Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 06 (7619) 14 - 20 февраля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияОхрана в законеГотовы ли региональные власти к ответственности за памятники КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКАМария ТОКМАШЕВА
На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге заседании Федерального научно-методического совета по культурному наследию основной темой стала реставрация Екатерининского дворца. "Уже к 14 февраля мы планируем закончить работу над подготовкой плана-графика проведения работ по объекту, а вот сроки самой реставрации будут определены в лучшем случае в конце года", - проинформировал журналистов руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Еще дворец позолотят - во имя исторической, как было сказано, справедливости. Естественную радость от этого сообщения немного омрачает то, что сотни тысяч достойных собратьев Екатерининского дворца по всей России еще не скоро дождутся позолоты. Если дождутся вообще... "Час икс" - 1 января 2008 года - уже наступил, и разделение полномочий в сфере владения и сохранения памятников истории и культуры между центром и регионами все-таки должно в скором времени произойти. Готовы ли мы к этому? Понятие "культурное наследие" появилось не так давно: в 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Определялось это масштабное понятие вполне лаконично - памятники и достопримечательные места - и включало в себя все от произведений живописи до целых архитектурных ансамблей. ЮНЕСКО выпустила несколько Рекомендаций по сохранению культурных ценностей, приняв во внимание которые Россия и подготовила действующую сегодня законодательную базу для сохранения культурного наследия. Надо сказать, что главный закон целенаправленного действия - 73-й ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" рождался в муках и был принят только в 2002 году. Его одобрило культурное сообщество. Но, видимо, закон все-таки оказался слишком хорош для нашей реальности. Во всяком случае, он до сих пор не вступил в действие из-за отсутствия подзаконных актов. Зато с первого января нынешнего года в силу вступает 258-й закон, разрешающий приватизацию культурных объектов и требующий от регионов большей инициативы и средств в области охраны все тех же памятников. И в регионах закипела законотворческая работа. Тем более что первопроходцами мы не являемся: есть международный опыт, ведь в большинстве европейских стран ответственность за культурное наследие распределена между различными уровнями власти. Так, во Франции, которая была первой европейской страной, где на государственном уровне решались вопросы изучения и охраны культурных ценностей, ответственность за историко-культурное наследие была передана непосредственно в ведение коммун в 1983 году. Таким образом, на территории Франции было создано 76 охранных зон, представляющих центры исторических городов. Документация на охранную зону включает в себя карту, докладную записку и нормативный документ, где указаны ограничения, касающиеся сноса зданий и вырубки деревьев. В США же охрана памятников осуществляется на трех уровнях - федеральном, штата и местном, причем самые строгие правила устанавливают именно муниципалитеты. У нас же пока очевидно одно преимущество: экономия федерального бюджета при такой дифференцированной системе сохранения культурного наследия. Тем не менее по статистике, работа по усовершенствованию законодательной базы в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия сегодня ведется в 67 регионах. Совсем недавно о начале подготовительной работы в этой сфере рассказали столичные законодатели. "На уровне Москвы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются 26-м законом "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", а в отдельных случаях - 40-м законом "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве". Однако указанной законодательной базы в современных условиях явно недостаточно. Во-первых, поправки, вступившие в силу 1 января этого года, накладывают существенный отпечаток на деятельность регионов. А во-вторых, тот же 26-й закон был принят на два года раньше федерального, а потому зачастую в законодательстве РФ и Москвы используется различный понятийный аппарат, а целый ряд положений городского закона прямо противоречит федеральному", - говорит председатель Комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. Если верить его компетентному мнению, у нас куда ни глянь - везде большие проблемы, в частности, с определением предмета охраны объектов культурного наследия в зависимости от типа недвижимости. Нет процедуры утверждения территории самих объектов, установления их границ. Поэтому нельзя должным образом регламентировать деятельность в местах наложения и соприкасания границ территории памятника и зон хозяйственной деятельности. Актуальной остается и проблема незащищенности зданий, которые еще только находятся в списках на присвоение им статуса выявленного памятника культурного наследия. И совсем недавний пример - лишнее тому подтверждение. 2 февраля главный дом городской усадьбы М.Челнокова, что в Подкопаевском переулке, чуть не разрушила бригада рабочих, естественно, по заказу арендатора здания. Главный дом Челнокова - одноэтажное здание с деревянной крышей 1837 года постройки - в тот момент находилось в списке заявленных объектов, к сохранению которых арендаторы не относятся с должным уровнем ответственности. В общем, спорных и проблематичных вопросов достаточно. Столичные депутаты в рассмотренной недавно Концепции проекта Закона "О памятниках истории и культуры в городе Москве" предлагают ввести ряд новых понятий: заповедная зона, исторический парк, музей-заповедник, ценные объекты городской среды. А главное, прописать в законе не только сохранение самого памятника, но близлежащей территории, земельного участка, а также панорамного вида. Правда, пока говорят только о концепции закона. "Чтобы сделать совершенный закон, нужно услышать мнения специалистов и самой широкой общественности. Именно поэтому пока мы представляем только концепцию закона. До 1 мая мы будем собирать предложения от москвичей, и только потом первый вариант законопроекта будет представлен в Комиссию Московской городской думы по перспективному развитию и градостроительству. После чего доработанный вариант отправится в столичный Комитет по культуре, а уже потом состоятся чтения по принятию законопроекта в самой Мосгордуме", - говорит Михаил Москвин-Тарханов. Однако столица, несмотря на свой титул чемпиона по количеству объектов культурного наследия, в деле разработки должного законодательства оказалась далеко не первой. Совсем недавно - в июле 2007 года - в Санкт-Петербурге был принят Закон "Об охране объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения". В пятнадцати статьях закона изложен порядок установления льгот по арендной плате в отношении объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны памятников, порядок формирования, финансирования и реализации целевых программ этой сферы. Именно питерский вариант, наряду с Законом "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан", отдельная глава которого, кстати, посвящена государственной охране исторических поселений, считается на сегодняшний день самой успешной и тщательно проработанной версией в законодательстве этой сферы. Подобные законы приняты в Ярославской, Московской и Ленинградской областях, республиках Чувашия и Карелия. В большинстве случаев они регламентируют полномочия законодательных и исполнительных органов региональной и муниципальной власти, а также вопросы финансирования специальных программ. Также в рубрике:
|