Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7641) 24 июля-30июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраВеселые путешествия"Миграция" в ММСИ Патимат ЮСУПОВА
Выставка "Миграция", проходящая в залах на Петровке Московского музея современного искусства, - один из важнейших проектов биеннале "Стой! Кто идет?". Во-первых, ею она открывалась. Во-вторых, одним из ее кураторов (наряду с Ольгой Меркушевой и Сергеем Ерковым) стала Дарья Камышникова, один из кураторов и инициаторов всей биеннале. Она руководит школой "Свободные мастерские" при ММСИ, а результатом сотрудничества "Свободных мастерских" и программы "Новая генерация" ГЦСИ - напоминаем - стала новая биеннале. Собственно, "Миграция" и есть отчетная выставка "Мастерская'08", ежегодная выставка молодого искусства на Петровке, только теперь получившая фестивальный формат. И потому относительно строгий концептуальный сценарий. В результате перед нами прекрасный материал для того, чтобы задаться вопросом: "Что значит миграция (эмиграция или иммиграция) для нас сегодня?". Драматические мотивы, характерные для описания эмиграции в искусстве XX века, то есть утрата родины, разрушение традиционных связей и утрата идентичности, новое рабство и бесправие, трагедия человека, покинувшего дом, выпавшего из своей среды, оказались не актуализированными у "актуальных" художников века XXI. Мигрирующий в результате экономических катаклизмов и стихийно пульсирующий мир - словно не наша действительность. А если эти явления и попадают в поле зрения, то законы и причины их остаются непонятны, как жизненные коллизии антилоп гну или зебр. В буквальном смысле слова. Видеоинсталляция "Timeless" Светланы Беляевой и Дениса Сычева фиксирует необычные кочевья антилоп гну и зебр, бросающихся в потоки воды и плывущих к берегу, преодолевая бурное течение, а в инсталляции "Миграция зебры" Маймы Пушкаревой изображен трагический результат столкновения животного с автомобилем: полосатый житель саванн оказывается в зоне высокоскоростных трасс. Такой же геополитической непредсказуемостью отличаются с любовью и усердием сделанные футурологически-абсурдистские нестрашные "китайские" страшилки: надпись "Россия" на китайском языке, выполненная в стиле китайского народного искусства художником Дамиром Антикаевым, и "Исход глобального потепления" Татьяны Семкиной. Используя характерный прием самодеятельного творчества и традицию восточного трудолюбия, молодая художница инкрустировала карту мира китайским рисом. Нигде не прозвучали вопросы: "Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая?..", "Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..". Метафорически можно сказать, что наши художники стоят несколько спиной к Востоку и лицом к Западу. И этот вектор ментальной энергии и художественной рефлексии скорее положительно окрашен, чем печален. В отношении потока миграции в западном направлении вместо печального, полного одиночества: "Чужие города... Все начинать сначала..." 1990-х годов прошлого века на выставке звучат философско-оптимистические, жизнеутверждающие лозунги, составленные из высказываний российских эмигрантов-европейцев: "Просто зачеркивать все прошлое и начинать на голом месте создавать себя заново", "... я сделал правильно", "я выбрал жизнь в открытом мире со свободой передвижения". Это результат исследования - инсталляции Анны Жернаковой "Чемодан - вокзал... Россия". Чемоданы и одинаковые банки с бирками - сведениями о российских эмигрантах и страничками их рассказов о себе. Унификация - одно из следствий разрушения традиционных связей, но проект Жернаковой ясно показывает, что наша эмиграция на Запад построена по другому принципу. Интенции молодых россиян явно направлены в сторону интеграции, их интересует возможность получения равного и достойного места в европейских социальных структурах. В своем проекте "Становление" (фотофиксация лондонских перформансов "Я хочу работать в "Гардиен" и " Я хочу свою выставку в "Тейт Модерн" 2004 года перед офисом газеты "Гардиен" и в залах галереи "Тейт Модерн") Таус Махачева исследует место и возможности свободной личности, человека из другого социума, в системе современных западных медиа и художественных институций, проверяет степень их проницаемости. Вся выставка ясно свидетельствует: эмигрировать нам практически некуда да и незачем. "Города 2008" Дарьи Усовой - это коллажи - изображения Лондона, Москвы, Токио, Стамбула, Нью-Йорка, сделанные картинками из иллюстрированных журналов. Разные цветовые оттенки и ритмы, особенности архитектуры делают каждую столицу узнаваемой и легкоотличимой, но принцип рекламных вырезок, гламура и новой медиаэстетики, единых культурных стандартов везде одинаков. Мир медиа и виртуальной реальности - еще одно направление миграционных и интеграционных процессов. Туда попадают не просто с головой, но, как остроумно представили в своей инсталляции "Челососы" Лилия Буркова и Ирина Матохина, целиком с пятками: из компьютерных мониторов и глянцевых журналов торчат бутафорские ноги и руки тех, кого туда засосало. И наконец-то, сон! Вот, казалось бы, самое независимое прибежище, место, где властвуют подсознание и неизведанные нам законы, где мы мигрируем, подчиняясь лишь собственным фантазиям. Но проанализированные в инсталляции Марии Ивановой и Ольги Багмановой "Лица из снов" являются продолжением наших будней, глянца, гламурной и артифицированной среды. На мягких подушках художницы запечатлели то, что им снится: реклама, фотография Карсавиной - рефлексия на посещение Большого театра, страницы глянцевых журналов и т.д. Мы интегрируемся и начинаем жить по единым стандартам. Мир стал похож на сообщающиеся сосуды или лабиринтообразную систему канализационных труб (инсталляция Ольги Борисовой и Марии Фоменко "Час В"), которую ты благодаря единой системе пластиковых модулей можешь легко достроить сам прямо на выставке и проложить новые возможности для движения. И тут нет места экзистенциальным драмам, тут уже не дышат почва и судьба. Нам неоткуда эмигрировать, некуда иммигрировать. Миграции необъяснимы, бесмысленны и смешны. Вот впечатление, с которым выходишь с этой выставки биеннале. Наверное, по-молодому оптимистичное. Также в рубрике:
|