Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7641) 24 июля-30июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесАНВАР ЛИБАБОВ: С моей внешностью надо ездить в машине с тонированными стекламиСветлана МАЗУРОВА Петербургский актер Анвар ЛИБАБОВ давно известен как "лицедей", один из самых ярких в знаменитом клоун-мим театре, основанном Славой Полуниным. Однако в последнее время артист замечен в разных телевизионных и театральных проектах, далеких от клоунады. Вышел новый фильм Юрия Мамина "Не думай про белых обезьян", который представили в российской программе недавнего 30-го Московского международного кинофестиваля. В нем Анвар Либабов сыграл Ху Пуня, доморощенного йога. Ежедневно мы видим актера на телеэкране в сериале "Литейный, 4", где он - Антон Грошев по прозвищу "Гуру", "легитимный лицензированный хакер", эксперт в области высоких технологий, между прочим, офицер Отдела специальных расследований. Еще одна премьера - в театре "Приют Комедианта". В спектакле "Дневник гения" Либабову досталась необычная роль - воплощение образов, которые рождало эксцентричное воображение Сальвадора Дали, величайшего гения XX века. Актер занят в нашумевших постановках Андрея Могучего "Не Гамлет" и "Кракатук". Недавно он отметил свой 50-летний юбилей - весело, ярко, знаменитым спектаклем "Покатуха" театра "Лицедеи".
- Какое насыщенное время у вас, Анвар, сейчас ! - Прибавьте к этому выступления "Лицедеев" в питерском "Чаплин-клубе". И съемки новых серий "Литейного, 4". Есть еще пробы в кино и в театре, но пока умолчу о них. Актерское суеверие, знаете ли. Наверное, наступило время сбора камней, какого-то рубежа, когда возникают вопросы: что же я на этой бренной земле натворил, начудачил, сделал полезного. Но это еще не старость, слава богу! И не суетливость, вездесущность ("успеть везде!"). В какой-то мере, восполнение дефицита несделанного, желание нагнать упущенное. Я благодарен судьбе за то, что есть востребованность. Может быть, разные интересные предложения - это дары сверху? Единственное, чего не хватает, - времени. Оно течет неумолимо. Когда журналисты спрашивают меня: "Что сейчас доминирует в вашей жизни - кино, театр, цирк, "Лицедеи"?", я отвечаю, что мне интересно все. Это новые горизонты, новые возможности. Актеру важно развиваться, не "законсервироваться", попробовать выразить себя в разных формах. Я счастлив, что у меня появилась еще и современная цирковая работа. В цирковых стенах "лицедеи" работали, а я попал в нетрадиционную цирковую постановку "Кракатук" великолепного режиссера Андрея Могучего. Это прорыв в искусстве, мегашоу, театр-цирк. И еще участвую в его психодраме "Не Гамлет". В общем, попробовал себя в "традиционном" театре и на экспериментальной сцене. У меня нет театрального образования, только незаконченная студия театра "Лицедеи" Вячеслава Полунина. Мы же самоучки, школу познания жизни проходили в работе рядом с состоявшимися актерами, посещали мастер-классы, все впитывали, как губки. Наши уши работали, как локаторы. Если в городе происходило что-то экстраординарное и полезное для нас, мы любыми путями туда проникали. И поэтому теперь мне очень интересна работа с режиссером, длительный репетиционный период с поисками: что происходит с героем, к чему он идет. Это для меня новое. - Одно время вы были генеральным директором театра "Лицедеи" . - У меня небольшой опыт в руководстве. Уж не знаю - позитивный или негативный. Сложно быть одновременно актером и директором, лицедеем и прорабом, бригадиром, играющим тренером. Выходишь на сцену, а в голове - "калькулятор", договора. Мне приятель сказал, что я стал похож на чиновника. Это подспудно влияет на психику. Я много кричал на коллег, наверное, от бессилия. Власть, по-моему, портит человека. Вообще надо иметь дар, чтобы управлять и рулить. Иногда в прессе меня почему-то называют экс-лицедеем. Из театра уходить я не собираюсь. Здесь я родился и обязан ему всем, что есть. Как говорится, покину корабль последним. Правда, раньше я там дневал и ночевал, с гастролей, с поезда - сразу в кабинет или гримерку, вечером - на сцену. А сейчас половина дня занята репетициями в "Приюте Комедианта", телевизионными съемками. - По России "Лицедеи" теперь не ездят ? - Меньше, чем раньше. Выехать за Урал - уже сложно, трудноподъемно. Дорогие авиабилеты. А чтобы привезти качественную программу, надо выезжать большим коллективом (12 - 15 человек). Плюс декорации, реквизит, костюмы... - В спектакле "Дневник гения" у вас сразу несколько ролей . - Это автобиография знаменитого художника, его жизнь, судьба. Главная роль здесь одна - Сальвадор Дали, его играет Сергей Янковский. Еще есть Гала. Мне поручено воплотить в спектакле сюрреалистические (во сне) встречи Дали. Это даже не роли, а персонажи, характеры, образы, маски, какие-то явления, галлюцинации Сальвадора. Я называю это проще - "глюки Дали". Их пятнадцать: Фрейд, Гитлер, Ленин... Способность трансформироваться, перевоплощаться, менять маски - все это как раз присуще школе "Лицедеев". - А когда и как вы стали актером ? - В День дурака, 1 апреля 1987 года, случилась первая настоящая гастроль (в Одессу, на "Юморину") с оформлением в трудовой книжке. Началась серьезная работа с "Лицедеями". Раньше это было просто хобби. В свободное от работы время я приезжал на репетиции в студию и иногда даже ездил на гастроли с ребятами. Я закончил Троицкий зооветеринарный техникум с красным дипломом. Когда учился в Ленинградском ветеринарном институте, уже ходил в студию "Лицедеев". Вместо читального зала в библиотеке, клиники, научного общества проводил время на театральных подмостках, и красный диплом мне уже не светил. Потом довелось поработать ветеринарным врачом в совхозе на молочно-товарной ферме под Ленинградом, в родильном отделении, в профилактории, где было две тысячи голов скота. Занимался вакцинацией, терапией, гинекологией - всем, что связано с нормальной, прозаической сельской работой. У английского писателя Джеймса Хэрриота есть великолепная книга "О всех созданиях - больших и малых". Кто читал этот бестселлер, тот поймет, чем я занимался. И вот, будучи главным ветеринарным врачом колхоза, я поставил крест на своей карьере и предпочел ей свое увлечение. Чувства опередили разум. - Ваш дебют в кино был у Балабанова ? - Да, Леша первым заметил меня. Он написал сценарий "Счастливые дни" по Беккету, предложил мне сняться. И именно в это время я должен был отправиться со Славой Полуниным на несколько месяцев в Париж. Мучительно размышлял, что же лучше - синица в руках или журавль в небе? Предпочел Париж. Когда вернулся с гастролей и посмотрел отснятый материал (роль сыграл Виктор Сухоруков), понял, что это мое упущение. Фильм потом поехал в Канн, в программу "Особый взгляд". Но мне посчастливилось сняться в следующем фильме Балабанова - "Замок". Мы с Сухоруковым играли там вместе и получили призы кинофестиваля "Созвездие" за лучшие актерские работы. Потом у меня был эпизод в фильме Алексея "Про уродов и людей". Надеюсь и мечтаю сняться у него еще. Вообще фильмография у меня небольшая. Зато режиссеры какие - Балабанов, Герман, Мамин. У Алексея Германа я снялся в фильме "Трудно быть богом". Пробовался на книгочея, но меня утвердили на слугу дона Руматы. Сыграть у такого мастера, гения, даже в эпизоде - это все-таки здорово. Говорят ведь, что есть биография - и есть судьба. Хотелось бы сыграть такую роль, чтобы был громадный диапазон - от глубокой трагедии, слез до бурлеска, сильного фарса, яркой комедийности. Я как-то сказал Вите Сухорукову: "Давай сыграем в театре "Моцарта и Сальери". В одном действии ты - Моцарт, в другом - я, поменяемся". - После того как по телевидению пошел сериал "Литейный, 4", ваша жизнь сильно осложнилась ? - Да, немного изменилась. Грим у меня в фильме минимальный. Петербуржцам я давно известен, популярен "в районном масштабе". Узнают меня благодаря моим анатомофизиологическим данным, "оригинальной" внешности: лысина, торчащие уши, круглые очки. Внешней чудаковатостью, своей формой одежды я выделяюсь в толпе. Мне даже говорили, что надо покупать машину с тонированными стеклами. Это оборотная сторона популярности, удел людей, снимающихся в сериалах, в какой-то мере - расплата, дискомфорт и непокой в быту, крест, который придется нести. Такова узнаваемость ребят, играющих ментов. Все-таки это 13-летний бренд. Я люблю ездить в общественном транспорте. В последнее время приходится томиться в пробках, нервничать из-за них, опаздывать. Когда нужно успеть многое сделать, проще нырнуть в метро на Петроградской стороне и... На встречу с вами я приехал в маршрутке. Никто на меня не обращал внимания. Все мы ехали на работу: кто к станку, кто на репетицию. - Интеллигентные петербуржцы ! - Да. И вообще теперь люди, слава богу, понимают, что труд актеров - это тоже работа, бизнес, как и у них. Я люблю гулять по улицам, бывать среди народа. У меня две крайности. Мне нужны праздник, карнавал, поток людей, лавина счастья. И люблю уединение, затворничество. Мне нравится гулять по ночному городу в одиночестве. Люблю уехать на природу, ковыряться в огороде. Вчера картошку посадил, клевер посеял, сарай покрасил. - Расскажите о своей семье . - Дочь закончила театроведческий факультет Театральной академии и аспирантуру Института истории искусств. Пишет книги о современной музыке. Подготовила диссертацию о кино. И супруга моя, Наташенька, искусствовед, много писала про наш театр. Кстати, курсовая работа Женечки называлась "Искусство театра "Лицедеи". Словом, и дочь, и супруга были в какой-то мере нашими летописцами, а я - как подопытная лягушка в лаборатории академика Павлова. - Правда, что у вас дома необыкновенная коллекция клоунов со всех концов земли ? - Не такая уж необыкновенная - около трехсот экземпляров. Но есть эксклюзивные, ручной работы, ретро, антикварные. От миллиметровых до выше человеческого роста. Была такая страсть: привозил их отовсюду с гастролей. Если задаться целью - собрать экспонаты со всех уголков планеты, то надо иметь под это хотя бы отдельную комнату. Так из частных коллекций и рождаются многие музеи - мягких игрушек, кукол. Сейчас я немного поостыл. Собираемся семьей в гости, а подарка нет. "Давайте клоуна подарим!" Так мы их изымали из коллекции, и она стала убывать. И вновь пополняться - то из гастрольных поездок, то подарки друзей на дни рождения. - На 50-летие подарили ? - А как же! Даже похожего на меня. У многих клоунов есть такое хобби. Я был в кабинете Марчевского в Екатеринбургском цирке, видел там богатую коллекцию. Слышал про уникальную коллекцию профессора Николаева. Ну и, безусловно, про коллекцию Никулина. - Что нового ждет вас впереди ? - Спустя три года в Петербург возвращается шоу Андрея Могучего "Кракатук". Будем играть в родном городе 50 спектаклей, один из них станет 500-м! Прошлым летом мы были с ним в Израиле, потом поехали по России. Моя роль - Мастер Д. (Дроссельмейер и Мышиный король в одном лице), этакий двуликий Янус, воплощение добра и зла. Сейчас репетируем в "Приюте Комедианта" спектакль (эротический триллер!) "Лулу". Ставит его молодой немецкий режиссер Георг Жено. У меня опять две роли: муж нимфетки Лулу, умирающий в первой сцене, а в дальнейшем - призрак, присутствующий в ее жизни. На днях буду апробировать третью роль - трансвестита. Что еще? Запускается второй сезон "Литейного, 4". А у "Лицедеев" грядет новоселье. За всю историю театра мы впервые обретем дом. Предстоит большая работа - обживать новый дом, пропитывать стены духом творчества. Также в рубрике:
|