Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7638) 03 июля - 09июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаАнтигламур для будущих биографовИзабель Юппер - лауреат приза "Верю. Константин Станиславский" и героиня выставки в Манеже Елена ШИРОЯНФото Ирины КАЛЕДИНОЙ
Главной звездой 30-го Московского кинофестиваля стала та, что взошла на его небосклоне позже всех. Опоздание самолета из Парижа на два с лишним часа задержало церемонию закрытия - ведь на ней вручали специальный приз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского" знаменитой Изабель Юппер. Уже не впервые лауреатка ММКФ (вспомним приз за роль мадам Бовари в фильме Клода Шаброля, врученный в 1991-м), получившая персональную ретроспективу на фестивале нынешнем, Юппер обратилась к залу в "Пушкинском" по-русски. На этом же языке, освоенном в юности, она приветствовала публику, на удивление немногочисленную, которая собралась в Большом Манеже на следующий день. Уже после закрытия ММКФ легендарная актриса посетила выставку своих портретов "Женщина с множеством лиц", которую Московский дом фотографии открыл при поддержке Посольства Франции в России и компании "FF&P" за неделю до визита кинодивы. Странно, но в выходные Манеж больше привлекал массового зрителя персоналкой одного раскрученного художника-москвича на главном этаже. Хотя портреты актрисы созданы, без преувеличения, самыми выдающимися фотохудожниками Европы и США на протяжении сорока лет (самый ранний датирован 1968 годом, что с трудом укладывается в голове - Юппер кажется неподвластной времени). Поэтому оммаж получился камерным и негромким; требуется некоторое усилие воли, чтобы, не отвлекаясь на посторонние впечатления, сосредоточиться на образе Юппер. Однако усилие это окупится сторицей - оторваться от 113 снимков одного и того же, казалось бы, неплохо изученного нами лица нелегко. И выставка обладает невероятной энергетикой: вероятно, эффект порожден умножением дарования самой Юппер на "заряды", идущие от мэтров фотоискусства. Имена многих и стиль нам уже знакомы благодаря все тому же МДФ, в разные годы показавшему и Анри Картье-Брессона, и Хельмута Ньютона, и Жак-Анри Лартига, и Лиз Сарфати. Впрочем, звездный список этим не ограничивается: здесь работы 75 авторов, прославившихся и в арт-, и в рекламной съемке. В их числе покойные Эдуард Буба, по-дружески снимавший Изабель Юппер в своем доме, и Ричард Аведон, к которому она лично обратилась в Америке с просьбой о фотосессии, и Робер Дуано, "нарисовавший" прогулку Юппер в толпе парижского предместья, и Жан-Филип Шарбонье, поставивший кадр на крыше на фоне Эйфелевой башни... Впрочем, большинство мастеров, чьи портреты Юппер собрал воедино муж актрисы Рональд Шамма (он куратор выставки-передвижки, стартовавшей осенью 2005 года в Нью-Йорке и с тех пор побывавшей в Лондоне, Токио, Риме etc, даже Пекине и Сан-Паулу), - современные художники. Сара Мун, Петер Линдберг, Беттина Реймс, Йозеф Куделка, Ришар Дюма, Ральф Гибсон, Херб Риттс - все они на свой лад "читали" месседж личности Юппер, пытаясь эту личность разгадать. Но вот загвоздка: актриса, прямо глядя в объектив, дерзко или с застенчивой беззащитностью, проникнуть в свой внутренний мир не позволяет, возводя невидимый, но прочный барьер. Даром что позволяет фиксировать свои лицо и фигуру в разнообразных ракурсах и ситуациях, в гриме и без, как на снимке Сары Мун, в театрализованно-пышном костюме и почти без одежды... Тут ключевое слово - "почти": в сотне снимков не найдешь таких, которые сделаны непосредственно "в шуме дня" и могут быть соотнесены с жизнью личной и непубличной, в какой, по слухам, Юппер тщательно избегает посторонних взоров. С той же любезной, но непреклонной отстраненностью она сорок минут отвечала на бесконечные вопросы в Манеже: пространный рассказ на "творческие темы" прерывался краткими, хотя неизменно вежливыми репликами, скорее афористичными шутками, как только речь заходила о детях (их у Юппер трое) и прочих материях, которые англичане объединяют холодным словом "privacy". Думаю, в момент встречи с российской публикой многие были поражены строгим, антигламурным, совсем не "звездным" обликом знаменитости: черный брючный костюм с белой блузкой, никакой бижутерии - лишь кольцо на безымянном пальце, правда, с алмазами, простая прическа, отсутствие макияжа и привычных француженкам ярких аксессуаров. Истинный, а не выдуманный "парижский шик"! Разумеется, каждый из снимавших в своей фирменной манере помещал "идеальную модель", какой, безусловно, является Юппер, то на фоне пышной зелени (Лартиг будто вдохновился "Сиренью" Врубеля), то в антураж заброшенного дома, как Анни Лейбовиц, то в "сюрную" декорацию (Джоэл-Питер Уиткин). Приводил в полупустое кафе (Филип-Лорка ДиКорсиа), сажал в пустой кинозал (Хироси Суджимото) и на скамейку в парижском сквере (жесткая, но тут смягчившаяся Нан Голдин), укрывал мехами (Вилли Рони) или обкладывал подушками (фото Юргена Теллера на афише выставки). Меньше всего на фото попадала непосредственная "трудовая деятельность" Юппер: лишь одна карточка в роли Гедды Габлер и две-три в гримерной. И все же, приглашая фотографов к сотрудничеству или идя навстречу их пожеланиям, она все равно остается актрисой, и каждый снимок - театральная мизансцена, где ощутима продуманная интерпретация образа. И где трудно понять, кто выступил в роли режиссера - не сама ли модель? Может быть, уже задумавшаяся о своей роли в истории (трудно не согласиться с коллегой, назвавшей Юппер великой актрисой) и готовящая материал для будущих биографов. Но только такой, чтобы преподносил образ в "правильном" ракурсе, без перекосов. А может, Юппер просто так нравится играть, что ей мало сниматься в кино и выходить на подмостки? Также в рубрике:
|