Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7641) 24 июля-30июля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Веселые путешествия

"Миграция" в ММСИ

Патимат ЮСУПОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А. Жернакова. "Чемодан - вокзал... Россия". 2008г.

Выставка "Миграция", проходящая в залах на Петровке Московского музея современного искусства, - один из важнейших проектов биеннале "Стой! Кто идет?". Во-первых, ею она открывалась. Во-вторых, одним из ее кураторов (наряду с Ольгой Меркушевой и Сергеем Ерковым) стала Дарья Камышникова, один из кураторов и инициаторов всей биеннале. Она руководит школой "Свободные мастерские" при ММСИ, а результатом сотрудничества "Свободных мастерских" и программы "Новая генерация" ГЦСИ - напоминаем - стала новая биеннале. Собственно, "Миграция" и есть отчетная выставка "Мастерская'08", ежегодная выставка молодого искусства на Петровке, только теперь получившая фестивальный формат. И потому относительно строгий концептуальный сценарий.

В результате перед нами прекрасный материал для того, чтобы задаться вопросом: "Что значит миграция (эмиграция или иммиграция) для нас сегодня?". Драматические мотивы, характерные для описания эмиграции в искусстве XX века, то есть утрата родины, разрушение традиционных связей и утрата идентичности, новое рабство и бесправие, трагедия человека, покинувшего дом, выпавшего из своей среды, оказались не актуализированными у "актуальных" художников века XXI.

Мигрирующий в результате экономических катаклизмов и стихийно пульсирующий мир - словно не наша действительность. А если эти явления и попадают в поле зрения, то законы и причины их остаются непонятны, как жизненные коллизии антилоп гну или зебр. В буквальном смысле слова. Видеоинсталляция "Timeless" Светланы Беляевой и Дениса Сычева фиксирует необычные кочевья антилоп гну и зебр, бросающихся в потоки воды и плывущих к берегу, преодолевая бурное течение, а в инсталляции "Миграция зебры" Маймы Пушкаревой изображен трагический результат столкновения животного с автомобилем: полосатый житель саванн оказывается в зоне высокоскоростных трасс.

Такой же геополитической непредсказуемостью отличаются с любовью и усердием сделанные футурологически-абсурдистские нестрашные "китайские" страшилки: надпись "Россия" на китайском языке, выполненная в стиле китайского народного искусства художником Дамиром Антикаевым, и "Исход глобального потепления" Татьяны Семкиной. Используя характерный прием самодеятельного творчества и традицию восточного трудолюбия, молодая художница инкрустировала карту мира китайским рисом.

Нигде не прозвучали вопросы: "Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая?..", "Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..".

Метафорически можно сказать, что наши художники стоят несколько спиной к Востоку и лицом к Западу. И этот вектор ментальной энергии и художественной рефлексии скорее положительно окрашен, чем печален.

В отношении потока миграции в западном направлении вместо печального, полного одиночества: "Чужие города... Все начинать сначала..." 1990-х годов прошлого века на выставке звучат философско-оптимистические, жизнеутверждающие лозунги, составленные из высказываний российских эмигрантов-европейцев: "Просто зачеркивать все прошлое и начинать на голом месте создавать себя заново", "... я сделал правильно", "я выбрал жизнь в открытом мире со свободой передвижения". Это результат исследования - инсталляции Анны Жернаковой "Чемодан - вокзал... Россия". Чемоданы и одинаковые банки с бирками - сведениями о российских эмигрантах и страничками их рассказов о себе. Унификация - одно из следствий разрушения традиционных связей, но проект Жернаковой ясно показывает, что наша эмиграция на Запад построена по другому принципу. Интенции молодых россиян явно направлены в сторону интеграции, их интересует возможность получения равного и достойного места в европейских социальных структурах.

В своем проекте "Становление" (фотофиксация лондонских перформансов "Я хочу работать в "Гардиен" и " Я хочу свою выставку в "Тейт Модерн" 2004 года перед офисом газеты "Гардиен" и в залах галереи "Тейт Модерн") Таус Махачева исследует место и возможности свободной личности, человека из другого социума, в системе современных западных медиа и художественных институций, проверяет степень их проницаемости.

Вся выставка ясно свидетельствует: эмигрировать нам практически некуда да и незачем. "Города 2008" Дарьи Усовой - это коллажи - изображения Лондона, Москвы, Токио, Стамбула, Нью-Йорка, сделанные картинками из иллюстрированных журналов. Разные цветовые оттенки и ритмы, особенности архитектуры делают каждую столицу узнаваемой и легкоотличимой, но принцип рекламных вырезок, гламура и новой медиаэстетики, единых культурных стандартов везде одинаков.

Мир медиа и виртуальной реальности - еще одно направление миграционных и интеграционных процессов. Туда попадают не просто с головой, но, как остроумно представили в своей инсталляции "Челососы" Лилия Буркова и Ирина Матохина, целиком с пятками: из компьютерных мониторов и глянцевых журналов торчат бутафорские ноги и руки тех, кого туда засосало.

И наконец-то, сон! Вот, казалось бы, самое независимое прибежище, место, где властвуют подсознание и неизведанные нам законы, где мы мигрируем, подчиняясь лишь собственным фантазиям. Но проанализированные в инсталляции Марии Ивановой и Ольги Багмановой "Лица из снов" являются продолжением наших будней, глянца, гламурной и артифицированной среды. На мягких подушках художницы запечатлели то, что им снится: реклама, фотография Карсавиной - рефлексия на посещение Большого театра, страницы глянцевых журналов и т.д. Мы интегрируемся и начинаем жить по единым стандартам. Мир стал похож на сообщающиеся сосуды или лабиринтообразную систему канализационных труб (инсталляция Ольги Борисовой и Марии Фоменко "Час В"), которую ты благодаря единой системе пластиковых модулей можешь легко достроить сам прямо на выставке и проложить новые возможности для движения. И тут нет места экзистенциальным драмам, тут уже не дышат почва и судьба.

Нам неоткуда эмигрировать, некуда иммигрировать. Миграции необъяснимы, бесмысленны и смешны. Вот впечатление, с которым выходишь с этой выставки биеннале. Наверное, по-молодому оптимистичное.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;