Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7646) 27 августа - 3 сентября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Остров святого маразма

"Я не Раппапорт". Театр на Малой Бронной

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Сразу, конечно, возникает вопрос: а кто, собственно, этот самый Раппапорт, от которого здесь отрекаются. Даем ответ: среди персонажей пьесы Эрба Гарднера таковой не фигурирует. И вообще это - некий фантом, игровая "фишка". Так некогда молодой еще Нат Мойер развлекался со своей дочерью, которой полагалось на любой вопрос отвечать одной фразой: "Я не Раппапорт". За эту нехитрую игру он и сегодня порой хватается, как за спасательный круг, когда нужно выплывать. И не попасть при этом на "остров святого маразма", как он именует приют для стариков. Эти опасения для не всегда адекватно себя ведущего Ната небезосновательны. Но об этом чуть позже.

Сначала же о том, что в спектакле "Я не Раппапорт", поставленном Львом Дуровым в Театре на Малой Бронной, показалось главным. И даже не столько в самом спектакле, в котором, как водится, встречаются и достоинства, и банальности. Главной же оказалась сама жизненная тематика, отраженная и в пьесе Гарднера, и в реалиях человеческого и театрального бытия. "Стариковская" тема, предлагаемые обстоятельства жизненного финала - все это, конечно же, не ново. А, наоборот, старо, как и сами "финалисты". Просто решать, да и играть эту тему можно по-разному. Чаще в ход идет тоскливо-жалостная интонация, когда нам без вариантов предлагается поплакать над несчастной стариковской долей. Реже старость представлена достойным жизненным этапом. Еще реже ситуация переводится в трагикомическую форму, насыщается элементами игры как приметами образа жизни, позволяя при этом играть от первого лица.

Вот в этой личностности и вся суть нашей истории - сценической и реальной. У нее, впрочем, есть и обобщенная версия, касающаяся разных (но таких схожих) актерских судеб в разных театрах. Но остановимся на Малой Бронной. В этом многострадальном театре, который, кажется, сейчас обретает стабильность, ставка любого нового художественного руководителя вряд ли делалась на артистов старшего поколения, которые потихонечку переходили в категорию "балласта". Хотя, будем объективны. Что касается самого Льва Дурова, то он имел новые главные роли практически у каждого худрука, да и в периоды "межсезонья" тоже. "Метеор" у Андрея Житинкина, "Кавалер роз" у Романа Самгина - из наиболее заметных. Но это скорее исключение из правил. Георгий Мартынюк, например, партнер Дурова в нынешнем спектакле, далеко не так востребован. К тому же и пьес, адресованных старшему поколению актеров, не так уж и много.

И Дуров, и Мартынюк, мешая эмоции персонажей и свои собственные, отчаянно отстаивают на сцене право на достойное существование. У Дурова вообще есть парочка столь искренних и темпераментных монологов "без маски", кажется, напрямую обращенных в зрительный зал, что этот зал немедленно отвечает столь же искренними аплодисментами. По адресу отнюдь не персонажа, но конкретного артиста и его коллег. И то, что эти личные и театральные мотивы здесь сошлись в одной точке, попали в "десятку", конечно же, позволяет и саму постановку оценивать по несколько иной шкале.

Что же касается сюжета и содержания спектакля, то потенциальных зрителей можно адресовать к знаменитому рязановскому фильму "Старики-разбойники" с участием Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева. Нечто подобное происходит и с героями пьесы Гарднера. На иной, правда, территории - в окрестностях Центрального парка Нью-Йорка. Правда, авторы и участники спектакля под приметы заокеанского менталитета отнюдь не подстраивались, да и стариковские проблемы, как оказалось, везде схожи. Двухъярусная жилая конструкция сцены (художник Станислав Морозов) оклеена пейзажными фотообоями, приглашающими на прогулку в этот самый парк. А может, и в любой другой. На авансцене - пара лавочек и фонарь. А большего и не надо для рассказа человеческой истории. Тем более что и на некие режиссерские откровения Лев Дуров явно не претендовал.

Это, конечно же, режиссура, как говорят, "актерская", нацеленная на то, чтобы исполнителям было комфортно, а ничто прочее не мешало. Ну разве что добавлена бодрая музыка (композитор Сергей Корнилов), в прологе задающая атмосферный настрой. Да балетмейстером Иваном Фадеевым сочинены нехитрые пластические вариации для актеров под эту музыку - для начала спектакля, в качестве представления персонажей, и для его финала, готовящего публику к благодарным овациям. Все же остальное - дело техники. Актерской, разумеется. И, разумеется, помноженной на актерское "нутро".

Помимо двух главных героев, пенсионера Ната (Л.Дуров) и консьержа Миджа (Г.Мартынюк), здесь еще немало персонажей. Но эпизодических, нужных автору лишь для аккомпанемента "старикам-разбойникам". Среди них - преуспевающая бизнес-леди Клара, дочь Ната (Екатерина Дурова), развязные молодчики Гилли (Александр Голубков) и Ковбой (Петр Баранчеев), страдалица наркоманка Лори (Татьяна Ошуркова), вежливый делец Данфонт (Дмитрий Цурский). Встреча с каждым из них - лишь повод для очередной игровой ситуации, где бессменным провокатором и заводилой является Нат - Дуров. Впрочем, осторожный и пугливый Мидж - Мартынюк недолго сопротивляется напору вновь приобретенного приятеля и пытается "соответствовать". Старики затевают бесконечные маскарадные переодевания (от преуспевающих адвокатов до крутых мафиози), рвутся в драку (получая переломы собственных конечностей) и даже игриво кокетничают с юной художницей. Цель каждой игровой мистификации - восстановить попранную справедливость по отношению ко всем "униженным и оскорбленным". Увы, получается не всегда. Вернее сказать, всегда не получается. Но столь благородные порывы достойны уважения и сами по себе.

К тому же интонация сценического повествования не надрывна, но весьма легка и задириста, ведь неслучайно в спектакле заявлен именно комедийный жанр. Конечно, к поискам новых театральных путей, которые, вероятно, ведутся новым же худруком Бронной Сергеем Голомазовым, этот спектакль ничего не добавит. Но и не убавит и уж точно никого не скомпрометирует. Актерам же, наверное, как и их персонажам, подобная старость - в радость.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;