Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 06 (7619) 14 - 20 февраля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Дедушка мелодрамы

Великому итальянскому режиссеру Франко Дзеффирелли - 85

Александра ГЕРМАНОВА
Фото Хорста


Ф.Дзеффирелли

Поклоннику радикальной режиссуры трудно сегодня серьезно говорить о Франко Дзеффирелли, проще отмахнуться, не думать. Однако восемьдесят пять лет, в которые прославленный итальянский режиссер и сценограф бодр физически и способен на ироничные высказывания, нужно уважать. Старик Дзеффирелли, возможно, еще себя покажет, когда займется подготовкой публичных выступлений Папы Римского Бенедикта XVI, а также озаботится кураторством интересов Католической церкви в киноиндустрии. Однако не будем забегать вперед, пока Ватикан не подтвердил данных о назначении Дзеффирелли папским режиссером.

Что же касается иронии, то непонятно, преднамеренная она или нет. Например, Дзеффирелли может сострить по-английски: "Я так люблю русских и Россию и вижу, что меня здесь чрезмерно почитают. И мне это нравится, но иногда я себя чувствую, как на собственных похоронах. Умирать-то я не собираюсь". Что это? Пафос? Черный юмор? Видимо, и то, и другое. Главное, высказывающийся в таком духе явно живее всех живых. Чего не скажешь о популярности режиссерских приемов маэстро. Они устарели, забронзовели и составили целый раздел в учебниках по истории кино и музыкального театра 50 - 80-х годов XX века. Но почти сорок лет популярности - немалый срок. Любые приемы выходят из строя - перестают воздействовать на публику, но в качестве ретро вполне интересны. Даже можно сказать, что на них можно будет учиться в будущем, пока же время не пришло.

Франко Дзеффирелли не является ярким представителем итальянской школы - так сказать, "сыном отечества", наследником великих возрожденцев, последователем традиций национального театра. В Италии, во Флоренции, он родился. Это значит - ежедневно видел купол Санта-Мария дель Фьоре, портал Санта-Кроче, Золотой мост и прочая, даже если и не удостаивал специального взгляда сии достопочтенные сооружения. Они были его безмолвными учителями. Потом высшие учебные заведения знаменитого города артистов - Школа искусств и Флорентийский университет (по специальности - архитектура). Знакомство и тесное сотрудничество с гениями - Стрелером и Висконти. На этом итальянская история заканчивается, начинается мировая. Недаром Дзеффирелли твердит - я не итальянец, я - флорентиец, а значит - гражданин мира, житель артистической вселенной. Это правда. Итальянская тема растворилась в таланте истинно мирового масштаба. Дзеффирелли понес культуру Италии в широкие интернациональные массы. В кино и оперу не местного итальянского производства. В результате он расчистил оперные подмостки от безвкусицы и китча. Начало его оперной карьеры удачно совпало с "гегемоническим (по меткому выражению Марио Дель Монако в книге "Моя жизнь, мои успехи". - А.Г.) наступлением режиссеров". Человек с тонким архитектурным чутьем не мог позволить себе, чтобы слоны в "Аиде" толкались на сцене, затаптывая балетных, как случалось по недоразумению у Вильгельма Пабста, или чтобы внешний облик оперных соборов отдавал условностью. Дзеффирелли объявил войну китчу - больше не должно было быть никаких условностей в декорациях и никаких условностей в изображаемых артистами чувствах. Смешение стилей, эклектика, объявлялось катастрофой. Реализм во всем - пусть романтический, театральный, романный - но реализм. Правило касалось и оперы, и кино. И он сделал, что задумал. Когда наши люди театра смогли с опозданием увидеть его работы, а именно экранизацию оперы "Ромео и Джульетта", они обомлели и от переизбытка чувств понесли чепуху, утверждая, что хитрый итальянец позаимствовал многое у создателя советской версии балета "Ромео" Леонида Лавровского - ну подсмотрел за Галиной Улановой во время триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне в 1956 году. Эти люди из страны с железным занавесом погорячились, наговаривая на итальянца. Он-то пешком ходил по тосканским долинам и на съемочной площадке рука об руку с Висконти ловил ускользающую красоту. На что ему художественные альбомы, которыми пользовался Лавровский, или библиотека?

В изображении человеческих эмоций Дзеффирелли не было равных. То, что он придумал для Ромео, Джульетты, Катарины, Виолетты, Альфредо, Сантуццы, Канио, в сознании простых людей приросло к лицу персонажей, а заодно и к лицу артистов, игравших или певших этих персонажей. Пласидо Доминго - Альфред, Тереза Стратас - Виолетта, Елена Образцова - Сантуцца, Оливия Хасси (отметьте, не Галина Уланова) - Джульетта, Элизабет Тейлор - Катарина и, конечно, Леонард Уайтинг - Ромео. Как Франко удалось завладеть душами миллионов зрителей? Думаю, что посредством волшебства мелодии. Ведь многие с пренебрежением говорят о мелодраме, забывая о первичном значении слов - "драма с музыкой". Дзеффирелли всегда был очень возбужден на съемках - это передавалось актерам и певцам. Музыка всех сближала. Музыка должна быть понятной - кстати, Дзеффирелли пренебрегал постановками интеллектуальных опер, да и киносюжеты выбирал не особо изысканные. Он, однозначно, знал больше того, что запускал в работу. Всенародная "Травиата", незамысловатое "Укрощение строптивой", пролетарские "Паяцы", Евангелие. Он жанр настоящей мелодрамы обогатил, если не сказать создал, жанр красочной оперы-мелодрамы уж точно он придумал и оберегал его тщательно лет сорок, пока не пришли минималисты и не попросили Дзеффирелли освободить пространство и время. Дзеффирелли ушел, хотя в двухтысячные годы он попытался как-то приспособиться к новой оперно-режиссерской волне и неплохо экспериментировал с формой, но...

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;