Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7186) 22 - 29 июля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Россия в миниатюре

Обзор сезона Большого балета

Виолетта МАЙНИЕЦЕ


Свыше полугода первый театр России "приходил в себя" после финансового кризиса 17 августа, который в одночасье скорректировал его планы, сказался на материальном благополучии всех от мала до велика. При норме один спектакль в месяц по контракту только на "большетеатровскую" зарплату не прожить ни балеринам, ни премьерам, не говоря уже про почти бедственное положение кордебалета. Но даже в столь безнадежной ситуации никто из артистов не покинул театр в поисках более обеспеченного существования. Каждый пытается как-то "выжить", гастролируя по стране, устраивая короткие индивидуальные поездки за рубеж. Одних руководство запросто отпускало "на заработки", другие вырывались "с боем" даже при отсутствии спектаклей в Большом. Решающим был далеко не творческий момент, а взаимоотношения с новым руководителем балета Алексеем Фадеечевым, его окружением. С появлением компетентного, остроумного и амбициозного экс-премьера Большого театра на руководящем посту в начале сезона во всем тут же сказалась его жесткая, лишенная каких-либо сантиментов, рациональная установка при решении как творческих, так и организационных вопросов. Вскоре друзья оказались "на коне", враги - в "опале". Нейтральных "беспартийных" в театре почти не бывает...

Афиша подскажет: "любит - не любит..."

У Алексея Фадеечева, несомненно, есть свой почерк руководителя, своя политическая платформа. Имея опытных консультантов, в делах как внутритеатральной, так и внешней "политики", он менее зависим, чем его предшественник Александр Богатырев, от пристрастий художественного руководителя театра Владимира Васильева. Отмечу многие положительные моменты первого "фадеечевского сезона". И прежде всего то, что касается репертуара. Не срывались спектакли. Почти не было замен одних названий другими, а имевшиеся - вполне разумны (так, вместо заурядных "Новогодних премьер" в канун Нового года дали еще несколько "Щелкунчиков"). Объяснимо и экстренное включение в репертуар "Вечера балетов Баланчина". Ведь Фадеечев занял свой пост, когда график выпуска новых спектаклей и афиша сезона фактически были сверстаны. Он, будучи здравомыслящим прагматиком, конечно же, понимал, что в первом театре России уместны русская тема - "Конек-Горбунок" - да приуроченные к пушкинскому юбилею "Балда" и "Бессонница". В то же время при поддержке балерины Нины Ананиашвили, которая имеет личные контакты с Фондом Баланчина, Фадеечев стал срочно пробивать и более надежные ценности - баланчинские шедевры "Агон" и "Симфония до мажор". Он вовремя успел сбалансировать репертуар, спас честь мундира и заодно закрепил за собой репутацию разборчивого "западника". Его приоритеты выразились уже в том, что он позволил раствориться идее переноса в Большой известных бежаровских балетов во главе с "Весной священной". Вряд ли тому виной лишь наша пресловутая нищета - на Бежара денег не было, а на Баланчина нашлись? Очевидно, Фадеечеву пришлось учитывать пожелания спонсоров, которым Баланчин милее. На следующий сезон заявлена реконструкция балета Петипа "Дочь фараона" (срок выпуска - апрель), которую, скорее всего, осуществит знаток старины Пьер Лакот. Впервые в Большой приглашен и балетмейстер Борис Эйфман. Его зовут на постановку балета "Павел I" (он же "Русский Гамлет"), открытая генеральная репетиция которого была показана в начале лета Санкт- Петербургским театром балета, хотя de jure премьера должна состояться в феврале и именно в исполнении труппы Большого. Уже прошли смотрины солистов...

В конце сезона прямо перед английскими гастролями под лозунгом "Назад к Горскому!" Алексей Фадеечев самолично восстановил в сжатые сроки догригоровичевского "Дон Кихота". Премьерой заменили и заранее объявленный заключительный гала-концерт. Зато давно не шли ни "Баядерка" (именно ею открывались нынешние ответственные гастроли в Лондоне), ни "Спартак", ни "Раймонда", которых также ожидали на Британских островах...

Однако вернемся к делам московским. На афише прошлого сезона лидировали "Жизель", "Щелкунчик", "Чиполлино". Более чем скромно была представлена парадная классика - от четырех до шести раз прошли "Раймонда", "Спящая красавица" да "Баядерка" в редакциях Ю.Григоровича. Пару раз показали "Спартака", "Легенду о любви", "Укрощение строптивой" (последние два произведения на следующий год не заявлены). Да и на новый сезон запланированы всего три "Раймонды", четыре "Спящие", шесть "Баядерок" при четырнадцати васильевских "Жизелях" и "Анютах". Понимаю, что дирекция тут же сошлется на обилие зарубежных гастролей, диктующих подобный режим проката спектаклей. Но не весь же год труппа будет в разъездах! А без большой классики трудно поддерживать форму как солистам, так и кордебалету, в любви к которому публично всегда признается Алексей Фадеечев.

Солисты гадают: "к сердцу прижмет или к черту пошлет"?

Похвально, что еще молодому и столь демократично мыслящему руководству мил демос в лице кордебалета. Фадеечев защищает его даже тогда, когда прямо на глазах рассыпаются кордебалетные ансамбли. В этом сезоне кордебалет получил долгожданный бенефис, высветивший его достоинства и недостатки. Тем не менее худрук, которого трудно обескуражить, убежден, что московский кордебалет - лучший в мире. Кто не согласен, думать иначе не возбраняется!

А вот солисты - другое дело. С ними у Фадеечева отношения на редкость прозаичны. Не нравится в Большом - уходи! Незаменимых нет, и точка. Странно, что в театре, где всегда ценили актерскую индивидуальность, сейчас это понятие девальвировано ниже некуда, подобно российскому рублю... У нас другая установка, чем, скажем, в той же Мариинке, где, занимаясь саморекламой, руководство мастерски раскручивает и артиста. Там понимают, что "короля играет свита". Порой с завистью читаешь материалы про Мариинский балет - что не солистка, то новая звезда! Гениальная личность, о которой тут же снимают телепередачу, заказывают материалы. И неважно, что желаемое выдается за действительность. Петербуржцы часто действуют более ловко и дальновидно. Так, в дни премьеры "Вечера балетов Баланчина" в Большом по телевизору в который раз передавали "Симфонию до мажор" в исполнении артистов Мариинского балета. Правда, в этом сезоне лучшие артисты Большого все-таки были удостоены десятиминутных "Монологов о себе" в рамках передачи "15-й подъезд". Но это ведь капля в море! Для широкой публики нынешний Большой, особенно его солисты, были и остаются terra incognita.

При всем уважении к труженикам кордебалета именно солисты Большого - его основное богатство. Балетмейстеров нет и не предвидится. Надеясь быть услышанной, из года в год повторяю этот трюизм. В театре немало одаренных танцовщиков, только за последний год награжденных многочисленными медалями и призами. Так, золото и серебро конкурса в Джексоне год назад завоевали Анна Антоничева и Дмитрий Белоголовцев, а Дмитрий Гуданов получил высшую награду на конкурсе в Париже. Единственным обладателем "Золотой маски" в балете Большого стал Николай Цискаридзе. Ему же международное жюри присудило приз "Бенуа де ля Данс", который в номинации "Лучшему танцовщику года" был вручен в Берлине. Он великолепно станцевал на премьере третью часть баланчинской "Симфонии до мажор". Увы, многие партии этого уникального артиста не зафиксированы даже видеостудией театра. Правда, сейчас почти смонтирован получасовой фильм о Н.Цискаридзе, на выходе - кассета с записью "Жизели", где он танцует принца Альберта. Несмотря на международное признание, редко выступала А.Антоничева, заслуживающая более внимательного отношения со стороны репетитора. А Д.Гуданов в партии Меркуцио ("Ромео и Джульетта") и особенно Д.Белоголовцев в партии Солора ("тени" из "Баядерки") были выпущены на сцену в таком сыром виде, что просто недоумеваешь, куда смотрели педагоги и руководство. Сказанное относится и к дебюту Гуданова в партии Джеймса ("Сильфида"), которая пока что далека от идеала. Очевидно, что при наличии талантливых танцовщиков, репетиторство в Большом заведомо "хромает".

К сожалению, наши артисты не приучены работать самостоятельно, качественно и быстро, как принято за рубежом. Московский балет живет по старинке - "шаг вперед и два назад". В одночасье ему не переключиться на другой режим. Конечно, солисты и кордебалет могут в авральных условиях за три недели подготовить баланчинские балеты, за две - "Дон Кихота". Но страдает качество, так как осознанной, систематической работы, к тому же с полной отдачей, в театре как не было, так и нет. Исключением, пожалуй, является Нина Ананиашвили. Эта очень трудоспособная балерина много танцует за рубежом, что сказывается на стиле ее работы и в Москве. Она всегда выступает на пределе своих возможностей.

Репертуар: то пусто, то густо

Неравномерно формируется репертуар ведущих солистов. То месяц сидит без дела, то танцует три труднейших балета подряд. При таком распределении нагрузок неизбежны физические и особенно психические травмы. Трудно сохранять форму.

В отличие от предшествующих сезонов в этом много танцевал Андрей Уваров. Теперь он основной партнер Нины Ананиашвили. Сдержанный, элегантный, он всегда старался быть внимательным кавалером, хорошо исполнял вариации и соло в классических балетах. Слабая сторона этого видного премьера - актерское мастерство. Поэтому сюрпризом показалось назначение Уварова на партию Спартака. Москвичи не увидели его: дебют состоится в Лондоне. Риск - благородное дело, дай Бог, чтобы он был оправданным... Малоудачным сезон оказался для другого ведущего танцовщика театра - Сергея Филина. Ярче всего он показался в балете "Урок" на "Новогодних премьерах", где исполнил роль учителя-маньяка. Эта гротесковая игровая партия больше пришлась по душе общепризнанному лирику, чем поднадоевшие аристократы да любовники. В классе Филин откровенно проскучал весь сезон, весьма дежурно исполнив и Принца в "Щелкунчике", и Жана де Бриенна в "Раймонде", притом предельно упрощая хореографический текст. Неохота стараться - и так сойдет! Обидно, что этот прелестный премьер допускает подобное отношение к работе. Отказался он и от баланчинских "Агона" и "Симфонии до мажор", где, безусловно, мог блеснуть и техникой, и стилем...

Со дня премьеры "Баядерки" в Большом Гамзатти танцевали только солистки. Галина Степаненко первой из балерин появилась в этой абсолютно балеринской, очень выигрышной партии. Была неожиданно мягкой, женственной, доброжелательно-благородной. После ряда неудачных сезонов она стала серьезно работать. Станцевала Жизель, Сильфиду, солистку в "Шопениане", Китри, яркую и колоритную Попадью на премьере "Балды". Упущенное попыталась наверстать и Надежда Грачева. Однако многое, увы, ею утрачено безвозвратно. Лишь дважды (в "Шопениане") дали выйти на сцену Надежде Павловой, хотя она в прекрасной форме. Последние большие спектакли провела Нина Семизорова. К сожалению, постепенно уходит старшее поколение мастеров, уступая место многочисленной молодежи. Несколько слов о самых молодых. За сезон сильно сдала позиции Светлана Лунькина, очаровавшая многих своей Жизелью на премьере спектакля. Она перестала совершенствоваться, "хромает" ее техника. Не было неожиданностью и то, что она не вышла в центральной партии "Дон Кихота" - Китри ей сейчас не "по ногам". Мило и естественно впервые станцевала Машу Нина Капцова, притом в "Щелкунчике", посвященном 90-летию Симона Вирсаладзе, который транслировался по Центральному телевидению. Правда, вариации Маши для Капцовой пока что - крепкий орешек. Удачным сезон был для Марии Александровой - одной из самых перспективных танцовщиц младшего поколения. Она хороша в Уличной танцовщице ("Дон Кихот"), точна в третьей части "Симфонии до мажор". Уверенно входит в репертуар Анастасия Горячева, первый сезон работающая в театре. Были примечательные спектакли и у представительниц среднего поколения. Женственна, словно купается в танце, Анастасия Яценко. Старательно, но с излишне агрессивным напором исполняет Китри Марианна Рыжкина (ее Сильфида "пролетела" мимо меня). Две противоположные по характеру партии - Маша в "Щелкунчике" и Поповна в "Балде" - появились в репертуаре Елены Андриенко, причем вторая оказалась ярче первой. Ряд классических партий впервые на московской сцене станцевала Анастасия Волочкова. Среди удач - фея Сирени, среди поражений - Жизель.

Одно из самых удручающих воспоминаний прошлого сезона - "Па де катр" Ц.Пуни с участием И.Петровой, А.Антоничевой, М.Аллаш, С.Лунькиной (наряду с "Коньком-Горбунком"). Все в нем было за гранью добра и зла: прически, костюмы, манера танца и подача хореографического текста. Это скорее репетиторский, чем только исполнительский "прокол". Вскоре номер бесследно исчез из репертуара, надеюсь, в таком качестве - навсегда...

Были в Большом свои радости, свои печали. С помпой отпраздновали 60-летие Екатерины Максимовой. Скромной, рядовой "Жизелью" помянули Галину Сергеевну Уланову. Один из "Дон Кихотов" был посвящен замечательной характерной танцовщице Сусанне Звягиной. "Жизелью" отметили и 50-летие красивейшего московского принца Александра Богатырева - предшественника А.Фадеечева на посту художественного руководителя балета, - жизнь которого столь внезапно оборвалась на 49-м году. Нет уже и дирижера Альгиса Жюрайтиса, с именем которого связаны яркие страницы в балетной летописи Большого...

Люди уходят, жизнь продолжается. 2 сентября "Лебединым озером" откроется новый, 224-й сезон балета Большого...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;