Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7649) 18 сентября - 24 сентября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрАЛЕКСЕЙ ЯКУБОВ: Сыграть Отелло может человек, никого не душившийОльга РОМАНЦОВА В послужном списке актера Алексея ЯКУБОВА немало ролей в фильмах и телесериалах. Но главным делом своей жизни актер считает работу в театре "Сатирикон", где трудится уже больше двадцати лет. В нынешней премьере "Сатирикона", спектакле "Синее чудовище", он играет отца главного героя, старого царя Фанфура. В одной из сцен Фанфур спускается на сцену с колосников. Этот трюк Якубов придумал сам, вспомнив, что в детстве он был кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. - Алексей, изначально Гоцци сочинил пьесу "Синее чудовище" для комедии дель арте. Чем объяснить разительное отличие вашего спектакля от спектаклей Стреллера, к примеру, от легендарного "Арлекина, слуги двух господ "? - Константин Райкин в начале работы говорил нам, что нужно снова вдохнуть жизнь в картонные фигурки комедии дель арте. Для этого нам пришлось сделать им прививку актерской школы Станиславского. - Вас можно назвать послушным артистом ? - Да, хотя из-за этого в моей жизни случались печальные опыты. Режиссер уводил нас не в ту сторону, а потом бросал, и мы барахтались, как слепые щенки, не понимая как выбраться. К счастью, такие спектакли обычно быстро закрывают. Сейчас я счастлив работать с Костей Райкиным, которого знаю уже лет 35. Я - его ученик, занимался с ним еще в первой театральной школе Олега Табакова. - В каком возрасте вы поступили в театральную школу Табакова ? - Олег Павлович набирал учеников восьмого класса, я в тот момент учился в седьмом, мне было 13 лет, но я соврал, прибавив себе год. Удивительно, что меня вообще взяли. Я был подростком-хулиганом, вырос во дворе: папы у меня не было, а мама работала на трех работах. К экзамену специально не готовился и прочитал экзаменационной комиссии горьковскую "Песню о Буревестнике", которую мы как раз проходили в школе. Прочитал плохо, понял, что не понравился экзаменаторам. И тут Табаков спросил: "А чем ты увлекаешься?" Я ответил, что увлекаюсь спортивной гимнастикой и вообще кандидат в мастера спорта (это была чистая правда). Табаков попросил меня встать на руки, а когда я встал, он спросил: "А можешь еще раз прочесть "Песня о Буревестнике"? Я ответил: "Могу". Читай, сказал он. Я еще раз прочел всю "Песнь", от начала до конца, стоя на руках, и жду, что будет дальше. Тут Табаков говорит: "Опускайся, берем!" - Почему вы пошли работать не в "Табакерку", а в "Сатирикон "? - В 1980 году, когда мы окончили институт, Табаков хотел создать театр, но его запретили на уровне Политбюро. Наши спектакли в подвале знала вся Москва. На спектакль "Маугли" к нам приезжал даже Ежи Гротовский. Но Демичев, тогдашний министр культуры, объявил, что мы можем создать театр только в Воронеже. Потом этот вопрос поднимался на Политбюро, но разрешения открыть театр Табакову так и не дали. Мы устроились кто куда, а вечерами встречались и репетировали пьесу Виктора Мережко "Пролетарская мельница счастья". Но сыграть премьеру так и не удалось, потому что из-за разных графиков работы никак не удавалось всех собрать. Табакову это надоело, и он нас распустил, обещав, что позовет нас, когда появится такая возможность. Он сделал это, создав "Табакерку". Но я в тот момент уже работал в "Сатириконе", играл главные роли в четырех спектаклях, и моя актерская жизнь складывалась прекрасно. К тому же Константин Райкин помог мне, взял на работу в трудный момент, и я не хотел его предавать. - Вы пришли в "Сатирикон", когда там еще работал Аркадий Райкин. Что за эти годы изменилось в театре ? - Конечно, в 1985 году, когда я пришел в театр, все здесь было иначе. Мне посчастливилось два года играть в спектаклях Аркадия Исааковича "Что наша жизнь", "Лица", "Мир дому твоему". Тогда это был театр великого актера. Я обожал смотреть спектакли Аркадия Исааковича, знал его телевизионные работы почти наизусть, но, несмотря на это, меня всегда поражал этот творческий феномен. Обычно актер создает свою роль по крупицам, а у Аркадия Исааковича все получалось сразу. Причем так талантливо, замечательно, что я всегда думал: "Господи, ну как ему это удалось?" Мы, начинающие артисты, могли ему только подыгрывать и были не всегда довольны своей участью. Мы не очень верили Косте Райкину, который говорил, что со временем в "Сатириконе" будут ставить спектакли лучшие режиссеры. Но все получилось так, как он обещал. Мы работали с выдающимися режиссерами: Петром Фоменко, Робертом Стуруа, Валерием Фокиным. Юрий Бутусов поставил у нас уже третий спектакль. Сейчас трудно поверить, что лет 20 назад Марьину Рощу, где стоит "Сатирикон", считали абсолютно не театральным районом. - Райкин легко отпускает актеров играть спектакли на стороне или сниматься в кино? Не ревнует ? - Хороших актеров ревнует, не очень хороших, наоборот, посылает подальше. Он отпускает нас, если это не мешает основной работе. А поскольку она всегда была моим приоритетом, у меня проблем нет. - Вы играете в антрепризных спектаклях для заработка, или для вас это попытка реализовать какие-то неиспользованные актерские возможности ? - Фифти-фифти, хотя были случаи, когда мне предлагали играть совсем не то, что хотелось, и я отказывался, несмотря на приличные гонорары. Идеальный случай, когда мне нравится роль, я играю ее с удовольствием и еще деньги зарабатываю. - Бывает ли, что вы отказываетесь от работы в кино? Если да, то по каким причинам ? - Отказываюсь, если, прочитав сценарий, понимаю, что хорошего фильма из этого материала не получится. Обычно я стараюсь иметь дело с режиссерами, с которыми давно знаком и уже снимался в их картинах. Они звонят мне напрямую и предлагают работу. Новых людей я всегда направляю к своему агенту, и переговоры ведет она. Сейчас в кино и на телевидении появилось очень много случайных людей. Актером или даже звездой готовы считать любого молодого, симпатичного юношу или девушку. Никто не задумывается о том, что актер - серьезная профессия. Я учился ей шесть лет, получил диплом и до сих пор стараюсь двигаться вперед. Почему-то ни одному любителю не хочется выйти на ринг и подраться с боксером-профессионалом или возглавить завод, не имея специального образования. Но все мечтают сниматься в кино. - Вам не мешает то, что актер - зависимая профессия ? - Думаю, что в других профессиях тоже есть свои сложности и момент зависимости. Кто-то ждет повышения по службе, кому-то хочется, чтобы на него обратили внимание. - Но, по-моему, в театре все это гораздо больше обострено. Например, актер хочет сыграть Гамлета, а режиссер его "не видит" в этой роли ? - Я уверен, что если актер способен талантливо сыграть Гамлета, он его обязательно сыграет. Но актеры - люди с творческой фантазией и порой представляют себя совсем не так, как выглядят на самом деле. Например, я когда-то думал, что мог бы играть Ромео и других героев любовников. А сейчас не хочу даже мечтать о ролях. Лучше играть то, что тебе предлагают: режиссеру со стороны гораздо виднее. Например, Костя Райкин всегда может направить актера в верном направлении, что-то вовремя подсказать и развить арсенал актерских способностей. - Вам никогда не хотелось заниматься режиссурой ? - Честно говоря, я - артист не совсем пожилой и могу еще поиграть на сцене. Может быть, потом и буду ставить спектакли, но пока об этом не задумываюсь. Педагогика - совсем другое дело. Я уже не раз преподавал на актерских курсах, а в "Синем чудовище" играю вместе со своими учениками. Работать с молодежью всегда интересно. Мы легко нашли общий язык: я учусь у них, они - у меня. Они смотрят на мир совершенно иначе, могут спровоцировать какую-то неожиданную идею, а я стараюсь уберечь их от ошибок. - От каких, например ? - Молодым, начинающим актерам часто хочется что-то изобразить. Но ничего изображать не надо, надо все внутренне проживать, пропуская через себя. В пьесе любого жанра, даже, казалось бы, не имеющего отношения к реальности, можно найти ситуации, происходившие в нашей жизни. Я говорю сейчас не о прямых соответствиях, а о том, что всегда можно вспомнить что-то подобное. Например, сыграть Отелло может человек, никого не душивший. Просто культивировать в себе чувство ревности, вырастив его до невероятного размера. - Как возникают образы героев, которых вы играете ? - Трудно сказать... Образы рождаются как стихи. Что-то прячется в тайниках твоей души и вдруг раскрывается благодаря роли. Знаете, иногда жизнь моего героя становится похожей на мою собственную. Например, мой герой в "Синем чудовище", старый царь Фанфур, женат на молодой красавице. Пока шли репетиции, со мной произошло то же самое. Я встретил девушку, красавицу, модель почти двухметрового роста, она младше меня на 24 года. И 11 апреля у нас была свадьба. Также в рубрике:
|