Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7645) 21 августа-27августа 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноГормональный принцип киноискусстваАриуна БОГДАН По традиции, сложившейся два года назад, перед тем, как объявить победителей, жюри XVI Фестиваля российского кино "Окно в Европу" провело открытое заседание. Но так как обсуждать решение судей было еще рано, разговор стал скорее размышлением о состоянии кинематографа у нас в стране. Итак, каков же диагноз? Судя по выводам, сделанным на заседании, клиент скорее жив, чем мертв. Хотя, вопросов, проблем и претензий много. Вот, например, председатель жюри игрового конкурса Вера Сторожева не скрывала своего разочарования из-за малого количества авторских фильмов, чему виной - ориентированность режиссеров на мейнстрим. Действительно, в программе смотра оказалось много картин, рассчитанных на массового зрителя, с заезженными шутками, примитивным сюжетом, плохой игрой актеров и скудным бюджетом. Получилось так, что к середине фестиваля более или менее приличных фильмов не оказалось, в связи с чем некоторые журналисты забили тревогу. Они попросили включить в конкурс ленту "Голубка" Сергея Ольденбурга-Свинцова, впрочем, также не слишком внятную и даже не вошедшую в каталог. Однако открытое письмо президенту форума Армену Медведеву не осталось без внимания, и "Голубка" попала в конкурс. А режиссер в итоге получил спецприз "за дебют". Хотя если рассматривать дебюты, то более убедительной и серьезной кажется работа Николая Дрейдена "Придел ангела". И как бы этот фильм ни сравнивали с "Островом" Лунгина, обвиняя в схожести ситуации, все же в нем видна чуткая авторская позиция, работа с актерами и отсутствие ориентированности на мейнстрим, о котором говорила Вера Сторожева. Однако "Придел ангела" удостоился только диплома Фонда культурного и творческого наследия Станислава и Андрея Ростоцких. Судьи предпочли другого дебютанта. Огорчительно, но в этом году в конкурсе случился дефицит искренности. А ведь любое жюри всегда заявляет, мол, ошибки простим, главное, чтобы захватило искренностью. Самым честным оказался Сергей Говорухин со своей дебютной игровой военной драмой "Никто, кроме нас..." Да, там есть огрехи, но, в отличие от многих участников программы, режиссер рассказывает о том, что знает, о том, что тревожит его душу, и пропускает он это через сердце. Очень радостно, что судьи оценили фильм, вручив Сергею Говорухину "Серебряную ладью" с формулировкой "За мужество и верность в жизни и профессии". Этот же фильм получил приз имени Станислава и Андрея Ростоцких. Кстати, по количеству наград Сергей Говорухин обошел своего отца Станислава Говорухина, который привозил на конкурс "Пассажирку". Сделанная по классике (что тоже немаловажно) лента Говорухина-старшего получила приз зрительских симпатий, разделив первое место с картиной Оксаны Бычковой "Плюс один". Ну то, что жители Выборга любят Станислава Сергеевича и всегда рады его новым работам, - давно известный факт. Да и режиссер не устает говорить, что оценка публики для него важнее всего. На открытом заседании жюри также обратило внимание на то, что нередко авторы отклоняются от выбранного стиля или не могут создать фильм, в котором эмоционально-содержательная сторона удачно сочетается с формой. И все же подобная лента на фестивале появилась. Ее показали последней, в последний конкурсный день. Это - новая работа Филиппа Янковского "Каменная башка" с чемпионом мира по боксу Николаем Валуевым. Фильм стал настоящим сюрпризом, и, скорее всего, жюри единогласно решило отдать главный приз - "Золотую ладью" - именно ему. Кроме того, свою награду "Каменной башке" присудила Гильдия киноведов и кинокритиков. Это - тот редкий случай, когда мнение судей совпало с мнением критиков, причем во многом благодаря исполнителю главной роли. Николай Валуев, несмотря на свои габариты и, в общем-то, тяжелую внешность, создал образ нежного и по-детски наивного человека-глыбы. К слову, такой успех фильма можно расценить как приятный подарок ко дню рождения - 21 августа Николаю Валуеву исполняется 35 лет. И все же, было бы у жюри больше фильмов, из которых выбирать, победитель, возможно, был бы другой - какой-нибудь светлый фильм о нашем с вами настоящем. Дело в том, что почти единодушно судьи сошлись в одном - сейчас на экране слишком много пессимизма и депрессивного восприятия действительности. Так, например, член жюри и кинокритик Дмитрий Салынский отметил, что режиссеры не хотят видеть реальность, подвергают ее критике или уходят в другие временные пространства, в другие эпохи. Однако, по мнению критика, унывать не стоит, ибо кинематограф, как и человек, развивается по гормональному принципу. И если в юности человеку свойственно быть пессимистом, то с годами он смотрит на мир все более оптимистично. Правда, сколько осталось ждать перемены настроений, нам пока не известно. Неизвестно также, как трансформируется образ героя нового времени. Этот вопрос поднял актер Александр Галибин, который заметил, что сейчас режиссеры в основном обращают внимание на бандитов, пьяниц и непорядочных людей. Понятие героя стерто, и никто не пытается разобраться в таком сложном явлении, как наша душа. Ведь не очень интересно знать, что творится в душе у бандита. Александр Галибин справедливо заметил, что даже до эпохи цвета, звука и компьютерной графики главной темой в кино был Человек. И, к сожалению, сейчас об этом вспоминают нечасто. Окончательно заклевать современный отечественный кинематограф не позволил Армен Медведев, который признал, что в программе Фестиваля "Окно в Европу" не было ни одного идеального фильма. Но в то же время, по мнению президента смотра, не было и ни одной картины, в которой совсем нельзя найти чего-то интересного и важного. А если учесть, что два крупных российских фестиваля - "Кинотавр" и "Окно в Европу" - смогли составить свои программы из новых работ, получается, что процесс идет весьма активно. И вот в этом бурном потоке возникает ощущение и понимание того, что российский кинематограф жив. Также в рубрике: |