Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 06 (7619) 14 - 20 февраля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираДедушка мелодрамыВеликому итальянскому режиссеру Франко Дзеффирелли - 85 Александра ГЕРМАНОВА
Поклоннику радикальной режиссуры трудно сегодня серьезно говорить о Франко Дзеффирелли, проще отмахнуться, не думать. Однако восемьдесят пять лет, в которые прославленный итальянский режиссер и сценограф бодр физически и способен на ироничные высказывания, нужно уважать. Старик Дзеффирелли, возможно, еще себя покажет, когда займется подготовкой публичных выступлений Папы Римского Бенедикта XVI, а также озаботится кураторством интересов Католической церкви в киноиндустрии. Однако не будем забегать вперед, пока Ватикан не подтвердил данных о назначении Дзеффирелли папским режиссером. Что же касается иронии, то непонятно, преднамеренная она или нет. Например, Дзеффирелли может сострить по-английски: "Я так люблю русских и Россию и вижу, что меня здесь чрезмерно почитают. И мне это нравится, но иногда я себя чувствую, как на собственных похоронах. Умирать-то я не собираюсь". Что это? Пафос? Черный юмор? Видимо, и то, и другое. Главное, высказывающийся в таком духе явно живее всех живых. Чего не скажешь о популярности режиссерских приемов маэстро. Они устарели, забронзовели и составили целый раздел в учебниках по истории кино и музыкального театра 50 - 80-х годов XX века. Но почти сорок лет популярности - немалый срок. Любые приемы выходят из строя - перестают воздействовать на публику, но в качестве ретро вполне интересны. Даже можно сказать, что на них можно будет учиться в будущем, пока же время не пришло. Франко Дзеффирелли не является ярким представителем итальянской школы - так сказать, "сыном отечества", наследником великих возрожденцев, последователем традиций национального театра. В Италии, во Флоренции, он родился. Это значит - ежедневно видел купол Санта-Мария дель Фьоре, портал Санта-Кроче, Золотой мост и прочая, даже если и не удостаивал специального взгляда сии достопочтенные сооружения. Они были его безмолвными учителями. Потом высшие учебные заведения знаменитого города артистов - Школа искусств и Флорентийский университет (по специальности - архитектура). Знакомство и тесное сотрудничество с гениями - Стрелером и Висконти. На этом итальянская история заканчивается, начинается мировая. Недаром Дзеффирелли твердит - я не итальянец, я - флорентиец, а значит - гражданин мира, житель артистической вселенной. Это правда. Итальянская тема растворилась в таланте истинно мирового масштаба. Дзеффирелли понес культуру Италии в широкие интернациональные массы. В кино и оперу не местного итальянского производства. В результате он расчистил оперные подмостки от безвкусицы и китча. Начало его оперной карьеры удачно совпало с "гегемоническим (по меткому выражению Марио Дель Монако в книге "Моя жизнь, мои успехи". - А.Г.) наступлением режиссеров". Человек с тонким архитектурным чутьем не мог позволить себе, чтобы слоны в "Аиде" толкались на сцене, затаптывая балетных, как случалось по недоразумению у Вильгельма Пабста, или чтобы внешний облик оперных соборов отдавал условностью. Дзеффирелли объявил войну китчу - больше не должно было быть никаких условностей в декорациях и никаких условностей в изображаемых артистами чувствах. Смешение стилей, эклектика, объявлялось катастрофой. Реализм во всем - пусть романтический, театральный, романный - но реализм. Правило касалось и оперы, и кино. И он сделал, что задумал. Когда наши люди театра смогли с опозданием увидеть его работы, а именно экранизацию оперы "Ромео и Джульетта", они обомлели и от переизбытка чувств понесли чепуху, утверждая, что хитрый итальянец позаимствовал многое у создателя советской версии балета "Ромео" Леонида Лавровского - ну подсмотрел за Галиной Улановой во время триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне в 1956 году. Эти люди из страны с железным занавесом погорячились, наговаривая на итальянца. Он-то пешком ходил по тосканским долинам и на съемочной площадке рука об руку с Висконти ловил ускользающую красоту. На что ему художественные альбомы, которыми пользовался Лавровский, или библиотека? В изображении человеческих эмоций Дзеффирелли не было равных. То, что он придумал для Ромео, Джульетты, Катарины, Виолетты, Альфредо, Сантуццы, Канио, в сознании простых людей приросло к лицу персонажей, а заодно и к лицу артистов, игравших или певших этих персонажей. Пласидо Доминго - Альфред, Тереза Стратас - Виолетта, Елена Образцова - Сантуцца, Оливия Хасси (отметьте, не Галина Уланова) - Джульетта, Элизабет Тейлор - Катарина и, конечно, Леонард Уайтинг - Ромео. Как Франко удалось завладеть душами миллионов зрителей? Думаю, что посредством волшебства мелодии. Ведь многие с пренебрежением говорят о мелодраме, забывая о первичном значении слов - "драма с музыкой". Дзеффирелли всегда был очень возбужден на съемках - это передавалось актерам и певцам. Музыка всех сближала. Музыка должна быть понятной - кстати, Дзеффирелли пренебрегал постановками интеллектуальных опер, да и киносюжеты выбирал не особо изысканные. Он, однозначно, знал больше того, что запускал в работу. Всенародная "Травиата", незамысловатое "Укрощение строптивой", пролетарские "Паяцы", Евангелие. Он жанр настоящей мелодрамы обогатил, если не сказать создал, жанр красочной оперы-мелодрамы уж точно он придумал и оберегал его тщательно лет сорок, пока не пришли минималисты и не попросили Дзеффирелли освободить пространство и время. Дзеффирелли ушел, хотя в двухтысячные годы он попытался как-то приспособиться к новой оперно-режиссерской волне и неплохо экспериментировал с формой, но... Также в рубрике:
|