М.Звягинцева со своими объектами из серии "Индукция цвета" на стенде галереи "Артмарин"
Пролетевшая за пять дней Московская художественная ярмарка "Арт-Манеж"-2007 не удивила, не огорчила и не порадовала. Скорее, оказалась ровно такой, как и предполагали: спокойный арт-салон, пока не дотягивающий до европейских стандартов, где дурного в слове "салон" никто не усматривает; понемножку искусства старого, как соцреализм и нонконформизм, и нового, сегодняшнего, правда, далеко не всегда соответствующего дефиниции "современное искусство". Ну да бог с ним, с contemporary art: окончательно ясно размежевание между Манежем и ЦДХ, где по весне проходит "Арт-Москва". У каждой ярмарки свой сезон и свой покупатель, да и зрители, наверное, скоро разделятся на группы по интересам. В этом году на "Манеже" 72 галереи, названия - от привычных до самых неожиданных вроде "Артишока", но нынешний "Арт-Манеж" - вроде бы в тех же декорациях - мало похож на допожарные аналоги. В огне ли сгорела его аура, но прежний дух бури и натиска, кажется, выветрился напрочь. Вероятно, так и должно быть в эпоху стабилизации в стране, строящей общество потребления. Не так давно публику эпатировал лозунг "Искусство покупать", придуманный продвинутыми кураторами. Теперь это в порядке вещей: сюда и ходят уже не как на выставку, а как в магазин подарков - дорогих, престижных, экзотических.
Живопись М.Суворовой в галерее "Асти"
Главное, на любой вкус, от рафинированного до плебейского. Желаете эмигрантов из Парижа или покойных гениев? Вот вам Рабин, Целков, Яковлев, Зверев. Цените наивное искусство? Получите Павла Леонова и Василия Романенкова. Голосуете за Путина? Извольте, в наличии и он, и преемник - разумеется, на картинах. А если хотите чего-то попикантнее, обратите внимание на фотомонтаж: огромный компьютерный принт с нагими политиками отдает уже не глазуновщиной, а
модной группой "АЕС+Ф", на "Манеж" более не выходящей. Тенденции уловлены, шедевры изготовлены. А купят или нет, неважно: главное - засветиться в правильном месте, заработать очки. Хотя в желании торговать ярмарку обвинять глупо.
На этой оптимистической ноте, прогнав раздражение, втягиваешься в интеллектуальную игру "Найди десять хороших стендов". Их - о счастье! - обнаруживаешь один за другим. Тут все те же Яковлев и Рабин плюс Наталья Нестерова, Лев Табенкин и масса семидесятников. Там Арефьев и Михнов-Войтенко из Питера, чуть дальше Арон Бух. Невдалеке Евгений Расторгуев, которому и Третьяковка выставку делала, а за фальшстенкой "Школа Стерлигова", любимца ГМИИ, последователя Малевича и Матюшина (привезена галереей "Мицарт" тоже с берегов Невы). Живопись поддержана скульптурой и разбавлена фотографией порой вполне приличного качества, как у Льва Мелихова.
Музыкант С.Летов на вернисаже
Можно отыскать и более молодых, и весьма креативных авторов. Скажем, Марина Звягинцева с галереей "Артмарин" придумала проект "Индукция цвета" - игру, в основе которой трансформация изначально бесцветной материи под воздействием техники монотипии. Причудливо яркие объекты творит не рука художника, а природа и химия. Южнорусскую волну, из которой вышло немало этуалей, гонит галерея "Волга": в центре краснодарец Владимир Мигачев пишет пейзажи размашисто и уверенно, ассистируют киевляне. Кстати, на 12-м году ярмарка не утратила международный статус, коль скоро представляет галереи Украины, Белоруссии, Израиля и даже США. Но милее сердцу участие наших регионов, где вновь забурлила арт-жизнь: галереи из Ростова-на-Дону, Пензы, Владикавказа включены в новый раздел "Арт-Манеж. Провинция". Дали дорогу и молодым, собрав в спецпроекте "Новые имена" работы Натальи Ситниковой, Дины Гатиной и их сверстников, подающих надежды. Словом, не все так грустно под потолком Бетанкура, пусть и новодельным.