впрочем, вот премьерные наблюдения. Оказавшись в партере среди самых обычных зрителей, купивших билеты по принципу: премьера, звезды и в центре Москвы, довелось в ходе первого акта выслушать немало тяжелых вздохов и нелестных реплик, что и завершилось зрительским походом в гардероб прямо в антракте. Хотя утрировать не стоит - восторженным аплодисментам и явному удовольствию тоже нашлось место. Впрочем, без этого не обходится ни один спектакль любого театра. Авторская же компания изначально представлялась весьма интересной. О Пиранделло и говорить не стоит - автор прелюбопытнейший и к тому же не слишком "заезженный". Режиссер Михаил Бычков - тоже величина, равно как и художник Эмиль Капелюш. Среди актеров имена Валерия Гаркалина, Марии Голубкиной, Бориса Дьяченко, Нины Марушиной - сплошь известных персон. И почему в таком раскладе комедия получилась какой-то глуповатой, местами пошленькой, с педалированием шуточек "ниже пояса", с актерскими штампами - бог весть. Уже изначально Михаил Бычков шагнул на банальную колею, сыграв в ассоциации. Поэт - Пушкин, фрукт - яблоко, Италия - комедия дель арте, которая как раз и отличается масочной грубоватостью. Правда, можно возразить. Комедия дель арте в интерпретации Пиранделло по определению вышла бы несколько облагороженной интеллектуальным налетом. А, во-вторых, принятая за образец итальянскими комедиантами однозначность и единственность маски у каждого персонажа все же идет вразрез с многоликой, двоящейся сущностью героев Пиранделло. Недаром же и в спектакле многим артистам подарено по две роли сразу, только успевай менять костюмы от Юрия Гальперина и внешние повадки. Впрочем, отбросив придирки, можно, конечно, согласиться, что режиссер имеет право на полное самовыражение. Бычков и попытался выстроить действо по-своему стильное и занимательное. Комедия, правда, сразу же обернулась фарсом, но и это не самое страшное. Почему-то режиссеры подчас забывают об одной прямой своей обязанности: держать артистов в узде, добиваясь цельности и гармоничности звучания спектакля. Любого, даже самого легкомысленного. Тем более если актерская команда разношерстная и не все успели друг к другу притереться. Но вот с приглашенным Валерием Гаркалиным даже такому опытному и грамотному режиссеру, как Михаил Бычков, справиться не удалось. Гаркалин у нас - фигура феерическая и явный символ "нового русского" актера. Не по количеству гонораров, конечно, но по сути и видоизменившейся природе своей. Лет десять назад, когда Гаркалина только настигла слава за телефильм "Белые одежды" и хорошие роли в Театре сатиры, довелось взять у артиста интервью. И он уже тогда, помнится, сетовал, как достали его все эти "одежды", как скучен классический шлейф и репертуарный театр. И как хочется свободы выбора ролей, компаний и актерских воплощений. Свободу эту он, кстати, очень скоро обрел и до сих пор в ней пребывает, кажется, с полнейшим кайфом. Какая-нибудь забойная антреприза без Гаркалина - очень редкое событие. Он мастерски научился веселить случайную публику отработанными гримасами, интонациями и прочими виртуозными ужимками и прыжками. У него даже, как говаривали великие театральные старики, сегодня имеется не парочка штампов, а добрая сотня. Но наблюдать все это давно уже неинтересно, потому что все предсказуемо с полуслова и полужеста. И здесь, в роли Прекраснодушного синьора Паолино, воплощения Человека, все то же самое, не нуждающееся в подробности описаний. Более того, Гаркалин замечательно умеет тянуть одеяло на себя, и, когда он на сцене, маловероятно, что ты обратишь внимание на кого-то другого. Отчасти сопротивляются опытные пушкинцы Нина Марушина (служанка-экономка) и Юрий Румянцев (доктор-аптекарь), у которых ансамблевость театра в крови. А вот Марии Голубкиной (синьора Перелла), хорошей актрисе, вошедшей в этом сезоне в труппу Пушкинского театра, повезло меньше. Быть смешной, гротесковой, живой и удивлять публику открывшимся комедийным даром в присутствии Гаркалина крайне затруднительно. Что же до аллегорического названия пьесы Пиранделло, то и Зверя, и даже весьма своеобразную Добродетель на сцене худо-бедно можно было увидеть. А вот Человека - увы, нет. Также в рубрике:
|