Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7645) 21 августа-27августа 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесТАТЬЯНА ЯКОВЕНКО: Судьба моего поколения сложилась не очень счастливоЭльга ЛЫНДИНА На фестивале Гильдии актеров кино России заслуженная артистка РФ Татьяна ЯКОВЕНКО была удостоена премии жюри зрителей за лучшую главную женскую роль в картине "Холодное солнце" Сергея Попова.
- Татьяна, вы довольно давно работаете в кино. Но именно в последнее время на большой и телевизионный экраны буквально один за другим выходят картины с вашим участием: "Сделка", "Бухта смерти", "Холодное солнце". Снимаетесь в новых фильмах. С чем вы связываете столь активную вашу востребованность в данный момент ? - Думаю, что сказывается накопленный опыт. Я начинала в 1987 - 1988 годах. Была студенткой Театрального училища имени Щукина. И ходила на кинопробы, как на работу. Завела даже такую книжечку, куда записывала свои пробы. И такое было количество фильмов и предложений... А первую главную роль в кино сыграла, уже став актрисой Театра комедии при Росконцерте, в картине режиссера Аркадия Кордона "Приговоренный". По молодости думала: вот и открылся передо мной мир кино! Ведь раньше, если актер или актриса как-то заметно дебютировали на экране, на них обращали внимание, приглашали в новые картины. То есть путь был открыт. Но я дебютировала в кино в конце 80-х. В это время наш кинематограф начал потихоньку умирать. Страна рушилась. Денег на кино вскоре не стало. На смену пришли люди, которые до этого имели весьма косвенное отношение к кинематографу и снимали в основном кто во что горазд. А горазды многие были очень на немногое. Фантазия их была ограничена. Снимали картины о бандитах, проститутках, аферистах. Или снимали бесконечные разоблачения недавнего прошлого: Ленин, Сталин, смена политических ориентиров - не по убеждению, а для того, чтобы вписаться в новую эпоху, как они надеялись. У меня были и тогда предложения от режиссеров. Причем чаще всего надо было играть в сценах с "обнаженкой". Героини - агрессивные, характеры плоские... Но я - выпускница Щукинского училища, воспитанная, позволю себе сказать, в прекрасных классических традициях, на классической литературе, драматургии... Я стала отказываться. - Сразу после первой роли ? - Представьте себе. Ну не могла я сниматься в таком материале! Думала: пройдет какое-то время, вернется лучшее из нашего прошлого, но все оставалось по-прежнему, и меня перестали приглашать кинорежиссеры. Мне кажется, так произошло и с другими актрисами моего поколения. По сути, тогда нашей единственной звездой стала Елена Яковлева (она успела сыграть еще до перестройки в хороших картинах) благодаря участию в очень популярном фильме тех лет "Интердевочка". Проблема ведь была еще и в том, что наши новые картины практически на экран не выходили. Прокатчики отдали все американским дешевым лентам, что происходит во многом и по сей день. Судьба моего поколения сложилась в кино трудно и не очень счастливо. - Театр помогал вам пережить это время ? - Очень! К нам пришел Сергей Николаевич Арцибашев, создал из нашего Театра комедии Театр на Покровке, по-моему, интересный, неординарный. Арцибашев начал с чеховских "Трех сестер". Потом были "Ревизор", "Месяц в деревне". Был прекрасный классический репертуар. Я с головой ушла в эту жизнь, близкую мне. Я играла Наташу в "Трех сестрах", Смельскую в "Талантах и поклонниках", Марью Антоновну в "Ревизоре", играла главную роль в пьесе Михаила Арцыбашева "Ревность". У меня был большой репертуар. - Вы называете роли характерные. Между тем в кино вы - героиня лирическая, драматическая. Стало быть, у вас разные дороги в кино и на сцене ? - В Театре на Покровке одна наша актриса написала на меня эпиграмму, уж простите, полностью процитирую: "У ней расстроенные нервы, виной актерская судьбина: репертуар - сплошные стервы, хоть это, право, без причины". Наверное, так вышло, потому что Арцибашев увидел в моих достаточно положительных, я бы сказала, внешних данных нечто характерное. Вот-де интересно: женщина с такой внешностью внутренне этому совершенно противоположна. - Действительно, все мои встречи с вами в жизни оставляли впечатление, что человек вы спокойный, доброжелательный . - Спасибо. Кстати, в Театральном училище я играла Офелию, милую героиню "Соломенной шляпки". Хотя при этом мне давали и много характерных ролей. Меня, думаю, брали в театр на амплуа инженю, травести, тогда были такие четкие градации в этом смысле. Но, между прочим, я ни разу в жизни не сыграла ни одной травести. Правда, было однажды... Тогда в нашем театре работала Жанна Эппле, она была занята в роли мальчика в "Мандате" Николая Эрдмана. Как-то Жанне нужно было срочно уехать на съемки, и Сергей Арцибашев попросил меня заменить ее. Заменила. - И никогда не было на сцене драматических героинь? Не тосковали о них ? - Другое было. Чем лучше играешь "стерв", как их назвала моя коллега, тем больше принимаешь на себя негатива от зрителей. Они ведь часто идентифицируют исполнителя и его роль. Поначалу я как-то не обращала внимания на такую реакцию. Очень хотела стать Актрисой - разной, многоликой. Арцибашев - очень глубокий режиссер, я прошла с ним хорошую школу, думаю, главным образом, благодаря этому стала тем, кем я стала сегодня. Мне было очень важно играть так, чтобы он меня похвалил, сказал, что я выполнила его задачу, реализовала замысел. Но я стала ездить на гастроли. В провинциальных городах столичных актеров быстро начинают узнавать. Я почувствовала, что тамошние люди боятся ко мне подойти. Как-то услышала в кафе разговор наших актеров, они обратились к актрисе, которая играла Ольгу в "Трех сестрах": "Слушай, а Таня нормальная? Она такую стерву сыграла!.." И похуже моих героинь называли... У всех актеров был всюду просто бешеный успех в "Трех сестрах". А у меня такого, как у них, радостного успеха не было. Цветы не дарили, и от этого было грустно. Хотя... Когда мы начинали репетировать "Все о Еве", где у меня роль соперницы кинозвезды, режиссер сказал мне: "Цветов тебе не будет. В Петербурге эту роль играла Анжелика Неволина, и цветов не получала..." Представьте, он ошибся: букеты после спектакля я получала.
- Когда же вы вернулись в кино ? - Практически через десять лет после дебюта. Не считая одной небольшой, но очень значительной для меня роли. - Суммируя ваши ответы, я подумала, что вы действительно не вписывались в перестроечное кино, даже если бы сами этого хотели . - Совсем не вписывалась. Я осталась абсолютно для него чужой. А в 1991 году я снялась у Валерия Михайловича Приемыхова в картине "Мигранты", в небольшой роли. Я счастлива этой встречей. Счастлива и потому, что мы тогда не просто познакомились, "Мигранты" стали началом нашей дружбы и совместной работы. - Я рада, что вы вспомнили эту талантливую, недооцененную, во многом пророческую картину. Приемыхов предсказал многое из того, что сегодня происходит с нами . - А у меня следующая картина была только в 1997 году - "Он не завязывал шнурки". Но после первой встречи с Валерием Михайловичем, когда он не получал новой постановки, я предложила ему поставить на сцене пьесу Птушкиной. Мы начали работать, атмосфера была замечательная. К сожалению, спектакль не удалось выпустить. Карен Шахназаров предложил Валерию Михайловичу снять картину, и он как истый кинематографист ушел на съемочную площадку. Когда он начал искать героиню своего фильма, я совершенно не думала, что он обратится ко мне. Просто однажды я пришла в гости к моей подруге, его жене Любе, мы о чем-то беседовали. Валерий Михайлович вдруг встал, посмотрел на меня и сказал: "А почему бы тебе не попробоваться у меня?" Я прошла пробы на равных с другими актрисами, пробы оказались удачными. И я снялась в картине "Кто, если не мы". Роль одинокой матери оказалась для меня прекрасной неожиданностью. Потом картина получила Государственную премию, две премии на Международном кинофестивале в Таормино, что на Сицилии. Валерий Михайлович был в этом фильме и моим партнером. На партнеров мне везло: Сергей Маковецкий, Александр Марин, Сергей Безруков, Алексей Нилов. При этом я продолжала много работать в театре, на телевидении снималась в передаче "Пальчики оближешь", зарабатывала деньги, работа мне нравилась. - Вы любите все, что вы делаете ? - Почти. Мне вообще нравится много работать. Когда у меня еще не было детей и случался день без дела, я страдала от того, что время уходит впустую. Действительно страдала. В душе царил жуткий дискомфорт. Мне хорошо, когда целый день репетиция, потом спектакль. Или съемка, я могу сниматься по шестнадцать часов в день. Для кого-то покажется безумием, а для меня - полноценная жизнь. Кино стало возвращаться ко мне, в частности, я снялась в картине "Жизнь одна", где у меня главная и почти сквозная роль журналистки Марины. Долгое время искали героя, именно - Героя. И никак не могли найти. - Как говорил красавец, голливудская звезда Чарльз Хестон про поколение 70-х: "Нынешние актеры - негероические ". - Но я - фаталистка. Я знала, что если герой нужен, то мы его найдем, если картина запущена, то она должна быть снята. Так и было в результате: героя - совершенно необычную для него роль - сыграл Алексей Нилов. - И вы там наконец стали такой положительной... Такая доверчивая, ранимая, славная женщина ... - Настолько положительной - первый раз в жизни. Мне больше всего была по душе ее цельность. Ее чувство собственного достоинства, даже в самых критических ситуациях. Я очень ценю в людях это качество. И умение справиться с самим собой. Вплоть до самого безжалостного к себе отношения. - А вы - бежалостный человек по отношению к себе ? - Во многом - да. На самом деле я мало что позволяю себе по жизни. И даже все время себя воспитываю. Как-то даже чуть со стороны смотрю, как поведу себя в тех или иных обстоятельствах. Мы плохо знаем себя. И я слегка экспериментирую: а вот изменюсь я или нет, если случится то-то и то-то? Останусь человеком в искушении тем-то и тем-то? Смогу ли, например, достойно воспитать своих детей? Страшно хочется их баловать, все за них сделать, а ведь нельзя. Нельзя. У меня их двое. - Сколько им лет ? - Сыну Володе будет шестнадцать, Алене - пять. - Как вы справляетесь с их воспитанием при вашей плотной занятости: театр, съемки, причем вы стали еще и продюсером в кино, к этой стороне вашей жизни мы еще обратимся . - Раньше очень помогала мама. Много лет была моим первым помощником. Воспитывала Володю, Алену, правда, у дочки сразу была няня. Но все равно, мама все контролировала, весь дом был в ее руках. Два года назад мама умерла. Мне стало намного тяжелее и в плане воспитания детей. Хотя у меня есть помощник по хозяйству, есть няня. - И все же у вас остается не так много времени для сына и дочери ? - По-разному. В разные периоды. Я родила дочку в то время, когда Сергей Арцибашев стал руководить, кроме нашего театра, еще и Театром имени Маяковского. У Сергея Николаевича случились перемены в личной жизни. От нас ушла актриса, игравшая главные роли почти во всех спектаклях. В результате рухнул почти весь прежний репертуар, порядка десяти - двенадцати спектаклей. У меня, например, осталось всего три, идут они теперь очень редко. Так что высвободилось много времени. Съемки - это месяц, полтора, два в крайнем случае. И у меня обычно нет большого количества проектов. Еще один момент: я всегда отдаю столько сил каждой роли в кино, что потом, после окончания работы, мне приходится восстанавливаться. И я могу максимально заняться детьми. А два года назад мы организовали кинокомпанию. - По этому поводу мой вопрос впереди. Пока о том, есть ли в ваших последних ролях в кино некое объединяющее этих героинь начало? Может быть, в том, что они не идеальны и совершают достаточно рискованные, мягко говоря, поступки? В "Холодном солнце" роковая страсть вообще толкает героиню на кровавые поступки . - А в "Сделке" задумывает и осуществляет интригу против своей лучшей подруги. Но случилось так по неведению, нельзя об этом забывать. Она ведь не знала, что ее возлюбленный - авантюрист, не могла предположить в нем корысти, как и того, что он просто использует ее, чтобы потом бросить. Здесь я могу ее как-то оправдать. - Можете оправдать и Елену из "Холодного солнца", которая, полюбив человека из мира криминала, бандита, шантажиста, который тоже, в конце концов, бросает ее, поначалу вошла в его банду. А потом отомстила ему, выдав и его, и его сподручных ? - Ситуация очень непростая. Елена бесконечно унижена, обманута. Все для нее потеряно. Не всегда дано такое простить. Начиналось-то все с огромной взаимной любви, как ей казалось. Женщинам присуще обольщаться, обманываться в отношениях с любимым мужчиной. Представьте себе такой реальный случай. Некая женщина встречается с мужчиной, который был уже трижды женат и, соответственно, разведен. Она собирается за него замуж. Близкие говорят ей: "А ты не боишься, что и тебя он может вот так бросить?" "Нет, - думает женщина, - это он других бросал. А меня - нет! Я такая необыкновенная. Я сумею выстроить наши отношения". И вот моя Елена, достаточно умная, сильная, истосковавшаяся по любви, по сильному чувству, встречает человека, в которого безоглядно влюбляется. Потом, когда она узнает, чем ее Клим на самом деле занимается, ей кажется, что она может все изменить, ее любовь выведет его на чистую дорогу. Нам всегда кажется, что любовь все может, а это совсем не так. Бывает, если и изменится человек, то на какое-то время, а потом все вернется на круги своя. И в этом ошибка Елены: она поверила, что Клим переменится. - И как вы относитесь к заключительному аккорду в их отношениях, когда Елена сознательно, очень продуманно выдала всю банду, поначалу подвигнув ее на грабеж инкассаторов? Она практически встала на одну доску со своим возлюбленным ? - Я - актриса, я не оцениваю ее поступки. Я вошла в ее жизнь, в этот страшный мир - и отплатила за боль, за предательство, за унижение. Отчасти Елена сама опустилась, прожив какое-то время в таком окружении. Все может быть с человеком. - И осталась безнаказанной: после всего снова встретилась со своим бывшим женихом и уехала с ним в тихую Австрию, в благополучную жизнь ? - Так было в сценарии. Я думала о том, что для Елены, попади она в тюрьму, быть может, это стало бы даже лучшим исходом. Жалела ее. Сколько блистательно умных, способных людей вращается сейчас в мире криминала! Куда уходят их энергия, воля? Словом, Елена сама не предполагала, что зайдет так далеко. И дошла до дна. Вернулась к жениху изломанная-переломанная. Нашла тихую пристань. Но у Елены, мне кажется, такой характер, что, возможно, еще что-то с ней и произойдет? - Вот теперь обратимся к вашей продюсерской деятельности. Что привело вас на этот непростой путь ? - Первый раз я занялась продюсированием на фильме "Продается дача". Это лирическая комедия. Новогодняя. Добрая. А я соскучилась по хорошему, доброму, сюжетному кино. Подумала: сколько можно играть агрессивных провинциалок или мужеподобных бизнесвумен? - Ваша женственность воспротестовала ? - Наверное, воспротестовала. Стала мучить мысль: актеры, актрисы сейчас занимаются продюсированием, на Западе вообще это давно происходит. Честно говоря, окончательно на этот путь меня сподвигла встреча с Алексеем Гуськовым. Я вела на телевидении передачу "Советы от Тани". Как-то брала у него интервью, мы беседовали о кино, и я спросила: "Алексей, вы такой востребованный актер. Зачем вы стали еще и продюсером?" Он ответил: "Я стал поначалу продюсером. А уже потом востребованным актером". Я удивилась. Но возвращалась мысленно к его словам. Пока не пришло в голову: действительно, а чего ждать, пока режиссеры увидят во мне тех героинь, которых я хочу сыграть? Время идет, я уже не юная артистка, а на дворе время молодых. Словом, если сама о себе не позабочусь, не заявлю свою тему, никто другой не поможет в этом. И я стала продюсером картины "Продается дача", она имела определенный успех. Ее купил и показал "Первый канал". Потом мы сняли сериал "Сделка". Была картина "07 меняет курс". Я там не играла. Фильм прошел в прокате и на канале "Россия". В результате я почувствовала, что иду в правильном направлении. То, что я делаю, люди принимают. Стала двигаться дальше, дальше. Неожиданно продюсирование оказалось очень интересным занятием. - И вы открыли в себе бизнесвумен ? - Не в этом дело. Ко мне пришло желание все время что-то смотреть, быть в курсе всего, что сейчас происходит в нашем кино. Читать сценарии. Самой искать и находить литературу для создания фильмов. Находить людей, команду, с которыми было бы комфортно работать, и не на одной картине. - У вас уже сложилась такая команда ? - В принципе сложилась. Я уже говорила, что я очень привыкаю к людям. И не так просто вступаю в новые взаимоотношения. В детстве, когда я приезжала в пионерский лагерь, пока познакомлюсь с ребятами, пока сближусь, уже и уезжать надо. Преодолевала чудовищный стресс, вступая в общение. Я по природе стеснительна и достаточно замкнута. Может быть, и в актрисы пошла отчасти для того, чтобы избавиться от застенчивости. В качестве продюсера мне нужно много общаться, и я до сих пор превозмогаю себя, но увлечение всем этим во многом снимает нервное напряжение. - А что бы вам самой больше всего хотелось сейчас сделать? Как актрисе? Как продюсеру ? - Многое... Детский фильм. Музыкальный. Яркий. Есть желанные роли, которые уже потеряны для меня, - в "Собаке на сене", "Укрощении строптивой". Хотелось бы сыграть что-то из Сомерсета Моэма. Хочется классики, хотя понимаю, что это очень дорогая постановка. Очень волнует военная тема. Два моих деда погибли на Великой Отечественной войне. У моей бабушки, умершей два года назад, была особая папка, которую она открывала каждый год 9 мая, в День Победы. Там лежали письма ее мужа, моего деда. Я их храню. Моя мама, мой отец - дети войны. Когда-то я играла в пьесе Александра Володина "Пять вечеров". Героиня пьесы, Тамара, говорит: "Господи, только бы не было войны!.." Эта фраза осталась во мне. А для наших детей она ничего не значит. Надо как-то говорить с ними об этом. Не проходит и дня, чтобы я не прочла несколько сценариев. Хорошие - как подарок судьбы. И не так много одаренных режиссеров. Тем не менее это меня не останавливает. Я знаю: если фильм должен быть снят, он и будет снят... Также в рубрике:
|