Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7638) 03 июля - 09июля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Имератрица русского исскуства

в зеркале серебряного века

ВЫСТАВКА

Георгий ОСИПОВ Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


"Два царя у нас, - писал в начале прошлого века знаменитый журналист Алексей Суворин, - Николай II и Лев Толстой". Нечто похожее он мог бы добавить и о двух, точнее, трех императрицах. Но если две правили страной, то третья владычествовала в русском искусстве. "Третьей" была тезка императрицы-матери, Мария Клавдиевна Тенишева - минувшей весной исполнилось 150 лет со дня ее рождения. Вполне естественно, что Исторический музей, с которым Тенишеву связывала долгая дружба - в частности, именно "с подачи" сотрудника Исторического музея В.Городцова Тенишева занималась раскопками знаменитых Гнездовских курганов под Смоленском, - почтил ее память выставкой.

Императрицы, между прочим, упомянуты совсем неслучайно. Одна из великих тайн жизни Тенишевой - тайна ее рождения. Кто был ее отцом, неизвестно до сих пор, и одна из версий намекает на весьма любвеобильного государя-освободителя Александра Николаевича... Открывающий выставку портрет Тенишевой кисти Репина (один из семи существующих) из собрания питерской Академии художеств, имеющий неофициальное название "Повелительница", весьма недвусмысленно на это намекает. Тенишева на этом портрете похожа и на обдумывающую очередное судьбоносное распоряжение властительницу, и... на оперную диву. Репин, конечно, знал о том, что Тенишева, которая сама была своего рода академией русского искусства, начинала свой творческий путь как профессиональная певица.

Конечно, сам масштаб личности Тенишевой, успевавшей и детишек при Брянском рельсопрокатном заводе окормлять, и за последними сельскохозяйственными новинками следить, и с художниками дружить, и самой делать первоклассные вещи из перегородчатой эмали, требовал бы большего помещения, нежели Новый выставочный зал ГИМа. Но, увы, судьба уготовила самой Тенишевой эмиграцию, ее имению - разорение и разруху, а ее художественному наследию - "разброд" по множеству музеев и коллекций. Но Талашкино, Фленово тож, восстановлено, а пятнадцать российских музеев и частные коллекционеры (автор выставки - Ольга Стругова) вполне достойно и отчетливо "отразили" княгиню в зеркале Серебряного века.

Структура выставки замечательно проста. Полотна друзей-художников, некоторые из которых предстают на портретах в не очень привычном виде - как хитрый "чугуевский казачок" Репин на серовском портрете. Произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе созданные и самой княгиней (зеркало, лампады, шкатулки), - особенно примечателен стол в виде... ступы Бабы-яги. Экспонаты из многочисленных коллекций Тенишевой. Некоторые из последних весьма красноречивы: как, например, совершенно небывалых размеров - с большую человеческую голову - замок конца XVIII века. Во всех частях выставки - и это естественно - отчетливо прослеживаются субъективные пристрастия Тенишевой. Многочисленность произведений Сергея Малютина, творца русской матрешки, особенно симпатичного княгине, понятна. Но весьма широко представлены и личности, куда менее известные, - как, например, Дмитрий Стеллецкий. Именно он создал самый оригинальный и живой экспонат выставки - скульптурное изображение в натуральную величину знаменитой собачки Тенишевой - Бульки (он же - Налим). Собачка, присутствующая во многих воспоминаниях о Талашкине, имела длинные и острые торчащие уши, огромные глаза и непропорционально большую голову. Такую, что даже видавшие виды художники и скульпторы вопрошали вполне серьезно: может, этот Булька и не совсем собака, а оборотень, домовой, своего рода genius loci - талашкинский гений места...

Крохотный песик - как выразительный контраст той немыслимо, даже по нашим временам, громадной сфере деятельности Тенишевой. И не нужны привычные штампы про "ренессансные" личности: княгиня была плоть от плоти русским человеком. Как раз в пору создания Талашкина Василий Ключевский весьма запальчиво написал, что вся русская история до

Петра I - сплошные похороны, а после Петра - сплошное уголовное дело. Если так, то княгиня Тенишева - из тех, кто замолвит весомое слово на Суде за всех проходящих по этому "делу".

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

ПРЕМИЯ

РЕКОНСТРУКЦИЯ

АНОНС

ТРАДИЦИИ

АКЦИИ

КОНТАКТЫ

ФЕСТИВАЛЬ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;