Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 06 (7619) 14 - 20 февраля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Пятнадцатые усилия любви

Всероссийский пушкинский театральный фестиваль в Пскове

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Владимира ПОСТНОВА
Москва - Псков


Сцена из спектакля "Пир во время чумы" Пушкинской студии

В Пскове завершился ХV Всероссийский пушкинский театральный фестиваль. Детище Владимира Рецептера и его Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге, поддержанное Федеральным агентством по культуре и кинематографии, администрацией Псковской области, Пушкинским мемориальным заповедником и СТД РФ, существует, таким образом, уже полтора десятка лет. Стоит ли подчеркивать, что для Пскова эти дни - особая гордость и настоящий праздник: зал драматического театра ежевечерне заполнен до отказа, и местная пресса подробно освещает ход фестиваля. С 5 по 10 февраля здесь играли "Санктъ-Петербургъ Опера" ("Пиковая дама"), Московский театр на Покровке ("Женитьба"), петербургский актер Леонид Мозговой с композицией "Пушкин и другие", рецептеровская Пушкинская школа ("Дон Гуан и другие", а также шекспировские "Бесплодные усилия любви"), Театр-студия Псковского колледжа искусств ("Пир во время чумы"), Московский музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко ("Евгений Онегин", концертный вариант) и Владимирский областной театр драмы ("О.Е.", сценическая версия романа "Евгений Онегин"). Как видно, не только Пушкина играли, но и Гоголя, и Шекспира, что вполне логично в смысле тематических, временных, общеклассических и прочих пересечений. Ежедневные пушкинские бдения тоже составили неотъемлемую, как всегда, часть фестиваля. Петербургский пушкиновед Сергей Фомичев вдохновенно поведал о драматическом замысле Пушкина "Фауст в аду", расширив рамки лекции в сторону догетевских, послегетевских и разных сопутствующих версий знаменитого бродячего сюжета. Режиссер Петр Фоменко привез видеозапись спектакля своей мастерской "Египетские ночи", а псковский пушкинист Валентин Курбатов размышлял о том, как проросло "наше все" в современной поэзии. Побывали здесь и новгородский ученый Вячеслав Кошелев, представивший новые ракурсы пушкинской биографии, и артист "Школы драматического искусства" Игорь Яцко, рассказавший о работе над пушкинским спектаклем. А 10 февраля в Святогорском монастыре пели литию по случаю скорбной даты, известной, хочется надеяться, каждому россиянину.

И снова, как всякий раз случается на этом замечательном фестивале, возник спор о том, сценичен Александр Сергеевич или нет, не хуже он, скажем, Шекспира или уступает ему в качестве интриги, диалогов, героев и прочих драматургических премудростей. И опять неистовый Рецептер вспыхнул, как сухая лучина. И набросился на скептиков: дескать, читать надо внимательно, а не выдумывать то, чего нет. Читать Пушкина, тексты которого (притом не только написанные для сцены) необычайно действенны и полны смысловой энергии. Именно они в свое время опрокинули все привычные представления о театральной литературе, да только не всякому и нынче дано это понять и почувствовать. Спорили и вокруг постановки Петра Фоменко "Египетские ночи", которую многие участники и гости увидели не живьем, а в видеозаписи. Сам режиссер признался, что его спектакль являет собой пример литературного театра, но только не того, уныло дидактичного, с коим привычно связывается это понятие. А того, который пытается донести авторское слово без громоздких театральных подпорок, в наиболее чистом виде. Интересно объяснил Фоменко и присутствие в его спектакле второй, не написанной Пушкиным, но домысленной Валерием Брюсовым части истории с царицей Клеопатрой. Напомним, что в "Мастерской Петра Фоменко" играли "Египетские ночи" с брюсовским продолжением, где Клеопатре поочередно являются на ночь трое влюбленных мужчин: воин, интеллектуал-философ и мальчик. Режиссер признался, что эта история показалась ему необходимой потому, что развенчивала жестокую игру царицы, приносила ей самой тяжкие разочарования: один оказался грубым солдафоном, другой - платоническим болтуном, а третий - совсем ребенком. Вот этот, абсолютно человеческий, сугубо эмоциональный и ненаучный, режиссерский мотив замечательно оттенил вечный конфликт, содержащийся в наших пушкинских бдениях. Конфликт между ученым-исследователем буквы и театром-интерпретатором духа. Накануне состоялся не менее горячий спор по поводу Моцарта и Сальери. Поводом послужил спектакль молодых артистов Пушкинской школы, но разговоры далеко ушли от этого повода: в область гения и бездарности, или гения и таланта, обыкновенной человеческой зависти, или высших соображений божьей справедливости и т.д. Словом, как ни играй эту маленькую трагедию, вопросы только множатся, и чем ярче сыграно, тем больше их возникает. Те же питомцы Рецептера сыграли на следующий вечер длиннющую шекспировскую комедию "Бесплодные усилия любви" и имели такой бешеный успех у зала, какой трудно себе вообразить на представлении классической пьесы. Спектакль режиссера Елены Черной подкупает не столько глубиной, сколько очаровательной игровой легкостью и филигранной разработкой каждой сцены. Но как выросли артисты Пушкинской школы! Как научились ни одного каламбура, ни одного самого пустячного эпизода не играть бессмысленно, впроброс! Ребята явили и зрелое мастерство, и замечательную выучку, и стайерское дыхание. А еще все вместе и по отдельности, особенно в любовных дуэтах, продемонстрировали недюжинную физическую красоту. Даже просто смотреть на них было одно удовольствие.

Между прочим, именно упомянутый уже конфликт между наукой и театральной практикой сам по себе проявляет пушкинское начало. Сухую теорию и зеленое древо жизни фестиваль упорно помещает в один флакон, и полученная субстанция все время пенится, льется через край, нет ей покоя. Так писатель Чарский не мог постичь Импровизатора, Сальери - Моцарт, Лепорелло - Дон Гуана и т.д. Бесценные открытия пушкинистов, кажется, еще и тем полезны театру, что лукавый арапский профиль опять и опять ускользает от фиксации. Театр в этом смысле куда свободнее, с него, как с организма художественного, взятки гладки, и скрупулезной точности от него не требуется. Зато сколько в нем бывает фальши, имитации, подмены! Короче, завираются иной раз и теоретики, и творцы, только разными способами. Однако само стремление Владимира Рецептера свести в один круг исследователей-ученых и исследователей-художников необыкновенно плодотворно. В этом альянсе бродит энергия внезапных догадок, взаимных подсказок, и все это напоено общей любовью к Пушкину. Здесь, неподалеку от Святогорского монастыря, эта любовь совсем лишается хрестоматийной глазури. "Давно, усталый раб, замыслил я побег...", - написано поэтом незадолго до смерти, и здесь - конечный пункт этого "побега", его финальная точка.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;