Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7638) 03 июля - 09июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВыбор интеллектуалаОткрылся Мюнхенский оперный фестиваль Екатерина БЕЛЯЕВА Фото Уилфрида ХЁСЛЯ
Вступительный доклад на открытии 26 июня, традиционный для этого фестиваля, прочитал словенский ученый-социолог и философ Славой Жижек в придворной церкви Всех Святых. Никакого продолжения в виде курса лекции этого теоретика левого толка на оперном пиршестве в Мюнхене не будет: доклад Жижека был задуман как некая преамбула к фестивальной премьере - "Доктору Фаусту" Ферруччо Бузони. Она-то на самом деле и открыла фест. За дирижерским пультом не маэстро Кент Нагано, а молодой чешский дирижер Томаш Нетопил. Начало нимало не провокационное, но настраивает зрителей на исследовательский, почти интеллектуальный лад - дальше все пойдет в том же духе. Бузони написал оперу не по мотивам "Фауста" Гете, а на основании средневековой "Истории Иоганна Фаустена" и не преуспел с ней. Творчество этого итальянца затмили другие итальянцы - веристы. Премьера в Мюнхене должна вернуть композитору несправедливо украденную у него славу интеллектуала и мистика.
Постоянный участник фестиваля Эдита Груберова уже спела свою коронную Елизавету в "Роберто Деверо" Доницетти, а Вальтрауд Майер - Изольду в старой постановке Конвичного-Лайакера (дирижировал Нагано). Груберову еще можно будет увидеть в "Норме" в постановке Юргена Розе. При аншлаге сыграли "Идоменея" в постановке Розе и "Травиату" Кремера с харизматичными Аней Хартерос и Рамоном Варгасом. У этих певцов впереди еще несколько спектаклей. Варгас выйдет в "Луизе Миллер" с той же партнершей, что и на премьере в Парижской Опере, - очень интересной и достойной сопрано Аной Марией Мартинес, а за пульт встанет Массимо Дзанетти, уже замеченный нами во время его дебюта в Париже, как раз с "Луизой". А Хартерос будет солировать на персональном Liederabend'е, в программе "Опера для всех" (это когда огромный экран вывешивается перед театром и счастливчики получают бесплатные сидячие места; транслируется происходящее внутри театра), она споет "Четыре последние песни" Рихарда Штрауса и еще заявлена в его же "Арабелле". Предусмотрена балетная пауза - "Баядерка" в постановке Патриса Бара. Это продукция не самого лучшего вкуса, но вместе с тем и не самая плохая, зато в роли Никии выйдет великолепная Лусия Лакарра, которая сейчас находится в идеальной форме и начала работать с новым партнером - такие вещи всегда волнуют больше качества продукции и репутации постановщика. Дважды сыграют скандального "Онегина" Кшиштофа Варликовского. Интрига в том, что в Мюнхене в отличие от Парижа, где на голову Варликовского после "Ифигении в Тавриде" и "Парсифаля" сыпались проклятия, а певцы отказывались петь, исполнители поддержали постановщика, превратившего пушкинский сюжет в "Горбатую гору". Среди одобривших была и наша соотечественница Ольга Гурякова, однако летом гостям фестиваля в роли Татьяны будет представлена Татьяна Моногарова. Михаэль Фолле своей ролью Онегина-гея делиться не собирается, считая, что идея Варликовского вскрывает правду о самом композиторе и как версия имеет право на существование. В "Набукко" роль Абигайль исполнит Мария Гулегина, ради нее архаичная постановка Яниса Коккоса и получила место в фестивальном репертуаре. Специальной генделевской премьеры в этот раз не будет, но для фанатов именно этой составляющей фестиваля сыграют "Тамерлана" в постановке Пьера Оди (за пультом - Айвор Болтон, в роли Тамерлана - Соня Прина). Затем идут "Бассариды" Хенце - премьера прошедшего сезона. Опера на сюжет "Вакханок" Еврипида, сильно переработанный, исполняется нечасто вследствие необычной сложности и в общем занудности. Мюнхенскую постановку осуществили Кристоф Лой и Йоханнес Лайакер, постановщики-авангардисты, увлекающиеся социологией, так что скуки тут ждать не приходится. С 20 июля начинается Декада Рихарда Штрауса - мини-фестиваль в честь главного мюнхенского композитора и дирижера. Открывает ее "Кавалер розы" в постановке Отто Шенка. Главная приманка - Ангела Деноке, преуспевающая немецкая певица, которая не стесняется говорить, что Штраус ее любимый композитор. Ходить на Деноке, которой по зубам любой текст Гуго фон Гофмансталя (этого автора Ангела называет также в числе любимых), считается проявлением тонкого музыкально-поэтического вкуса в Германии и за ее пределами. Поразительное создание. Затем дадут "Арабеллу" в постановке Андреаса Хомоки, шефа берлинской Комише Опер. За ней премьеру фестиваля - "Ариадну на Наксосе" в постановке Роберта Карсена (дирижирует - Нагано). Габриэле Шнаут и Агнес Бальтса споют в "Электре" Херберта Вернике. Ангелу Деноке можно будет посмотреть также в "Саломее", которая была хитом фестиваля. Слушать прошлогоднюю музыку Рихарда Штрауса несколько дней подряд тяжело, но поучительно. Ведь без этого композитора Баварии не чем было бы гордиться, а интеллектуальной певице Ангеле Деноке не так-то просто было бы найти другого композитора, чья музыка так удобно ложится на ее голос. К тому же немцы никогда не упустят случая воспользоваться фестивальным настроением в дидактических целях: наполненные до краев хорошей музыкой зрители получат еще и недельку Рихарда Штрауса. Внутри недели еще поместятся слезоточивые "Вертеры" с Петром Бечалой и Веселиной Казаровой. На закрытии по обычаю дадут продукцию на баварский сюжет - "Нюрнбергских майстерзингеров" в постановке Томаса Лангхоффа. Кроме уже упомянутого песенного вечера Ани Хартерос, аналогичные вечера предусмотрены для Йена Бостриджа, Доротеи Решман, Весселины Казаровой и Йонаса Кауфмана. Правда, все эти вечера в рекламе не нуждаются - билеты на них давно распроданы. Также в рубрике:
|