Триумф изгнанника
Роману Поланскому - 75
Игнат КУРАКИН
Фото ИТАР-ТАСС
 |
Р. Поланский |
Роман Поланский родился в Париже, где живет и сейчас. Но прежде, чем вновь обосноваться во Франции, ему пришлось немало пережить. Когда ребенку было три года, его родители, польские евреи, решили вернуться на родину. И это роковое решение превратило жизнь семьи в настоящую трагедию. Мать погибла в Освенциме, отец чудом выжил в Маутхаузене. Мальчик непонятно как уцелел в Краковском гетто, потом его спасали разные польские семьи. После войны отец нашел его и отправил учиться в ремесленное училище, но Роман рано почувствовал свое актерское призвание. Его дебют состоялся в 1953 году, а через два года он снялся уже у классика польского кино Анджея Вайды в фильме "Поколение". Тот и посоветовал ему пойти учиться в киношколу в Лодзи. Еще студентом Поланский снял ленту "Двое мужчин и шкаф", которая получила 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной ярмарки в Брюсселе. Но настоящую славу принес ему фильм "Нож в воде", снятый под очевидным влиянием французской "новой волны". Польские критики поругали режиссера за отход от социалистических ценностей, но во Франции фильм имел громкий успех, а в США был номинирован на "Оскара". Судьба режиссера была практически решена, в Польше ему было делать нечего, зато за границей его ждала настоящая слава. И Поланский отправился во Францию. Затем последовала Англия, потом США, где он снял знаменитый триллер "Ребенок Розмари" и вскоре женился на голливудской звезде Шарон Тейт. Казалось бы, кинематографические вершины покорены, но трагическая судьба, которая преследовала его с детства, напомнила о себе. Шарон Тейт была зверски убита в Лос-Анджелесе бандой Чарльза Мэнсона, и Поланский не захотел возвращаться в Голливуд. Он остался в Англии, где снял своего страшного "Макбета". Но Голливуд продолжал манить, и Поланский все-таки вернулся, чтобы снять знаменитый "Китайский квартал" со своим другом Джеком Николсоном. Вместе с Николсоном он и попал в нехорошую историю с несовершеннолетними девицами. Актер выкрутился, а Поланский вынужден был снова ехать в Европу. Даже не ехать, а бежать, поскольку в Америке ему грозил тюремный срок. Все свои следующие фильмы Поланский снял в Европе. Причем иногда снимал с американскими актерами - Харрисоном Фордом ("Безумие") и Джонни Деппом ("Девятые врата"), но работа в Голливуде ему была заказана - бегства от правосудия в США не прощают никому. Экспериментировал режиссер и в театре, где поставил спектакль по "Превращению" Кафки. Но тех больших надежд, которые возлагали на него в начале карьеры, не оправдал. Делал качественные триллеры, не более того. И лишь однажды удалось ему снять фильм, который потряс зрителей и критиков. Его "Пианист" был удостоен "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля, а исполнитель главной роли Эдриен Броуди получил "Оскара" за лучшую мужскую роль. В этой ленте Поланский вернулся к воспоминаниям своего страшного детства, и они придали ей ту подлинность, которой так не хватало его искусным, но пустым фильмам ужасов.