Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7652) 9-15 октября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Канонизация завершена

Отпраздновали 50-летие Тимура Новикова

Фаина БАЛАХОВСКАЯ Фото Игната ДАНИЛЬЦЕВА Санкт-Петербург - Москва


Инициатором посвятить самолет художнику стал коллекционер П.Броше

Едва продравшие глаза пассажиры утреннего рейса 045 "Москва - Петербург" авиакомпании "S7 Airlines" чувствовали себя, как Маяковский, встретивший пароход имени собственного приятеля Теодора Нетте. Прямо по тексту: "Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор". На поле аэропорта Домодедово стоял самолет с надписью "Художник Тимур Новиков" и картинкой фирменного тимуровского солнышка на фюзеляже. Летают по небу нашему и другие именные самолеты. Но в отличие от Шишкина Новиков (1958 - 2002) недавно еще меж нами жил и работал. Так, будто планировал вписать свое имя в авиадизайн, - для надписи использовали подлинный трафарет, которым он маркировал собственные произведения. Дело усугублялось тем, что среди пассажиров добрая половина имели честь (или счастье) болтать с Новиковым о том, о сем - ровно так, как случилось это давным-давно у Маяковского с Нетте. Им узнать самого знаменитого слепца Петербурга по блюдечкам-очкам иллюминаторов было проще некуда. Интересно, мог бы создатель "Клуба друзей Маяковского", творец всяческих легенд и великий интриган, предположить подобное воплощение строф своего героя? Снова увековечивают убитых на посту - не врагами, правда, а болезнью, не дипкурьера, а художника. Другие времена - другие риски.

Умирая, воплотиться в эрмитажную выставку, оказалось сложнее, чем в транспортное средство. Выставка из почетного проекта "Эрмитаж 20/21" (имеется в виду рубеж веков и современное искусство в классическом музее) не задалась. Экспозиция "Пространство Тимура: Петербург - Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова" в трех новоотремонтированных залах Главного штаба про внешнее - внутреннее, материальное - высшее никак не складывалась. Кураторская концепция Аркадия Ипполитова считывалась с трудом. Зато знатоков радовали новые, не виденные раньше работы, прибывшие из Турку, художественную общественность - попадание нашего художника в престижную программу Эрмитажа вслед за американским собранием Саатчи и звездным Чаком Клоузом, светскую публику - она сама, а эрмитажное начальство гордилось собственной смелостью и возможностью выразить благодарность Тимуру, подарившему Эрмитажу свою коллекцию старых фотографий и бесценные банки супа "Кэмпбелл", в свою очередь подаренные ему самим Энди Уорхолом. Уорхол - еще одна важная рифма к юбилею художника, взбудоражившего целый город, сделавшего себя знаменитостью, создавая знаменитостей других.

Канонизация жизни и творчества Тимура Петровича Новикова началась при его жизни и под непосредственным руководством - он даже сборник воспоминаний друзей и соратников поручил искусствоведу Екатерине Андреевой составить. Выставки, каталоги - в том числе полный, каталог-резоне, единственный у художников не только его поколения, но и всех проживающих ныне в стране, - подделки, подтверждающие популярность и высокие цены настоящих работ, сложились в памятник помощнее того, что соорудил себе даже первый в мировом (но не в питерском) рейтинге художников земли русской Илья Кабаков. Время от времени нагнетаемый вокруг имени пафос становится трудновыносимым - на посвященном юбилею обеде чуткие к стилю друзья снижали его, периодически, правда, одергивая друг друга. Присутствующие так и не узнали подробностей едва упомянутой "свадьбы" с Владиком Мамышевым-Монро, зато во время экскурсии по городу им показали место, где юбиляр "забивал гондубас".

Выставка в Русском музее, приуроченная к юбилею, отчетливо напомнила об истинном месте современных отечественных художников в родных музеях - открывали ее буквально на задворках роскошного вернисажного фуршета неведомого испанца. Мероприятие уместно напоминало о полуподпольном прошлом Тимура, о том, как начиналась слава. Размером гораздо скромнее эрмитажной, составленная только из работ, находящихся в собрании музея, радовала она больше - прежде всего фантастическими, едва ли не первыми сделанными художником панно-коллажами.

А подлинное "пространство Тимура" развернулось-раздвинулось лишь в Музее городской скульптуры Петербурга, где обозначили основную площадку деятельности Новикова - создание круга сподвижников и учеников. Множество ранних работ, когда все были еще живы, здоровы, бедны, молоды и безрассудны, взаимные портреты, эскизы никогда не созданных работ сохранили легкое дыхание времени, когда о канонизации центра этой карусели еще и речи не было. Таким же легкомысленным показалось и увековечение имени Тимура Новикова - дощечкой на прекрасной, но ничейной скамье в некрополе мастеров искусств, где похоронены великие люди земли русской.

По принятым меркам Тимур Новиков умер слишком рано - но он успел пройти весь жизненный цикл. Гей и радикал в молодости, в нестарые еще годы превратился в охранителя устоев и добропорядочного семьянина. Модернист сделался неоакадемиком - так быстро, что не желающие присоединиться и уверовать в новые истины могли увидеть в этом продолжение игры. И уважать себя Тимур Новиков заставил задолго до смертного часа.

Друг Новикова художник Сергей Шутов вспоминает, как, решив раз проехаться в экскурсионной пролетке по Невскому, сдвинуться с места они смогли с трудом - к Тимуровой ручке непрерывно подходили почитатели таланта. А теперь с приветом Тимуру летят на самолетах критики и коллекционеры. Испортить дело (и то частично) могут только плохие выставки.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;