Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7186) 22 - 29 июля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаРоссия в миниатюреОбзор сезона Большого балета Виолетта МАЙНИЕЦЕ Свыше полугода первый театр России "приходил в себя" после финансового кризиса 17 августа, который в одночасье скорректировал его планы, сказался на материальном благополучии всех от мала до велика. При норме один спектакль в месяц по контракту только на "большетеатровскую" зарплату не прожить ни балеринам, ни премьерам, не говоря уже про почти бедственное положение кордебалета. Но даже в столь безнадежной ситуации никто из артистов не покинул театр в поисках более обеспеченного существования. Каждый пытается как-то "выжить", гастролируя по стране, устраивая короткие индивидуальные поездки за рубеж. Одних руководство запросто отпускало "на заработки", другие вырывались "с боем" даже при отсутствии спектаклей в Большом. Решающим был далеко не творческий момент, а взаимоотношения с новым руководителем балета Алексеем Фадеечевым, его окружением. С появлением компетентного, остроумного и амбициозного экс-премьера Большого театра на руководящем посту в начале сезона во всем тут же сказалась его жесткая, лишенная каких-либо сантиментов, рациональная установка при решении как творческих, так и организационных вопросов. Вскоре друзья оказались "на коне", враги - в "опале". Нейтральных "беспартийных" в театре почти не бывает... Афиша подскажет: "любит - не любит..."У Алексея Фадеечева, несомненно, есть свой почерк руководителя, своя политическая платформа. Имея опытных консультантов, в делах как внутритеатральной, так и внешней "политики", он менее зависим, чем его предшественник Александр Богатырев, от пристрастий художественного руководителя театра Владимира Васильева. Отмечу многие положительные моменты первого "фадеечевского сезона". И прежде всего то, что касается репертуара. Не срывались спектакли. Почти не было замен одних названий другими, а имевшиеся - вполне разумны (так, вместо заурядных "Новогодних премьер" в канун Нового года дали еще несколько "Щелкунчиков"). Объяснимо и экстренное включение в репертуар "Вечера балетов Баланчина". Ведь Фадеечев занял свой пост, когда график выпуска новых спектаклей и афиша сезона фактически были сверстаны. Он, будучи здравомыслящим прагматиком, конечно же, понимал, что в первом театре России уместны русская тема - "Конек-Горбунок" - да приуроченные к пушкинскому юбилею "Балда" и "Бессонница". В то же время при поддержке балерины Нины Ананиашвили, которая имеет личные контакты с Фондом Баланчина, Фадеечев стал срочно пробивать и более надежные ценности - баланчинские шедевры "Агон" и "Симфония до мажор". Он вовремя успел сбалансировать репертуар, спас честь мундира и заодно закрепил за собой репутацию разборчивого "западника". Его приоритеты выразились уже в том, что он позволил раствориться идее переноса в Большой известных бежаровских балетов во главе с "Весной священной". Вряд ли тому виной лишь наша пресловутая нищета - на Бежара денег не было, а на Баланчина нашлись? Очевидно, Фадеечеву пришлось учитывать пожелания спонсоров, которым Баланчин милее. На следующий сезон заявлена реконструкция балета Петипа "Дочь фараона" (срок выпуска - апрель), которую, скорее всего, осуществит знаток старины Пьер Лакот. Впервые в Большой приглашен и балетмейстер Борис Эйфман. Его зовут на постановку балета "Павел I" (он же "Русский Гамлет"), открытая генеральная репетиция которого была показана в начале лета Санкт- Петербургским театром балета, хотя de jure премьера должна состояться в феврале и именно в исполнении труппы Большого. Уже прошли смотрины солистов... В конце сезона прямо перед английскими гастролями под лозунгом "Назад к Горскому!" Алексей Фадеечев самолично восстановил в сжатые сроки догригоровичевского "Дон Кихота". Премьерой заменили и заранее объявленный заключительный гала-концерт. Зато давно не шли ни "Баядерка" (именно ею открывались нынешние ответственные гастроли в Лондоне), ни "Спартак", ни "Раймонда", которых также ожидали на Британских островах... Однако вернемся к делам московским. На афише прошлого сезона лидировали "Жизель", "Щелкунчик", "Чиполлино". Более чем скромно была представлена парадная классика - от четырех до шести раз прошли "Раймонда", "Спящая красавица" да "Баядерка" в редакциях Ю.Григоровича. Пару раз показали "Спартака", "Легенду о любви", "Укрощение строптивой" (последние два произведения на следующий год не заявлены). Да и на новый сезон запланированы всего три "Раймонды", четыре "Спящие", шесть "Баядерок" при четырнадцати васильевских "Жизелях" и "Анютах". Понимаю, что дирекция тут же сошлется на обилие зарубежных гастролей, диктующих подобный режим проката спектаклей. Но не весь же год труппа будет в разъездах! А без большой классики трудно поддерживать форму как солистам, так и кордебалету, в любви к которому публично всегда признается Алексей Фадеечев. Солисты гадают: "к сердцу прижмет или к черту пошлет"?Похвально, что еще молодому и столь демократично мыслящему руководству мил демос в лице кордебалета. Фадеечев защищает его даже тогда, когда прямо на глазах рассыпаются кордебалетные ансамбли. В этом сезоне кордебалет получил долгожданный бенефис, высветивший его достоинства и недостатки. Тем не менее худрук, которого трудно обескуражить, убежден, что московский кордебалет - лучший в мире. Кто не согласен, думать иначе не возбраняется! А вот солисты - другое дело. С ними у Фадеечева отношения на редкость прозаичны. Не нравится в Большом - уходи! Незаменимых нет, и точка. Странно, что в театре, где всегда ценили актерскую индивидуальность, сейчас это понятие девальвировано ниже некуда, подобно российскому рублю... У нас другая установка, чем, скажем, в той же Мариинке, где, занимаясь саморекламой, руководство мастерски раскручивает и артиста. Там понимают, что "короля играет свита". Порой с завистью читаешь материалы про Мариинский балет - что не солистка, то новая звезда! Гениальная личность, о которой тут же снимают телепередачу, заказывают материалы. И неважно, что желаемое выдается за действительность. Петербуржцы часто действуют более ловко и дальновидно. Так, в дни премьеры "Вечера балетов Баланчина" в Большом по телевизору в который раз передавали "Симфонию до мажор" в исполнении артистов Мариинского балета. Правда, в этом сезоне лучшие артисты Большого все-таки были удостоены десятиминутных "Монологов о себе" в рамках передачи "15-й подъезд". Но это ведь капля в море! Для широкой публики нынешний Большой, особенно его солисты, были и остаются terra incognita. При всем уважении к труженикам кордебалета именно солисты Большого - его основное богатство. Балетмейстеров нет и не предвидится. Надеясь быть услышанной, из года в год повторяю этот трюизм. В театре немало одаренных танцовщиков, только за последний год награжденных многочисленными медалями и призами. Так, золото и серебро конкурса в Джексоне год назад завоевали Анна Антоничева и Дмитрий Белоголовцев, а Дмитрий Гуданов получил высшую награду на конкурсе в Париже. Единственным обладателем "Золотой маски" в балете Большого стал Николай Цискаридзе. Ему же международное жюри присудило приз "Бенуа де ля Данс", который в номинации "Лучшему танцовщику года" был вручен в Берлине. Он великолепно станцевал на премьере третью часть баланчинской "Симфонии до мажор". Увы, многие партии этого уникального артиста не зафиксированы даже видеостудией театра. Правда, сейчас почти смонтирован получасовой фильм о Н.Цискаридзе, на выходе - кассета с записью "Жизели", где он танцует принца Альберта. Несмотря на международное признание, редко выступала А.Антоничева, заслуживающая более внимательного отношения со стороны репетитора. А Д.Гуданов в партии Меркуцио ("Ромео и Джульетта") и особенно Д.Белоголовцев в партии Солора ("тени" из "Баядерки") были выпущены на сцену в таком сыром виде, что просто недоумеваешь, куда смотрели педагоги и руководство. Сказанное относится и к дебюту Гуданова в партии Джеймса ("Сильфида"), которая пока что далека от идеала. Очевидно, что при наличии талантливых танцовщиков, репетиторство в Большом заведомо "хромает". К сожалению, наши артисты не приучены работать самостоятельно, качественно и быстро, как принято за рубежом. Московский балет живет по старинке - "шаг вперед и два назад". В одночасье ему не переключиться на другой режим. Конечно, солисты и кордебалет могут в авральных условиях за три недели подготовить баланчинские балеты, за две - "Дон Кихота". Но страдает качество, так как осознанной, систематической работы, к тому же с полной отдачей, в театре как не было, так и нет. Исключением, пожалуй, является Нина Ананиашвили. Эта очень трудоспособная балерина много танцует за рубежом, что сказывается на стиле ее работы и в Москве. Она всегда выступает на пределе своих возможностей. Репертуар: то пусто, то густоНеравномерно формируется репертуар ведущих солистов. То месяц сидит без дела, то танцует три труднейших балета подряд. При таком распределении нагрузок неизбежны физические и особенно психические травмы. Трудно сохранять форму. В отличие от предшествующих сезонов в этом много танцевал Андрей Уваров. Теперь он основной партнер Нины Ананиашвили. Сдержанный, элегантный, он всегда старался быть внимательным кавалером, хорошо исполнял вариации и соло в классических балетах. Слабая сторона этого видного премьера - актерское мастерство. Поэтому сюрпризом показалось назначение Уварова на партию Спартака. Москвичи не увидели его: дебют состоится в Лондоне. Риск - благородное дело, дай Бог, чтобы он был оправданным... Малоудачным сезон оказался для другого ведущего танцовщика театра - Сергея Филина. Ярче всего он показался в балете "Урок" на "Новогодних премьерах", где исполнил роль учителя-маньяка. Эта гротесковая игровая партия больше пришлась по душе общепризнанному лирику, чем поднадоевшие аристократы да любовники. В классе Филин откровенно проскучал весь сезон, весьма дежурно исполнив и Принца в "Щелкунчике", и Жана де Бриенна в "Раймонде", притом предельно упрощая хореографический текст. Неохота стараться - и так сойдет! Обидно, что этот прелестный премьер допускает подобное отношение к работе. Отказался он и от баланчинских "Агона" и "Симфонии до мажор", где, безусловно, мог блеснуть и техникой, и стилем... Со дня премьеры "Баядерки" в Большом Гамзатти танцевали только солистки. Галина Степаненко первой из балерин появилась в этой абсолютно балеринской, очень выигрышной партии. Была неожиданно мягкой, женственной, доброжелательно-благородной. После ряда неудачных сезонов она стала серьезно работать. Станцевала Жизель, Сильфиду, солистку в "Шопениане", Китри, яркую и колоритную Попадью на премьере "Балды". Упущенное попыталась наверстать и Надежда Грачева. Однако многое, увы, ею утрачено безвозвратно. Лишь дважды (в "Шопениане") дали выйти на сцену Надежде Павловой, хотя она в прекрасной форме. Последние большие спектакли провела Нина Семизорова. К сожалению, постепенно уходит старшее поколение мастеров, уступая место многочисленной молодежи. Несколько слов о самых молодых. За сезон сильно сдала позиции Светлана Лунькина, очаровавшая многих своей Жизелью на премьере спектакля. Она перестала совершенствоваться, "хромает" ее техника. Не было неожиданностью и то, что она не вышла в центральной партии "Дон Кихота" - Китри ей сейчас не "по ногам". Мило и естественно впервые станцевала Машу Нина Капцова, притом в "Щелкунчике", посвященном 90-летию Симона Вирсаладзе, который транслировался по Центральному телевидению. Правда, вариации Маши для Капцовой пока что - крепкий орешек. Удачным сезон был для Марии Александровой - одной из самых перспективных танцовщиц младшего поколения. Она хороша в Уличной танцовщице ("Дон Кихот"), точна в третьей части "Симфонии до мажор". Уверенно входит в репертуар Анастасия Горячева, первый сезон работающая в театре. Были примечательные спектакли и у представительниц среднего поколения. Женственна, словно купается в танце, Анастасия Яценко. Старательно, но с излишне агрессивным напором исполняет Китри Марианна Рыжкина (ее Сильфида "пролетела" мимо меня). Две противоположные по характеру партии - Маша в "Щелкунчике" и Поповна в "Балде" - появились в репертуаре Елены Андриенко, причем вторая оказалась ярче первой. Ряд классических партий впервые на московской сцене станцевала Анастасия Волочкова. Среди удач - фея Сирени, среди поражений - Жизель. Одно из самых удручающих воспоминаний прошлого сезона - "Па де катр" Ц.Пуни с участием И.Петровой, А.Антоничевой, М.Аллаш, С.Лунькиной (наряду с "Коньком-Горбунком"). Все в нем было за гранью добра и зла: прически, костюмы, манера танца и подача хореографического текста. Это скорее репетиторский, чем только исполнительский "прокол". Вскоре номер бесследно исчез из репертуара, надеюсь, в таком качестве - навсегда... Были в Большом свои радости, свои печали. С помпой отпраздновали 60-летие Екатерины Максимовой. Скромной, рядовой "Жизелью" помянули Галину Сергеевну Уланову. Один из "Дон Кихотов" был посвящен замечательной характерной танцовщице Сусанне Звягиной. "Жизелью" отметили и 50-летие красивейшего московского принца Александра Богатырева - предшественника А.Фадеечева на посту художественного руководителя балета, - жизнь которого столь внезапно оборвалась на 49-м году. Нет уже и дирижера Альгиса Жюрайтиса, с именем которого связаны яркие страницы в балетной летописи Большого... Люди уходят, жизнь продолжается. 2 сентября "Лебединым озером" откроется новый, 224-й сезон балета Большого... Также в рубрике:
|