Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7638) 03 июля - 09июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяИмератрица русского исскуствав зеркале серебряного века ВЫСТАВКАГеоргий ОСИПОВ Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ "Два царя у нас, - писал в начале прошлого века знаменитый журналист Алексей Суворин, - Николай II и Лев Толстой". Нечто похожее он мог бы добавить и о двух, точнее, трех императрицах. Но если две правили страной, то третья владычествовала в русском искусстве. "Третьей" была тезка императрицы-матери, Мария Клавдиевна Тенишева - минувшей весной исполнилось 150 лет со дня ее рождения. Вполне естественно, что Исторический музей, с которым Тенишеву связывала долгая дружба - в частности, именно "с подачи" сотрудника Исторического музея В.Городцова Тенишева занималась раскопками знаменитых Гнездовских курганов под Смоленском, - почтил ее память выставкой. Императрицы, между прочим, упомянуты совсем неслучайно. Одна из великих тайн жизни Тенишевой - тайна ее рождения. Кто был ее отцом, неизвестно до сих пор, и одна из версий намекает на весьма любвеобильного государя-освободителя Александра Николаевича... Открывающий выставку портрет Тенишевой кисти Репина (один из семи существующих) из собрания питерской Академии художеств, имеющий неофициальное название "Повелительница", весьма недвусмысленно на это намекает. Тенишева на этом портрете похожа и на обдумывающую очередное судьбоносное распоряжение властительницу, и... на оперную диву. Репин, конечно, знал о том, что Тенишева, которая сама была своего рода академией русского искусства, начинала свой творческий путь как профессиональная певица. Конечно, сам масштаб личности Тенишевой, успевавшей и детишек при Брянском рельсопрокатном заводе окормлять, и за последними сельскохозяйственными новинками следить, и с художниками дружить, и самой делать первоклассные вещи из перегородчатой эмали, требовал бы большего помещения, нежели Новый выставочный зал ГИМа. Но, увы, судьба уготовила самой Тенишевой эмиграцию, ее имению - разорение и разруху, а ее художественному наследию - "разброд" по множеству музеев и коллекций. Но Талашкино, Фленово тож, восстановлено, а пятнадцать российских музеев и частные коллекционеры (автор выставки - Ольга Стругова) вполне достойно и отчетливо "отразили" княгиню в зеркале Серебряного века. Структура выставки замечательно проста. Полотна друзей-художников, некоторые из которых предстают на портретах в не очень привычном виде - как хитрый "чугуевский казачок" Репин на серовском портрете. Произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе созданные и самой княгиней (зеркало, лампады, шкатулки), - особенно примечателен стол в виде... ступы Бабы-яги. Экспонаты из многочисленных коллекций Тенишевой. Некоторые из последних весьма красноречивы: как, например, совершенно небывалых размеров - с большую человеческую голову - замок конца XVIII века. Во всех частях выставки - и это естественно - отчетливо прослеживаются субъективные пристрастия Тенишевой. Многочисленность произведений Сергея Малютина, творца русской матрешки, особенно симпатичного княгине, понятна. Но весьма широко представлены и личности, куда менее известные, - как, например, Дмитрий Стеллецкий. Именно он создал самый оригинальный и живой экспонат выставки - скульптурное изображение в натуральную величину знаменитой собачки Тенишевой - Бульки (он же - Налим). Собачка, присутствующая во многих воспоминаниях о Талашкине, имела длинные и острые торчащие уши, огромные глаза и непропорционально большую голову. Такую, что даже видавшие виды художники и скульпторы вопрошали вполне серьезно: может, этот Булька и не совсем собака, а оборотень, домовой, своего рода genius loci - талашкинский гений места... Крохотный песик - как выразительный контраст той немыслимо, даже по нашим временам, громадной сфере деятельности Тенишевой. И не нужны привычные штампы про "ренессансные" личности: княгиня была плоть от плоти русским человеком. Как раз в пору создания Талашкина Василий Ключевский весьма запальчиво написал, что вся русская история до Петра I - сплошные похороны, а после Петра - сплошное уголовное дело. Если так, то княгиня Тенишева - из тех, кто замолвит весомое слово на Суде за всех проходящих по этому "делу". Также в рубрике:
|