Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7641) 24 июля-30июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПереход на детское времяИрина АЛПАТОВА
Десятый юбилейный Всемирный фестиваль детских театров торжественно открылся 18 июля в саду "Эрмитаж". Впрочем, слово "торжественность" здесь явно не подходит, потому что связано обычно с некими официальными церемониями. На Всемирном детском официоза нет и в помине. Председатель оргкомитета фестиваля и Союза театральных деятелей России Александр Калягин, например, точно так же мок под то и дело проливающимся дождем в компании гигантских поросят и птиц на ходулях. А потом, уже в помещении театра Новая Опера, выйдя на сцену, не стал произносить вообще никаких официальных спичей. Подняв вверх два пальца, заявил, что и слов в прямом смысле будет всего лишь пара: "Будьте счастливы!" Высокие гости, также поднявшиеся на сцену Новой Оперы (министр культуры РФ Александр Авдеев, президент Международной ассоциации любительских театров АИТА Педди О'Дваер, председатель Комиссии Совета Федерации по культуре Александр Дзасохов, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы Андрей Порватов), оказались и того молчаливее, зато виртуозно запускали в зрительный зал бумажных голубей с эмблемами фестиваля. Но одним своим присутствием подтвердили высокий статус Х Всемирного фестиваля детских театров. Поздравление его гостям и участникам отправил, кстати, сам Президент России Дмитрий Медведев. Право на проведение фестиваля российская столица выиграла на Генеральной ассамблее АИТА в Сеуле, выстояв в жесткой конкурентной борьбе. К тому же так совпало, что несколько месяцев назад в России начала осуществляться масштабная и значимая Программа государственной и общественной поддержки театра для детей и юношества, любительского театрального движения под патронатом Президента РФ. Проводником этой программы в театральную жизнь и стал Союз театральных деятелей России во главе с Александром Калягиным. Начав с теоретического обсуждения проблем детского театра на Всероссийской конференции "На пути к зрителю: программа партнерства", что прошла в мае в Российском академическом Молодежном театре, перешли к практике. Нынешний фестиваль стал первой крупнейшей международной акцией в рамках программы. Юбилейный порядковый номер Всемирного фестиваля детских театров говорит о том, что этот форум имеет за плечами весьма длительную и славную историю. Впервые он прошел в 1990 году в немецком городе Линген по инициативе АИТА и театрально-педагогического центра Лингена. И с тех пор проводится каждые два года на территории одной из стран - участниц АИТА, периодически возвращаясь на немецкую родину. Всемирный фестиваль уже принимали, помимо Германии, Дания и Турция, Япония и Куба. Теперь настал черед России. С одной стороны, Москва давным-давно уже стала авторитетным фестивальным центром. С другой - формат международных детских форумов мы только начинаем осваивать, зато стремительно, активно и успешно. В одном только минувшем театральном сезоне в столице дебютировали два любопытных фестиваля театров для детей: "Гаврош" и "Большая перемена", уже ставшие долгосрочными проектами, готовыми к ежегодному продолжению. Но столь крупного международного форума, как Всемирный фестиваль детских театров, здесь еще не было. К тому же такого своеобразного и специфического, ведь основная программа названа "Дети играют для детей". А это значит, что в Москве представлены прежде всего детские опыты, непосредственные и зажигательные, которые и должны, наверное, вывести взрослых на верную дорогу, ответив на вопрос: что интересно интернациональному детскому сообществу с точки зрения формы и содержания. И этих "опытов" здесь целое море, ведь на фестиваль приехали детские коллективы более чем из двадцати стран мира. Представлены загадочные Фарерские острова, экзотические Индонезия, Бангладеш, Индия, Сингапур, жаркие Колумбия, Венесуэла и Куба, европейские Германия, Чехия, Словакия, Хорватия, страны Балтии (Эстония, Латвия и Литва), братья-славяне из Украины и Беларуси, а также Азербайджан, Великобритания, Израиль. Ну и, конечно, детские коллективы из многих российских регионов, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Сад "Эрмитаж" в день открытия фестиваля, несмотря на капризы погоды, а быть может, и благодаря им представлял собой экзотическое зрелище. Взлетают разноцветные воздушные шарики. Слева всех желающих угощают русским квасом. Справа разгуливают гигантские сказочные существа на ходулях. Роскошные кукольные птицы стряхивают с перьев дождевые капли. Громадные рукотворные верблюды подставляют спины под жаркие лучи выглянувшего солнца. Всяческие поросята и медвежата высотой в полтора человеческих роста вежливо здороваются за руку с малышами и фотографируются с ними в обнимку. Младенцы в рюкзачках-кенгуру на груди у родителей таращат глаза, набираясь первых впечатлений от театрального мира. Дошколята норовят потрогать каждого проходящего мимо зверя или птицу и под шумок позаимствовать перо из чьего-либо хвоста. Подростков более интересуют смуглые артистки-венесуэлки, девушки неземной красоты. В общем, каждому свое, а скучать некогда. Сама недолгая церемония была задумана как парад-представление участников фестиваля. Она началась под открытым небом и переместилась потом в интерьеры Новой Оперы. Импровизированную сцену в саду оккупировали Петрушка и красна девица в сарафане, выступающие в качестве зазывал и балагуров. Отдельные участники пока еще выбегали на сцену в майках-униформах с эмблемами фестиваля, оставляя все самое интересное на потом. Другие же облачались в роскошные национальные одеяния и одним своим видом настраивали на последующие экзотические зрелища. Вот группа из Бангладеш, украшенная настоящими павлиньими перьями. Вот смуглые индианки в легких и ярких тканях. Вот темпераментные кубинцы с флагом, тут же громко что-то запевающие. Или не менее роскошные сингапурцы, исполнившие свой гимн. Кто-то бьет в барабан, кто-то играет на скрипке, кто-то читает стихи, кто-то ходит на голове или умудряется за несколько секунд сплясать гопак. Но хоть один национальный костюм - примета каждого коллектива. Потом эти юные "живые символы" того или иного народа друг за другом выходили на сцену Новой Оперы, чтобы повесить эмблему государственного флага на выросшее в мгновение ока фестивальное дерево. Тем, кто не вышел ростом, помогали загадочные белоснежные существа на ходулях, украшавшие это дерево, как новогоднюю елку. "Зажгли" на открытии и юные исполнители из Москвы и Подмосковья, в частности ребята из Музыкального театра юного актера плод руководством Александра Федорова, который и был режиссером церемонии. Ну и в тот же день, сразу после этих знакомств-представлений, началась фестивальная программа, включающая в себя около семидесяти спектаклей разных жанров, стилей и направлений, уместившихся в неделю детского праздника, который еще не закончился. А потому подробный рассказ о событиях Всемирного фестиваля детских театров еще впереди. Впрочем, говорить об одной фестивальной программе неправильно. Их тут несколько, и каждая по-своему привлекательна и специфична. Основная, как уже говорилось, получила название "Дети играют для детей". Ясно, что тут нужно было выбрать представления, понятные всем детям без перевода, а значит, различных жанров много: танцевальные спектакли и версии всемирно известных сказок вроде "Дюймовочки" или "Маленького принца", народные легенды и истории, как, например, "Франкенштейн", образцы национальной театральной культуры, представленные, например, китайской оперой, и т.п. В изобилии - площадные и уличные представления, где больше всего кукольных действ, в рамках программ "Открытое небо" и "КукArt" в саду "Эрмитаж". Для любителей телеэкрана - программа "Мультики в саду "Эрмитаж", где показываются лучшие образцы анимационного искусства российских студий. Не забыты, конечно, и взрослые достижения в сфере театра для детей. И здесь отбор был весьма строгим, потому что дети должны были увидеть действительно лучшие спектакли, уже ставшие лауреатами многочисленных фестивалей, премий и конкурсов. Права выступить на Всемирном фестивале в Москве добились "СамАрт" и Санкт-петербургский театр Сказки, Нижегородский и Екатеринбургский театры юного зрителя, Эстонский государственный театр кукол и другие, не менее известные коллективы. Здоровые дети - это наше счастье. Но, к сожалению, не ко всем из них судьба бывает столь благосклонна. Серьезные недуги не щадят никого, и здесь главное - дать ребенку шанс на полноценную жизнь, уберечь от одиночества и пустоты. Специальный проект фестиваля "Поверь в меня!" обращен к детям с ограниченными физическими возможностями. В Москву приехали уникальные творческие коллективы таких детей, которые сумели перечеркнуть в своей биографии слово "инвалид". Они танцуют на колясках, они замечательно актерствуют, несмотря на синдром Дауна, они поют, не слыша собственного голоса, играют, порой друг друга не видя. И вызывают при этом совсем не жалость, а самое настоящее восхищение. Этот проект стал самым длительным и займет семнадцать дней, в течение которых с ребятами работают профессиональные педагоги по основным сценическим дисциплинам. Результатом этой работы станет получасовой спектакль под рабочим названием "Не игрушки!", который осуществляется в процессе фестиваля и будет показан на церемонии его закрытия. Пока же стоит пожелать удачи всем, кого мы уже видели, и тем, для кого еще все впереди. Когда дети разных континентов столь талантливы, открыты общению, умны и темпераментны, надежда на "светлое будущее" все крепнет и крепнет. Причем, хочется верить, на будущее не только театральное. Также в рубрике:
|