Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7646) 27 августа - 3 сентября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрОстров святого маразма"Я не Раппапорт". Театр на Малой Бронной Ирина АЛПАТОВА
Сразу, конечно, возникает вопрос: а кто, собственно, этот самый Раппапорт, от которого здесь отрекаются. Даем ответ: среди персонажей пьесы Эрба Гарднера таковой не фигурирует. И вообще это - некий фантом, игровая "фишка". Так некогда молодой еще Нат Мойер развлекался со своей дочерью, которой полагалось на любой вопрос отвечать одной фразой: "Я не Раппапорт". За эту нехитрую игру он и сегодня порой хватается, как за спасательный круг, когда нужно выплывать. И не попасть при этом на "остров святого маразма", как он именует приют для стариков. Эти опасения для не всегда адекватно себя ведущего Ната небезосновательны. Но об этом чуть позже. Сначала же о том, что в спектакле "Я не Раппапорт", поставленном Львом Дуровым в Театре на Малой Бронной, показалось главным. И даже не столько в самом спектакле, в котором, как водится, встречаются и достоинства, и банальности. Главной же оказалась сама жизненная тематика, отраженная и в пьесе Гарднера, и в реалиях человеческого и театрального бытия. "Стариковская" тема, предлагаемые обстоятельства жизненного финала - все это, конечно же, не ново. А, наоборот, старо, как и сами "финалисты". Просто решать, да и играть эту тему можно по-разному. Чаще в ход идет тоскливо-жалостная интонация, когда нам без вариантов предлагается поплакать над несчастной стариковской долей. Реже старость представлена достойным жизненным этапом. Еще реже ситуация переводится в трагикомическую форму, насыщается элементами игры как приметами образа жизни, позволяя при этом играть от первого лица. Вот в этой личностности и вся суть нашей истории - сценической и реальной. У нее, впрочем, есть и обобщенная версия, касающаяся разных (но таких схожих) актерских судеб в разных театрах. Но остановимся на Малой Бронной. В этом многострадальном театре, который, кажется, сейчас обретает стабильность, ставка любого нового художественного руководителя вряд ли делалась на артистов старшего поколения, которые потихонечку переходили в категорию "балласта". Хотя, будем объективны. Что касается самого Льва Дурова, то он имел новые главные роли практически у каждого худрука, да и в периоды "межсезонья" тоже. "Метеор" у Андрея Житинкина, "Кавалер роз" у Романа Самгина - из наиболее заметных. Но это скорее исключение из правил. Георгий Мартынюк, например, партнер Дурова в нынешнем спектакле, далеко не так востребован. К тому же и пьес, адресованных старшему поколению актеров, не так уж и много. И Дуров, и Мартынюк, мешая эмоции персонажей и свои собственные, отчаянно отстаивают на сцене право на достойное существование. У Дурова вообще есть парочка столь искренних и темпераментных монологов "без маски", кажется, напрямую обращенных в зрительный зал, что этот зал немедленно отвечает столь же искренними аплодисментами. По адресу отнюдь не персонажа, но конкретного артиста и его коллег. И то, что эти личные и театральные мотивы здесь сошлись в одной точке, попали в "десятку", конечно же, позволяет и саму постановку оценивать по несколько иной шкале. Что же касается сюжета и содержания спектакля, то потенциальных зрителей можно адресовать к знаменитому рязановскому фильму "Старики-разбойники" с участием Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева. Нечто подобное происходит и с героями пьесы Гарднера. На иной, правда, территории - в окрестностях Центрального парка Нью-Йорка. Правда, авторы и участники спектакля под приметы заокеанского менталитета отнюдь не подстраивались, да и стариковские проблемы, как оказалось, везде схожи. Двухъярусная жилая конструкция сцены (художник Станислав Морозов) оклеена пейзажными фотообоями, приглашающими на прогулку в этот самый парк. А может, и в любой другой. На авансцене - пара лавочек и фонарь. А большего и не надо для рассказа человеческой истории. Тем более что и на некие режиссерские откровения Лев Дуров явно не претендовал. Это, конечно же, режиссура, как говорят, "актерская", нацеленная на то, чтобы исполнителям было комфортно, а ничто прочее не мешало. Ну разве что добавлена бодрая музыка (композитор Сергей Корнилов), в прологе задающая атмосферный настрой. Да балетмейстером Иваном Фадеевым сочинены нехитрые пластические вариации для актеров под эту музыку - для начала спектакля, в качестве представления персонажей, и для его финала, готовящего публику к благодарным овациям. Все же остальное - дело техники. Актерской, разумеется. И, разумеется, помноженной на актерское "нутро". Помимо двух главных героев, пенсионера Ната (Л.Дуров) и консьержа Миджа (Г.Мартынюк), здесь еще немало персонажей. Но эпизодических, нужных автору лишь для аккомпанемента "старикам-разбойникам". Среди них - преуспевающая бизнес-леди Клара, дочь Ната (Екатерина Дурова), развязные молодчики Гилли (Александр Голубков) и Ковбой (Петр Баранчеев), страдалица наркоманка Лори (Татьяна Ошуркова), вежливый делец Данфонт (Дмитрий Цурский). Встреча с каждым из них - лишь повод для очередной игровой ситуации, где бессменным провокатором и заводилой является Нат - Дуров. Впрочем, осторожный и пугливый Мидж - Мартынюк недолго сопротивляется напору вновь приобретенного приятеля и пытается "соответствовать". Старики затевают бесконечные маскарадные переодевания (от преуспевающих адвокатов до крутых мафиози), рвутся в драку (получая переломы собственных конечностей) и даже игриво кокетничают с юной художницей. Цель каждой игровой мистификации - восстановить попранную справедливость по отношению ко всем "униженным и оскорбленным". Увы, получается не всегда. Вернее сказать, всегда не получается. Но столь благородные порывы достойны уважения и сами по себе. К тому же интонация сценического повествования не надрывна, но весьма легка и задириста, ведь неслучайно в спектакле заявлен именно комедийный жанр. Конечно, к поискам новых театральных путей, которые, вероятно, ведутся новым же худруком Бронной Сергеем Голомазовым, этот спектакль ничего не добавит. Но и не убавит и уж точно никого не скомпрометирует. Актерам же, наверное, как и их персонажам, подобная старость - в радость. Также в рубрике:
|