Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7649) 18 сентября - 24 сентября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Мемориал нерукотворный

В столице отмечают 80-летие со дня рождения Евгения Светланова

Евгения КРИВИЦКАЯ
Дмитрий МОРОЗОВ Фото Дмитрия КОРОБЕЙНИКОВА


А. Гиндин и С.Сондецкис

Листая страницы русской музыки

В этом году Евгению Светланову исполнилось бы 80 лет, и в честь юбилея радиостанция "Орфей" организовала Международный фестиваль русской музыки. Задумано многое. Впервые прозвучат фрагменты неизвестной до сих пор музыки П.Чайковского к драматической хронике А.Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" в исполнении Симфонического оркестра Российского музыкального Телерадиоцентра. Третий фортепианный концерт Чайковского исполнит в полной версии (в редакции С.Танеева в трех частях) молодой талантливый выпускник ЦМШ Филипп Копачевский. В программе фестиваля также намечены совместные проекты "Орфея" и Фонда Ирины Архиповой - концертные исполнения "Иоланты" Чайковского и "Франчески да Римини" Рахманинова при участии звезд мировой оперной сцены, лауреатов "Фонда Ирины Архиповой" и ведущих солистов оперных театров России. В одном из концертов Академического Большого хора "Мастера хорового пения" под управлением Льва Конторовича прозвучат такие грандиозные полотна русской хоровой духовной музыки, как "Литургия" Рахманинова и "Литургия Святого Иоанна Златоуста" Чайковского. А открыл фестиваль "Орфея" в честь Евгения Светланова дуэтный вечер в Малом зале консерватории. Александр Князев и Екатерина Мечетина исполнили сонаты Мясковского, Прокофьева, Шостаковича для виолончели и фортепиано, а также две популярные миниатюры - "Ноктюрн" Чайковского и "Вокализ" Рахманинова.

В концептуальном плане здесь много интересных моментов: например, сопоставление ранней, ре-мажорной сонаты Мясковского (1911) и позднего опуса (1949) Прокофьева в первом отделении. Почти рахманиновская лирика у Мясковского, где только формируется стиль композитора. И квинтэссенция прокофьевских характерных образов в сонате. Оба сочинения великолепно прозвучали у Князева и Мечетиной, чье ансамблевое содружество оказалось удачным. Как это часто случается, в камерном музицировании открылись новые грани достоинств известных артистов. Мечетина проявила себя как незаурядный ансамблист, чутко прислушивающийся к трактовкам партнера. Быть может, то, что Князев обратился к музыке XX века, обусловило в этот раз довольно строгую манеру игры, без романтических "перехлестов". Взамен - богатство нюансов, красок, внимание к чистоте интонации, тембральной характеристичности звука. Слушать такую игру - одно удовольствие.

Что касается Сонаты Шостаковича, то она в этом контексте предстала в неком "прокофьевском" ореоле. Написанная в 1934 году, она знаменует поиски Шостаковича в области музыкального языка, некой "новой простоты" стиля, о чем высказывался сам композитор. Есть здесь и характерные аллюзии - в данном случае, на венских классиков, Гайдна, Бетховена с некой долей юмористичности. И в то же время лиричность, исповедальность, особенно в финале, прозвучавшем у дуэта Князева-Мечетиной с особой экспрессией.

Думается, что этот концерт в МЗК стал достойным началом фестиваля. Напомним, что в дискографии дирижера особое место занимает грандиозная антология русской симфонической музыки. Светланов хотел, чтобы выдающиеся страницы отечественного музыкального наследия не были забыты, выступал на страницах газет в защиту и пропаганду нашей классики (в том числе, в "Советской культуре" в 1974 году как раз о Н.Мясковском). И данный фестиваль радиостанции "Орфей", думается, следует заветам Мастера.

Как ровесник ровеснику

Новый сезон Московского международного Дома музыки официально откроется лишь 30 сентября - концертом, посвященным 100-летнему юбилею Давида Ойстраха. А пока, как уже повелось, здесь состоялось "открытие до открытия", причем с тем же самым основным участником - Национальным филармоническим оркестром России. Концерт памяти Евгения Светланова был посвящен 80-летию со дня его рождения. Впрочем, если бы даже отмечаемая дата оказалась менее круглой, мемориальный вечер все равно состоялся бы: ежегодные приношения от НФОРа великому маэстро, чье имя носит Большой зал Дома музыки, стали в этих стенах традицией. За дирижерским пультом на сей раз стоял Саулюс Сондецкис, а в качестве солистов выступали блистательный французский виолончелист Ксавье Филлипс (ученик Мстислава Ростроповича) и один из лучших российских пианистов поколения тридцатилетних Александр Гиндин.

Программа концерта, как всегда в таких случаях, составленная вдовой маэстро Ниной Александровной, оказалась на сей раз довольно спорной. Обычно в нее включались сочинения, любимые Светлановым и часто им исполнявшиеся, но не его собственные. Теперь же композиторское творчество Светланова было представлено сразу двумя опусами. И не просто представлено, но и впрямую сопоставлено с посвященными аналогичной теме произведениями классиков. Идея, сама по себе небезынтересная, в данном конкретном случае оказалась весьма уязвимой.

Светланов, конечно же, отнюдь не Малер, при жизни признанный как великий дирижер, но лишь посмертно по-настоящему оцененный в качестве великого композитора. Величие Светланова-дирижера с годами не меркнет, его записи - особенно те, что зафиксировали живые выступления, - по-прежнему актуальны. Творчество же Светланова-композитора способно вызвать разве только вежливый пиетет - тем более если за пультом нет самого автора, которому удавалось вдохнуть жизнь в эти опусы, написанные уверенной рукой профессионала, но не слишком яркие и оригинальные. Последнее особенно бросается в глаза при сопоставлении с произведениями классиков.

Вот, к примеру, открывшая программу Рапсодия № 2 для большого симфонического оркестра на еврейские темы (1978). Казалось бы, здесь есть и уверенное владение оркестром, и благодарный тематический материал, подчас, впрочем, кажущийся несколько дежавю. Но тут же следом звучит рапсодия для виолончели с оркестром "Шеломо" Эрнста Блоха (великолепно сыгранная Ксавье Филлипсом), и разница между этим истинно выдающимся, глубоко самобытным произведением и профессиональным, но несколько вторичным "капельмейстерским" опусом становится очевидной для всех присутствующих.

Еще ощутимее был контраст во втором отделении, где сперва прозвучала "Испанская рапсодия" Исаака Альбениса (солировал Александр Гиндин), а затем - юношеская Рапсодия № 1 Светланова "Испанские картины" (1954). В этом сочинении, написанном еще тогда, когда совсем молодой маэстро просто еще не мог приобрести собственного опыта общения с Испанией, можно найти все, что угодно - от Малера и импрессионистов до Арама Хачатуряна. А вот испанского духа и колорита в нем до обидного мало. Не слишком выразительные даже и сами по себе, после творения гения испанской музыки эти "картины" совсем уж трудно было воспринимать всерьез.

О том, что великому маэстро исполнилось бы в эти дни, в сущности, не так уж и много, и он вполне еще мог бы быть с нами, напоминало присутствие за пультом его одногодка, Саулюса Сондецкиса. Литовскому маэстро, правда, родные власти порой тоже наносили болезненные удары (расформировав, к примеру, его знаменитый Литовский камерный оркестр), но иной склад характера и темперамента позволил ему их выдержать. Это диаметральное различие темпераментов, впрочем, сказывалось и в данном концерте. Тем, кто хорошо помнит концерты Светланова, ощутимо недоставало идущих из-за пульта открытых эмоциональных импульсов. Мастерство и культура лишь отчасти могли их компенсировать. В этом смысле особенно много потеряла "Испанская рапсодия" Альбениса, где подчас вообще едва прослушивался пульс, и только пианистическое мастерство Александра Гиндина несколько спасало ситуацию. Но вообще-то видеть за пультом живых представителей той самой "старой гвардии" в лице ее лучших представителей уже само по себе дорогого стоит. Не так-то уж много их осталось.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;