Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7611) 20 - 26 декабря 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Корнеплоды просвещения

"Человек, зверь и добродетель". Театр имени А.С.Пушкина

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


М.Голубкина - Перелла и В.Гаркалин - Паолино в сцене из спектакля

Честно признаюсь: с большой симпатией отношусь к Театру имени Пушкина, особенно с той поры, когда его возглавил Роман Козак. Несколько сезонов подряд театр приятно удивлял. И не столько своими попытками вырваться из "средненького" состояния, которые-то как раз были вполне закономерными. Но их вполне достойной, разнообразной и качественной реализацией. О пушкинцах тогда заговорили и причислили к тем коллективам, которые что-то определяют в общем театральном процессе.

А потом постепенно, но неуклонно эти удивления стали сходить на нет. Приятные, имеется в виду. Зато росло количество спектаклей по сути своей необязательных, которых либо вовсе могло не быть, либо актерско-режиссерский профессионализм в них прихрамывал. Где-нибудь на далекой периферии, в силу разных причин не озабоченной театральными поисками, это можно было бы скушать, здесь же аппетит катастрофически пропадал.

Последняя премьера театра, "Человек, зверь и добродетель" по пьесе Луиджи Пиранделло, - из этого ряда. Быть может, на подобные работы и критику звать не надо, играли бы себе потихоньку для увеселения "массовой" публики. Впрочем, вот премьерные наблюдения. Оказавшись в партере среди самых обычных зрителей, купивших билеты по принципу: премьера, звезды и в центре Москвы, довелось в ходе первого акта выслушать немало тяжелых вздохов и нелестных реплик, что и завершилось зрительским походом в гардероб прямо в антракте. Хотя утрировать не стоит - восторженным аплодисментам и явному удовольствию тоже нашлось место. Впрочем, без этого не обходится ни один спектакль любого театра.

Авторская же компания изначально представлялась весьма интересной. О Пиранделло и говорить не стоит - автор прелюбопытнейший и к тому же не слишком "заезженный". Режиссер Михаил Бычков - тоже величина, равно как и художник Эмиль Капелюш. Среди актеров имена Валерия Гаркалина, Марии Голубкиной, Бориса Дьяченко, Нины Марушиной - сплошь известных персон. И почему в таком раскладе комедия получилась какой-то глуповатой, местами пошленькой, с педалированием шуточек "ниже пояса", с актерскими штампами - бог весть.

Уже изначально Михаил Бычков шагнул на банальную колею, сыграв в ассоциации. Поэт - Пушкин, фрукт - яблоко, Италия - комедия дель арте, которая как раз и отличается масочной грубоватостью. Правда, можно возразить. Комедия дель арте в интерпретации Пиранделло по определению вышла бы несколько облагороженной интеллектуальным налетом. А, во-вторых, принятая за образец итальянскими комедиантами однозначность и единственность маски у каждого персонажа все же идет вразрез с многоликой, двоящейся сущностью героев Пиранделло. Недаром же и в спектакле многим артистам подарено по две роли сразу, только успевай менять костюмы от Юрия Гальперина и внешние повадки.

Впрочем, отбросив придирки, можно, конечно, согласиться, что режиссер имеет право на полное самовыражение. Бычков и попытался выстроить действо по-своему стильное и занимательное. Комедия, правда, сразу же обернулась фарсом, но и это не самое страшное. Почему-то режиссеры подчас забывают об одной прямой своей обязанности: держать артистов в узде, добиваясь цельности и гармоничности звучания спектакля. Любого, даже самого легкомысленного. Тем более если актерская команда разношерстная и не все успели друг к другу притереться. Но вот с приглашенным Валерием Гаркалиным даже такому опытному и грамотному режиссеру, как Михаил Бычков, справиться не удалось.

Гаркалин у нас - фигура феерическая и явный символ "нового русского" актера. Не по количеству гонораров, конечно, но по сути и видоизменившейся природе своей. Лет десять назад, когда Гаркалина только настигла слава за телефильм "Белые одежды" и хорошие роли в Театре сатиры, довелось взять у артиста интервью. И он уже тогда, помнится, сетовал, как достали его все эти "одежды", как скучен классический шлейф и репертуарный театр. И как хочется свободы выбора ролей, компаний и актерских воплощений. Свободу эту он, кстати, очень скоро обрел и до сих пор в ней пребывает, кажется, с полнейшим кайфом. Какая-нибудь забойная антреприза без Гаркалина - очень редкое событие. Он мастерски научился веселить случайную публику отработанными гримасами, интонациями и прочими виртуозными ужимками и прыжками. У него даже, как говаривали великие театральные старики, сегодня имеется не парочка штампов, а добрая сотня. Но наблюдать все это давно уже неинтересно, потому что все предсказуемо с полуслова и полужеста.

И здесь, в роли Прекраснодушного синьора Паолино, воплощения Человека, все то же самое, не нуждающееся в подробности описаний. Более того, Гаркалин замечательно умеет тянуть одеяло на себя, и, когда он на сцене, маловероятно, что ты обратишь внимание на кого-то другого. Отчасти сопротивляются опытные пушкинцы Нина Марушина (служанка-экономка) и Юрий Румянцев (доктор-аптекарь), у которых ансамблевость театра в крови. А вот Марии Голубкиной (синьора Перелла), хорошей актрисе, вошедшей в этом сезоне в труппу Пушкинского театра, повезло меньше. Быть смешной, гротесковой, живой и удивлять публику открывшимся комедийным даром в присутствии Гаркалина крайне затруднительно.

Что же до аллегорического названия пьесы Пиранделло, то и Зверя, и даже весьма своеобразную Добродетель на сцене худо-бедно можно было увидеть. А вот Человека - увы, нет.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;