Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7645) 21 августа-27августа 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Россия на "Культуре"

КИНО НА ТВ

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


"Культура" нам покажет столько и таких фильмов, что впору вести речь о фестивале советской киноклассики. Нас ждут, разумеется, и встречи со всенародно любимыми лентами. В их числе "Путь к причалу" ("Культура", 25 августа, 11.20. "Мосфильм", 1962. Режиссер Георгий Данелия. В ролях: Александр Метелкин, Борис Андреев, Олег Жаков, Любовь Соколова, Валентин Никулин, Бруно Оя), "Председатель" ("Культура", 25 августа, 19.50. "Мосфильм", 1964. Режиссер Алексей Салтыков. В ролях: Михаил Ульянов, Иван Лапиков, Нонна Мордюкова, Вячеслав Невинный, Николай Парфенов), "Когда деревья были большими" ("Культура", 27 августа, 11.20. Киностудия имени М.Горького, 1962. Режиссер Лев Кулиджанов. В ролях: Инна Гулая, Юрий Никулин, Леонид Куравлев, Екатерина Мазурова, Василий Шукшин, Людмила Чурсина), "Донская повесть" ("Культура", 28 августа, 11.20. "Ленфильм", 1964. Режиссер Владимир Фетин. В ролях: Евгений Леонов, Людмила Чурсина), "Сладкая женщина" ("Культура", 28 августа, 19.50. "Ленфильм", 1976. Режиссер Владимир Фетин. В ролях: Наталья Гундарева, Петр Вельяминов, Олег Янковский, Римма Маркова), "О бедном гусаре замолвите слово" ("Культура", 29 августа, 19.50. "Мосфильм", 1980. Режиссер Эльдар Рязанов. В ролях: Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Ирина Мазуркевич, Станислав Садальский, Валентин Гафт, Георгий Бурков), "Золотой теленок" ("Культура", 30 августа, 19.10. "Мосфильм", 1968. Режиссер Михаил Швейцер. В ролях: Сергей Юрский, Леонид Куравлев, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев, Тамара Семина).

Перечисленные выше картины - частые гости на телеэкране, а вот такие шедевры, как, например, "Застава Ильича" ("Культура", 27 августа, 19.55. Киностудия имени М.Горького, 1964. Режиссер Марлен Хуциев) наше ТВ почему-то не очень жалует. 40-летний Марлен Хуциев на заре эпохи застоя по прекрасному сценарию Геннадия Шпаликова снял новаторский, удивительно лиричный, удивительно тонкий и глубокий, очень русский по своему содержанию и настроению фильм, вызвавший бурю восторга у коллег-кинематографистов. Для обычных зрителей он, увы, оказался недоступен. Размышления режиссера о своих юных современниках, об их поисках смысла жизни и стремлении разобраться в себе и окружающем мире, о неразрывной связи поколений показались чиновникам от кино идеологически вредными. В результате 200-минутный фильм был искорежен цензурой, сильно сокращен за счет наиболее важных сцен и вышел в очень ограниченный прокат под названием "Мне двадцать лет". Но и сейчас он, как и любое истинно талантливое произведение, не потерял своей свежести, не потерял своей актуальности, по-прежнему радует, как радует каждое соприкосновение с настоящим шедевром, и волнует. Картину отличают и замечательные актерские работы. В центре сюжета - судьбы трех друзей. Сергей (Валентин Попов), отслужив срочную, возвращается домой, знакомится с девушкой на демонстрации, и начинается их роман с долгими прогулками по Москве - не парадной и официальной, а настоящей, шумной и уютной, такой, какой они ее видели в реальности. Женатый экскаваторщик Славка (Станислав Любшин) поглощен проблемами семьи. Колька (Николай Губенко), заводила и лидер двора, трудится в вычислительном центре, ведет богемный образ жизни...

Не менее значимым событием в культурной жизни страны стало легендарное "Зеркало" ("Культура", 30 августа, 23.20. "Мосфильм", 1974. Режиссер Андрей Тарковский. В ролях: Маргарита Терехова, Анатолий Солоницын, Николай Гринько). Этот фильм - один из самых глубоких и совершенных в истории мирового кино - представляет собой поэтические впечатления о жизни, пришедшейся на самые жестокие времена в российской истории ХХ века: война, трудное послевоенное время, пора сталинских репрессий... Он во многом автобиографичен: Андрей Тарковский посвятил его своей матери, которая в одиночку мужественно поднимала двоих детей. Герой, как можно понять из фильма, тяжело болен, находится на пороге смерти. Собирая, складывая из осколков воспоминаний свою жизнь, он старается понять: кто он? Зачем жил? В чем его вина перед близкими - матерью, женой, сыном? В фильме нет хронологической последовательности событий, эпизоды-воспоминания возникают непроизвольно, не подчиняясь внешней логике событий. Но они связаны между собой внутренней логикой поэтических ассоциаций. Можно проследить несколько тем, вокруг которых группируются воспоминания героя: темы детства, отчего дома, огня, налетающей летней грозы, ожидания отца, присутствия матери...

Особого внимания заслуживают несколько раритетных картин, практически неизвестных современному зрителю. Вряд ли кому что-то говорит название фильма советского классика (в скором будущем) Игоря Савченко "Случайная встреча" ("Культура", 29 августа, 11.15. "Рот-Фронт", 1936. В ролях: Галина Пашкова, Евгений Самойлов, Петр Савин, Иван Соловьев, Константин Насонов). Всесоюзная слава и признание властей к Савченко пришли после "Богдана Хмельницкого" (1941), а пятью годами ранее над 30-летним режиссером сгустились тучи. Его картина, первоначально названная "Месяц май", была обвинена в формализме, год переснималась и перемонтировалась, и вскоре после выхода на экраны осела в киноархивах. На самом деле ничего крамольного в ней нет - это самая обыкновенная история. На комбинат детских игрушек, где работает ударница производства Ирина, приезжает новый инструктор физкультуры Гриша. Обнаружив у девушки выдающиеся способности спортсменки, он начинает готовить ее к всесоюзным соревнованиям в Москве. Их дружба переходит в любовь и очень скоро завершается браком. Но вот Ирина сообщила мужу, что у них будет ребенок, и это вызвало у него бурю негодования. И тогда молодая женщина ушла от мужа... К 105-летию со дня рождения Андрея Файта, который снимался у Эйзенштейна, Протазанова, Пудовкина, Герасимова и многих других известных режиссеров (всего он сыграл в кино более 60 ролей) приурочен показ малоизвестной картины Льва Кулешова "Великий утешитель" ("Культура", 31 августа, 10.40. "Межрабпомфильм", 1933. В ролях: Константин Хохлов, Александра Хохлова, Иван Новосельцев, Андрей Файт, Василий Ковригин). В ее основу легли факты из биографии американского писателя О'Генри и две его новеллы. Действие происходит в Америке в 1899 году. Обыкновенная продавщица Дулси мечтает о прекрасном мире. Ее грезы навеяны рассказами писателя Биля Портера - "великого утешителя" мещанских низов, оказавшегося жертвой судебной ошибки и начавшего свою литературную деятельность в тюрьме...

Нашлось место в сетке канала "Культура" и для новых отечественных фильмов - они даже выделены в цикл "Современное кино России". Но не с той ли целью, чтобы показать: мы разучились снимать кино? Во всяком случае, такие мысли приходят, когда смотришь, например, "На Верхней Масловке" ("Культура", 27 августа, 23.50. Россия, 2005). Имена актеров Алисы Фрейндлих и Евгения Миронова и режиссера Константина Худякова ("Успех" с Леонидом Филатовым), казалось бы, гарантируют картине успех. И литературная основа - одноименная повесть Дины Рубиной - заслуживает внимания. Если пересказать сюжет, то вроде бы все должно быть интересно. Москва, 1985 год. 87-летняя Анна Борисовна (Фрейндлих), в прошлом знаменитый скульптор, когда-то знавшая многих представителей Серебряного века, прожила длинную и совсем не скучную жизнь. Она много курит и совсем не может передвигаться без инвалидной коляски. Когда ей исполнилось 72, она поняла, что не в состоянии вынести одиночество, и сдала одну из своих комнат молодому провинциалу по имени Петя (Миронов). С тех пор Петр ухаживает за старухой и занимается хозяйством в ее огромной квартире-мастерской. Когда-то он с успехом дебютировал в театре как режиссер, но карьеру так и не сделал. Они уважают друг друга, иногда ненавидят, но жить друг без друга уже не могут... Но на экране все это выглядит на удивление убого. Действие (если его можно назвать действием) развивается невыносимо медленно, невнятно, оставляя после себя разве что чувство жалости к замечательным актерам.

Куда больше положительных эмоций вызывает фантастико-мистический триллер-притча "Меченосец" ("Россия", 29 августа, 1.00. Россия, 2006. В ролях: Артем Ткаченко, Чулпан Хаматова, Алексей Горбунов, Алексей Жарков, Татьяна Лютаева). Фильм Филиппа Янковского вызвал бурю отзывов в прессе и в Интернете и собрал за две недели проката порядка 3,5 миллиона долларов. Это хоть и вдвое меньше, чем его же "Статский советник", но много больше, чем подавляющее большинство того, что сотворили за последние годы отечественные кинематографисты. Можно было, конечно, просто пересказать довольно бесхитростный одноименный роман Евгения Даниленко, насытить его спецэффектами и трюками, что Янковский очень даже умеет, и касса была бы куда выше. Однако он замахнулся на большее, попытался сделать фильм одновременно и развлекательный, и интеллектуальный, философский. "Мне хотелось совместить, казалось бы, несовместимое, - отмечал режиссер накануне премьеры, - я рисковал и буду чрезвычайно рад, если нашу картину примет массовый зритель. Она метафорична. Не надо воспринимать клинок, вырастающий из руки нашего героя только в буквальном смысле. Не всегда же мы мягкие, белые и пушистые. Внутри нас тоже есть клинок, и не всегда мы вольны его направлять туда, куда подсказывает политкорректность". Большим мастерам иногда удается совместить несовместимое - как, например, Тарантино в "Убить Билла", Янковский же явно еще не дорос до такого статуса. И потому многие критики - и не без оснований! - упрекали его за невнятность и претенциозность, а зрители попроще - за "заумность". Итак, он (Артем Ткаченко) слишком опасен, чтобы жить среди людей. За ним охотятся. Но горе тому из преследователей, кто сумеет его настичь. Он обладает неземной силой, способной уничтожить все на своем пути. Но однажды на этом пути появляется Она (Чулпан Хаматова). Она не знает про его сверхчеловеческие способности. Не знает, что он идет по жизни, оставляя за собой кровавый след. Она любит его. И не хочет понять, что быть с ним нельзя...

И в заключение несколько слов о фильмах "для приятного отдыха". Комедией "Дублер" (СТС, 30 августа, 1.45. Франция, 2006) Франсис Вебер ("Игрушка", "Ягуар", "Хамелеон") в очередной раз доказал, что как комедиографу ему нет равных, и, пожалуй, не только во Франции. Кому-то картина может показаться старомодной, но эта старомодность заставляет вспомнить лучшие французские комедии - озорные, динамичные, легкие, изящные, с превосходными актерскими работами. Даниэль Отой играет Пьера Левасера - очень богатого и влиятельного человека. Правда есть одно "но": он лишится всего в случае развода. Это, однако, не мешает Пьеру содержать любовницу - топ-модель Елену (Алиса Таглиони). Однажды папарацци "щелкнули" его с Еленой, снимок появился в газетах. Стараясь оправдать себя в глазах жены (Кристин Скотт Томас), Пьер обвиняет в связи с Еленой парковщика Пиньона (в этой роли снялся франко-марокканский комик Гад Эмалех), лицо которого случайно оказалось в кадре. Адвокату остается лишь доказать, что Пиньон и Елена - действительно любовники...

Криминальная драма "Банда Келли" (ТВ 3, 31 августа, 0.00. Австралия - Великобритания - Франция, 2003) - вторая совместная работа режиссера Грегора Джордана и актера Хита Леджера. Первой был фильм 1999 года "Две руки". С тех пор австралиец Леджер превратился в звезду мирового масштаба и начал сниматься в Голливуде, но с удовольствием вернулся на родину, чтобы сыграть реальную личность - легендарного австралийского Робин Гуда Эдварда Келли.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;