Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7645) 21 августа-27августа 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаВкус победы: "Каменная башка"Итоги кинофестиваля "Окно в Европу" Светлана ХОХРЯКОВА
В Выборге завершился XVI Фестиваль российского кино "Окно в Европу". К сожалению, представленное на нем игровое кино совсем не порадовало. Как сказал Сергей Карандашов, на этот раз представлявший свой документальный фильм "Небоземля", получивший главный приз "Золотая ладья", документальное кино - более живое растение, нежели игровое. Сам он недавно дебютировал в игровом кино фильмом "Странник". О документальном конкурсе мы поговорим в следующем номере, а пока речь об игровом кино, состояние которого не рождает оптимизма. В выборгской программе были представлены картины, самые разнообразные по жанрам, сделанные дебютантами и мэтрами. Но, к сожалению, почти все, что мы увидели, - кино не живое, а представлявшие его кинематографисты при этом были преисполнены чувства небывалой гордости за свой продукт и на пресс-конференциях высокопарно говорили о своих не самых выдающихся работах как о шедеврах. На фоне вечно сомневающихся документалистов и режиссеров анимационного кино, фильмы которых оказались на порядок выше и честнее, все это выглядело довольно странно.
Говорить о поиске хоть сколько-нибудь нового киноязыка и стиля вовсе не приходится, ничего нового не наблюдается в игровом пространстве, никто и не стремится чем-то удивлять, не стучится в души зрителей, не дает им ни малейшего эмоционального посыла. Станет ли зритель идентифицировать себя с героем, многие и в мыслях не держали. А еще стало популярным среди творцов говорить о том, что идей в их сочинениях - ноль. То-то гордость, когда нет ни мыслей, ни чувств. Зачем вообще тогда снимать кино? Александр Хван, к примеру, представляя свой фильм "Вареники с вишней", сказал, что это единственный его фильм, который его лично не раздражает, зато радует тем, что сам Хван с трудом может ответить на вопрос о смысле картины. При этом добавил: "Мы хотели создать пространство сопереживания". Фильм этот родился из газетного объявления "Мать и дочь ищут спонсора". Вот две женщины, изображающие в фильме, согласно заказу клиента, родственниц, вначале готовятся к его приходу, а потом пытаются избавиться от того, что с ним стало (если он вообще был). В картине дебютантки Ольги Дарфи "Калейдоскоп", где молодой режиссер снимает нечто психоделически-запредельное, один из персонажей олицетворяет собой некоего кинематографического монстра. Достигший всего того, о чем только может мечтать у нас режиссер, он говорит, что ничего-то для себя не хочет, предполагая, что является слугой народа. И вот к нему, усатому, с "Оскаром" в изголовье больничной койки, является человек и говорит, что пришел, мол, я к тебе от народа. И любимец страны наставляет молодое поколение на путь истинный, а оно живет в своих запредельных мирах. Все это напомнило теперь уже давнюю речь Никиты Михалкова, обращенную к молодым кинематографистам, когда он был "поражен" их малобюджетными проектами. Теперь, когда мы отсмотрели всю выборгскую программу, фильм Ольги Дарфи воспринимается уже иначе и уже не кажется чем-то запредельным. Во всяком случае, некоторые его диалоги можно растащить на цитаты. Как скажет один из героев "Калейдоскопа", нельзя влюбиться в прирост промышленного производства. Точно также нельзя проникнуться фильмами, в которых все умозрительно и схематично. Любопытно, что продюсер Сергей Сельянов, прочитав сценарий, в работу его не взял, сказав, что рассчитан он на молодых и бодрых парней, после чего Ольга Дарфи еще года два искала возможности для осуществления своего кинопроекта. Той части аудитории, что не подходит под определение Сергея Сельянова, предложено было в Выборге совсем иное кино, весьма старомодное. И дело даже не в том, что отсылало оно частенько к началу девяностых. По своей стилистике оно родом из времен двадцатилетней давности. За три дня до открытия "Окна в Европу" появилась картина "Голубка" Сергея Ольденбурга-Свинцова. Он тоже дебютант в режиссуре, двадцать лет назад окончивший операторский факультет ВГИКа, занимался организацией балетных фестивалей. При этом писал сценарии в стол, пока наконец не снял свой собственный фильм. "Голубка" - во многом документальная история, произошедшая с друзьями Сергея. События происходят в 1991 году. На экране мы увидим телетрансляции от Белого дома. Путч и явление народу ГКЧП деревенские люди воспримут по-своему, но во многом все это для них окажется всего лишь событием в телевизоре. Так и для нас все то, что мы увидим в "Голубке", а также в фильме Галины Евтушенко "Новые времена, или Биржа недвижимости", тоже отработавшем тему путча, окажется какой-то сказкой не наших дней. Герои "Голубки" - художник Генка в исполнении Александра Коршунова и его возлюбленная Светка, она тут искусствовед, ставшая работницей сельского хозяйства, а в реальной жизни - журналист, чьи рассказы, записанные на диктофон, и составили основу сценария (сыграла ее Инга Оболдина), - живут старомодной жизнью, и дело вовсе не в том, что события происходят в провинциальном городке, а потом и в деревне. Актеры живут на экране какой-то "старинной", если не сказать допотопной жизнью, существует словно не в кинематографическом, а в сценическом пространстве. Но на фоне сосем уж искусственных и неживых пространств, которые предъявили нам режиссеры, в этой истории иной раз прорываются живые чувства, вот и обрадовались этому факту в Выборге несказанно - так, что включили "Голубку" в конкурс, хотя и возник фильм внезапно и запоздало, но в итоге был отмечен спецпризом за дебют. Но если мы радуемся столь малому, каково же реальное положение вещей? Пожалуй, самым честным фильмом оказалась дебютная лента Николая Дрейдена (сына актера Сергея Дрейдена, который приезжал в Выборг поболеть за сына) и драматурга Аллы Соколовой "Придел ангела". Реализован ли в полной мере замысел - это уже другой вопрос. Важно то, что молодой режиссер не просто взялся за случайный сюжет. Конечно, феномен "Острова" Лунгина не дает покоя многим. И теперь любой фильм, связанный с исканиями человека, избравшего духовный, церковный путь, будет ассоциироваться именно с опытом Лунгина. Советский комиссар в "Приделе ангела" приезжает в 1924 году с секретной миссией на финскую территорию, где расположен православный монастырь. Но жизнь не исчерпывается служебным долгом, и герой проходит непростой путь поиска истины с неизбежным покаянием. На картине работала отличная команда, классики кино, в лице Леды Семеновой, монтировавшей картину, звукорежиссера Леонида Лернера. Поддержал молодого режиссера "Ленфильм". Но все же картина получилась затянутой, не всегда ясной, ей не хватило внутреннего ритма, она какая-то расплывшаяся не только в хронометраже (притом что он невелик), а в самом замысле. Еще одна лента, показанная в Выборге, имела самое непосредственное отношение к Финляндии, на границе с которой находится этот город. Сюда постоянно приезжают финны в туристических и шопинговых целях. А некоторые актеры из Финляндии получали образование в Санкт-Петербурге, снимаются в российском кино. Год назад на "Окне в Европу" представляли финский проект "Граница 1918", и вот теперь фильм завершен и представлен во внеконкурсной программе. Режиссер из Финляндии Лаури Терхенен в содружестве с российскими коллегами снял фильм об установлении границы между Финляндией и Советской Россией. И если еще вчера местные жители легко перемещались с одной территории на другую безо всяких документов и пропускных пунктов, то теперь появились сотни беженцев, начинаются гонения и уничтожение людей. В основе картины - реальные события, которые произошли с отцом продюсера фильма Йорна Доннера в 1918 году. Снимали картину на "Ленфильме" и в Финляндии, принимал участие в проекте и наш актер Леонид Мозговой, причем сыграл всю роль советского коменданта на немецком языке. В Финляндии картина имела успех, а российскому зрителю будет представлена русская версия картины. Но можно уже теперь сказать, что того успеха, который гарантирован фильму в Финляндии, у нас не будет. Серьезное кино интересует очень узкую прослойку публики. Остальная же ее часть в большинстве своем не делает различия между большим киноэкраном и просмотром сериала на диване, ведет себя в кинозале, подобно тому, как дома у телевизора, вслух комментируя события. К зрительскому кино можно отнести и картину Владимира Аленикова "Ход котом, или Чисто одесская история". Сам режиссер живет, что называется, на два дома - в Америке и России. История его происходит на территории США и Украины, куда по воле своего деда (Армен Джигарханян) отправляется молодой герой Алан. В Одессе он посещает знаменитые катакомбы и приоткрывает для себя нечто вроде "Окна в Париж". Заблудившись в подземелье, он попадает то в 50-е, то 80-е годы прошлого века, перемещается совершенно в разных эпохах. Встречается даже со своим дедом, когда тот еще пребывает в юном возрасте. Нечто подобное мы уже видели в фильмах Мамина и Хотиненко, в целом ряде других картин. Иногда приключения героя даже не лишены оригинальности, но уйти от антрепризности существования не получилось, а юмор иногда, хоть и не на грани фола, но весьма примитивный. И другой герой, совершенно с другим менталитетом, совсем из других миров в картине российско-украинского производства "Иллюзия страха" Александра Кириенко - владелец бизнес-центра, роль которого исполнил Андрей Панин, периодически впадает в иное измерение, воображая себя царем Соломоном. Для этого надо просто упасть лицом в лужу. Герой Панина запутался окончательно: где реальные люди, а где всего лишь работает его воображение. Даже неясно, в действительности ли на него был осуществлен "наезд" бандитов, был ли он на самом деле в застенках, либо все это плод его фантазии. Он одержим иллюзией страха, все время ждет, что явится некто и отберет его кровное детище - бизнес-центр. Окружающие не видят никакой угрозы, воспринимают все эти видения, как плод больного воображения, а сама жертва забывает, что такое нормальная жизнь. Кстати, даже любопытнее было бы исследовать этот феномен как порождение страха, а не нечто спровоцированное реальными "наездами" бандитов. Все роли в этой картине сыграли российские актеры - Алексей Петренко, Алена Бабенко, Сергей Гармаш, Инга Оболдина. Петренко знает украинский язык, но все же отказался озвучивать картину на украинский. За него это сделал другой актер. Теперь в Украине все картины должны выходить на украинском языке, либо с украинскими субтитрами, поэтому существует две версии картины - русская и украинская. Продюсер фильма со сцены сказал, что украинское кино без России существовать не может. А это к тому же прокатный фильм, как и почти все показанные в Выборге. Только практически у каждого из них есть или будут проблемы с прокатом. Брать их никто не хочет, на что жаловались многие создатели. А Светлана Дружинина, снявшая еще одну картину из своего исторического цикла - "Виват, Анна!", - сделала все возможное, чтобы заинтересовать молодежную аудиторию. Смотришь картину и думаешь, неужели ее снимала и монтировала Дружинина, а не Филипп Янковский с Тимуром Бекмамбетовым. Все и вся куда-то несутся, пролетают с бешеной скоростью, события и лица мелькают, так что иной раз непонятно, кто есть кто. К работе привлечена была даже Алсу, которая здесь не только поет, но играет одну из ключевых ролей и появляется даже в бане, где девицам и дамам поддает жару сам Сумароков - исторический персонаж, которого Светлана Дружинина омолодила и приукрасила, выдала за первого красавца. Будет ли все это потреблять молодая аудитория - еще вопрос. А прежняя публика, которая Светлану Дружинину любила такой, какая она есть, благодаря "усиленным скоростям" может и не оценить новаций любимого режиссера. Анатолий Мукасей был отмечен жюри за лучшую операторскую работу ("Виват, Анна!"). Зато верность себе сохранил Филипп Янковский в новой картине "Каменная башка", которая оказалась, возможно, самой адекватной замыслу ее создателей и ожиданиям зрителя и где главную роль сыграл боксер Николай Валуев. Обладая фактурой исключительной, для кино он - просто клад. Говорить же об особых актерских возможностях все же не приходится. А вот Тигран Кеосаян попытался поиграть в жанр и снял фильм "Мираж" в традициях своего отца Эдмонда Кеосаяна и его "Неуловимых мстителей". Точнее, попытался сделать пародию на этот приключенческий фильм. Получилось лишь отчасти. Разве что сцена, где арабская конница мчится на всех парах под мелодию, знакомую каждому из нас - "В городском саду играет духовой оркестр", когда все доведено до абсурда, достигает искомого результата. Но это все капля в море. До высот отца не дотянуться. Реакция публики была какой-то неопределенной. Что же нужно зрителю? Он очень разный. Кто-то рад, что посмеялся и развеялся, а кто-то выходил после просмотра внеконкурсного "Юрьева дня" Кирилла Серебренникова и говорил о пережитом шоке, не сразу понимая, каком - положительном или отрицательном. Требовалось время на размышления. Уже неплохо. Большая часть фильмов заканчивала свою жизнь в сознании зрителя по окончании сеанса, а то и раньше, когда хотелось закрыть глаза в темном кинозале и никогда об увиденном не вспоминать. Традиционно аншлаг случился на картине Станислава Говорухина "Пассажирка". Люди стояли в проходах, сидели на полу. Он задумал свой фильм еще в 1968 году, предполагал снимать Марину Влади и Наталью Гундареву. Теперь их роли достались Анне Горшковой и Ирине Пеговой. А сюжет пустяковый, безыдейный, как сказал Станислав Говорухин, пожелавший перед просмотром "Приятного аппетита!" Он не обманул ожиданий зрителя, настроенного на увеселительную волну, предложил зрелище необременительное, профессионально продуманное и реализованное, где отдана дань любви, военному делу, исторической достоверности. И все были довольны. Зрители - Говорухиным, он - зрителями. Критики после картин, многие из которых отдавали самодеятельностью, тоже оценили мастерство мэтра. Они, кстати, решили было вообще никому не присуждать приз в игровом кино, а только отметить анимационную ленту "Мальчик" Дмитрия Геллера и документальную ленту "Мать. Отец. Сын" Олега Денисова. Но показанная в финале "Каменная башка", хоть и вызвала целый ряд вопросов, все же несколько примирила с удручающим послевкусием, полученным от игрового конкурса. Также в рубрике:
|