Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7645) 21 августа-27августа 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияБренд ходячийНа форуме "Культурное наследие Томской области" искали ресурс развития территории ЖИВАЯ ИСТОРИЯТатьяна ВЕСНИНА
На пороге музея нас встретил Сталин. Не портрет, не виртуальный образ, не хорошо выполненная восковая фигура, а генералиссимус во плоти и крови, с трубкой и в кителе, в сапогах и галифе. И не просто встретил, а усадил за стол, налил рюмочку домашней наливки, угостил рыбным пирогом и душевно так спросил: "Ну, с чем пожаловали? Выкладывайте!" Посетители Музея политической ссылки в Нарыме, приехавшие и пришедшие на 70-летний юбилей этого культурного учреждения, выкладывали. "В Нарыме нет похоронного бюро и магазина ритуальных услуг. Гроб купить негде, памятник из города везти дорого", - жаловались местные жители политическому ссыльному царских времен, благодаря которому и прославился Нарым в ХХ веке. "Цены на электроэнергию высокие, коммунальные тарифы задушили", - сетовали горожане. "Передайте, пожалуйста, нашему начальству, чтобы мост через Обь построили", - просили парабельцы. Не все собеседники "товарища Сталина" под усами и кителем узнали голос и черты заслуженного артиста России Сергея Хрупина, который служит в Томском ТЮЗе. Хотя то, что перед ними актер, а не воскресший вождь, конечно, понимали. И все-таки обращались к нему как к Иосифу Виссарионовичу. - Товарищ Сталин, когда бежите? Где встречать? - Зачем бежать? Тут хорошо. Вино есть, закуска тоже. И встречать не надо. Вот он, я... - Иосиф Виссарионович, когда вы сидели, то паек был такой, чтобы жить, почему, когда вы стали сюда ссылать, паек стал такой, что легче умереть? - Э-э... это еще одна проблема. Мы, политические, получали деньги и из-за границы, и от Красного Креста. А в 30-х годах время трудное, страна в изоляции... Вдруг кто-то замечает, что пуговицы на сталинском кителе "не те". - А ты на меня сегодня наденешь мой кителек? Ты где "то" сукно возьмешь? - Лет пять-семь назад в Нарыме жило примерно три с половиной тысячи человек, сейчас осталась тысяча, - продолжает разговор со Сталиным один из руководителей поселковой администрации. - Или вот, в 2003 году в Нарыме открыли новую школу на 200 человек, а сегодня учеников там около сотни... Одни посетители уходят, другие приходят, "Сталин" как добродушный хозяин показывает апартаменты дома крестьянина Алексеева, у которого квартировал 41 день: - Вот сундук, кровать.. Да, тесновато, не хоромы... - Здравствуйте, Иосиф Виссарионыч! Посмотреть на вас можно? - Проходите. Спустя полчаса на пороге избы, под мемориальной доской начинается фотосессия. Выстраивается очередь из очень желающих запечатлеть себя со Сталиным, пусть и театральным.
Умом Россию не понять Шесть лет назад музейные работники при поддержке местной власти собирались установить здесь небольшую скульптурную композицию "Сталин на скамейке". С той же целью, что и сегодняшнее театрализованное представление, - привлекать и развлекать туристов. Благодаря вмешательству областной газеты "Томский вестник" затея провались. - А может, зря остановили? - думаю я, глядя на неиссякаемую очередь. Новое начальство края и областные культуртрегеры не видят криминала в такой театрализации. Но кровь вопиет, как только вспомнишь об острове Назинском, прозванном островом смерти: в 30-х годах туда высадили более ста тысяч раскулаченных без всякого провианта, выжили единицы. Остров сегодня виден при подходе к Нарыму, а фотографии назинцев, которых везли, как дрова, на баржах, можно посмотреть в Музее политической ссылки. Неужели забыли? Или тоскуют о сильной руке? Спрашиваю одного из жалобщиков, почему он к "Сталину" обращается с просьбой о ритуальных услугах, а не к главе района. - Сталин выше всяких глав администраций и губернаторов, - убежден нарымчанин. Как говорится, без комментариев. Все в архив! Не меньший интерес у посетителей музейной усадьбы вызвал и Яков Свердлов. Правда, редкий гость в этом революционере в кожанке опознавал исторического персонажа, который тоже был сослан в Нарым царским правительством. Свердлов - не такая "брендовая" фигура, как Сталин. И еще меньше нашлось тех, кто под образом Якова Михайловича узнал артиста Томского ТЮЗа Андрея Франка. Свердлов расхаживал около стола с пишущей машинкой и приглашал всех писать жалобы. В помощь ему была придана работница в красной косынке, которая на "Ундервуде" стучала резолюции и постановления. А жители Парабели и Нарыма, обмакивая перо в чернильницу с чернилами, далеко не каллиграфическим почерком выводили: "Вода из кранов бежит ржавая... Шпалозавод закрыт. Рыбзавод объемы сократил. Работать негде". Пожаловавшись, посетители подходили к выставке "Политически неблагонадежен..." Нарымская ссылка в документах ГАТО", которая была развернута в двух шагах от "штаба РСДРП". Брали в руки подлинные документы и читали записку Болеслава Шостаковича, деда известного композитора: "Прожив в городе Нарыме три года с семьей, состоящей, кроме меня и жены, еще из четырех детей, и потеряв всякую надежду выхода из этого глухого города, я имею честь обратиться к Вашему Высокопревосходительству с покорнейшей просьбой выделить мне с семьей пособие, без которого я не могу существовать дальше". Самым старым документом на архивной выставке было донесение томскому генерал-губернатору о том, какое довольствие выделено ссыльным декабристам. Особый интерес к этому документу проявляет сотрудница Нарымского музея: - Сегодня ссылкой 1905 - 1917 годов почти никто не интересуется, все больше спрашивают о ссылке XIX века и о ссыльных 30-х годов ХХ века. Оживили Чтение документов о "политически неблагонадежных", как и разговоры со Сталиным, шли под песни и танцы самодеятельных артистов, торжественные речи ответственных товарищей, называвших Музей политических репрессий "жемчужиной области". Внутри самого музея артистами театра из поселка Шпалозавод разыгрывались сцены из пьесы Чехова "Предложение". У лабаза для хранения жертвенных продуктов в это же время музыканты из Горного Алтая обучали желающих играть на варгане и бубне. А рядом с землянкой селькупов человек-оркестр Борис Еремеев организовал местную детвору в инструментальный ансамбль, который наяривал попурри из детских песенок. Организаторы 70-летнего юбилея Музея политической ссылки такой интерактивный подход к прошлому и современной истории называют "оживлением музейного пространства". Цели у сотрудников Томского областного краеведческого музея, устроивших для своего филиала в Нарыме настоящий праздник, были самые благородные - найти нескучные приемы знакомства с музейными экспозициями и предметами. И надо отдать им должное - никто не заскучал. Праздник, который завершал двухдневный форум "Культурное наследие Томской области", удался. К тому же и с погодой подфартило. Но одно дело привезти выставку "Нарым - северная Венеция" и расположить ее прямо в саду, или даже выставить у входа в каталажку людей в бушлатах, которые предлагали всем примерить кандалы. Другое - игры с персонажами типа Сталина и Свердлова. Заигрывание опасно. Не в той стране живем. У нас и прошлое непредсказуемо, а уж будущее тем более... История театральная и реальная Об исторической памяти, о мистике и о зрительском восприятии рассуждаем с Сергеем Хрупиным. Прямо на ступеньках дома-музея Сталина. - Когда в конце 80-х Олег Афанасьев поставил в нашем театре "Дальше... дальше... дальше!" Шатрова, нам пенсионеры не давали играть. Деды костылями замахивались, кукиш моему Сталину показывали, каждую реплику комментировали. Или вот случай. Еду в трамвае в театр, подходит ко мне женщина в возрасте. Спрашивает: "Вы Сталин?" "Нет", - отказываюсь я. "Сталин, Сталин, я знаю", - настаивает она. "Ладно, Сталин", - соглашаюсь, а самому приятно, что узнали. И вдруг эта солидная женщина как харкнет мне в лицо! Конечно, не мне, а Сталину, но все равно пришлось выходить из трамвая. - А сегодня народ жаждет сфотографироваться со Сталиным. - Для людей это тот же театр. Знаешь, почему они участвуют в этом интерактивном спектакле? Потому что соскучились по искусству. Раньше областные театры каждое лето выезжали в районы. У областной культуры были свои теплоходы. Был фестиваль "Северное сияние". Теплоходы продали - "Сияние" погасло. Сейчас мы едем в область только тогда, когда какому-нибудь депутату надо выступить перед населением. А знаешь, что тут был театр, еще до меня, Сталина? (Хрупин вспоминает, что он еще "в образе". - Т.В.). Назывался "Таежный театр". Под него купец отдал здание, ссыльные отремонтировали, приспособили и стали играть. "Таежный театр" со спектаклями ездил по селам, добирался до самого Колпашева. Руководил политический ссыльный Ярцев, и играли в нем ссыльные. Давали "На дне", "Лес", "Ревизор". О тех представлениях даже московская пресса писала. Но потом генерал-губернатор запретил театр. Из политических соображений. - Из политических соображений был открыт и этот музей, который долгое время назывался музеем Сталина и в котором через 70 лет все смешалось, как в доме Облонских. В 1948 году (открытие состоялось десять лет спустя после рождения) праздником руководила Москва. В Нарым завезли продукты, лекарства. Поселок и близлежащие деревни радиофицировали и частично телефонизировали, почту и клуб отремонтировали, по улицам проложили тротуары, а на теплоходах привезли школьников из Колпашева и Томска. Как актеры на реплику, из-за кустов выходят мальчишки. Видно, возвращались из каталажки. - Вы нарымские? - не столько спрашиваю, сколько уточняю. - Нет, мы из Германии, - акцент отвечающего подростка убеждает: точно, из Германии. - А что такой чумазый? - интересуется "Сталин". - Рыбачил. - Хороший улов? - На уху хватит. Как закаляется бренд Уха, Сталин, Музей политической ссылки и первозданная природа - это беспроигрышные бренды Парабельского района, из которых он и собирается извлечь прибыль. Здесь уже второй год действует программа по привлечению туристов. Главный пункт в этом документе - дороги. В планах - ремонт автомагистрали и строительство железнодорожной ветки. А пока путешествие в заштатный городок Нарым - удовольствие сомнительное. Семь часов на автобусе и пять часов на пароме ради получасовой экскурсии в музей - не всякий турист выдержит. Возможно, Нарыму поможет и решение областных властей устроить в этом поселке историко-культурный и природно-ландшафтный заповедник. О создании заповедника было объявлено в первый же день работы форума. Он перерос из Второго музейного форума в общекультурный и затевался для того, чтобы нацелить все районы и города области на поиски и раскрутку своих брендов. Впрочем, конкурс "Сохранение и использование культурного наследия", в котором приняли участие 17 из 20 муниципальных образований области, показал, что на местах культурные работники уже сориентировались, на что или на кого делать ставку. В Чаинском районе есть гора Кулайка, давшая название целой таежной древней цивилизации. У шегарцев есть Смоктуновский (там родился), у бакчарцев - Михаил Калашников (был сослан), у асиновцев - Георгий Марков (родился и вырос). В Первомайском районе есть эстонская Березовка с ее традициями Яновой ночи, в Кривошеинском районе живут поляки и казаки. В Верхнекетском районе начинается легендарный Обь-Енисейский канал. И это все - основа для создания культурных брендов. А это реальные инвестиции в развитие территории. Правда, начальник областного департамента культуры Андрей Кузичкин посетовал, что "мы пока еще не научились эффективно использовать свое культурное наследие". И если перед областными учреждениями культуры поставили цель - экспортировать культуру в отдаленные территории региона, то перед самими муниципальными образованиями - "сделать так, чтобы мы не только гордились нашим богатейшим культурным наследием, но и превратили это богатство в работающий ресурс развития территории, ресурс, стабильно приносящий дивиденды". Также в рубрике:
|