Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7652) 9-15 октября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраКанонизация завершенаОтпраздновали 50-летие Тимура Новикова Фаина БАЛАХОВСКАЯ Фото Игната ДАНИЛЬЦЕВА Санкт-Петербург - Москва
Едва продравшие глаза пассажиры утреннего рейса 045 "Москва - Петербург" авиакомпании "S7 Airlines" чувствовали себя, как Маяковский, встретивший пароход имени собственного приятеля Теодора Нетте. Прямо по тексту: "Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор". На поле аэропорта Домодедово стоял самолет с надписью "Художник Тимур Новиков" и картинкой фирменного тимуровского солнышка на фюзеляже. Летают по небу нашему и другие именные самолеты. Но в отличие от Шишкина Новиков (1958 - 2002) недавно еще меж нами жил и работал. Так, будто планировал вписать свое имя в авиадизайн, - для надписи использовали подлинный трафарет, которым он маркировал собственные произведения. Дело усугублялось тем, что среди пассажиров добрая половина имели честь (или счастье) болтать с Новиковым о том, о сем - ровно так, как случилось это давным-давно у Маяковского с Нетте. Им узнать самого знаменитого слепца Петербурга по блюдечкам-очкам иллюминаторов было проще некуда. Интересно, мог бы создатель "Клуба друзей Маяковского", творец всяческих легенд и великий интриган, предположить подобное воплощение строф своего героя? Снова увековечивают убитых на посту - не врагами, правда, а болезнью, не дипкурьера, а художника. Другие времена - другие риски. Умирая, воплотиться в эрмитажную выставку, оказалось сложнее, чем в транспортное средство. Выставка из почетного проекта "Эрмитаж 20/21" (имеется в виду рубеж веков и современное искусство в классическом музее) не задалась. Экспозиция "Пространство Тимура: Петербург - Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова" в трех новоотремонтированных залах Главного штаба про внешнее - внутреннее, материальное - высшее никак не складывалась. Кураторская концепция Аркадия Ипполитова считывалась с трудом. Зато знатоков радовали новые, не виденные раньше работы, прибывшие из Турку, художественную общественность - попадание нашего художника в престижную программу Эрмитажа вслед за американским собранием Саатчи и звездным Чаком Клоузом, светскую публику - она сама, а эрмитажное начальство гордилось собственной смелостью и возможностью выразить благодарность Тимуру, подарившему Эрмитажу свою коллекцию старых фотографий и бесценные банки супа "Кэмпбелл", в свою очередь подаренные ему самим Энди Уорхолом. Уорхол - еще одна важная рифма к юбилею художника, взбудоражившего целый город, сделавшего себя знаменитостью, создавая знаменитостей других. Канонизация жизни и творчества Тимура Петровича Новикова началась при его жизни и под непосредственным руководством - он даже сборник воспоминаний друзей и соратников поручил искусствоведу Екатерине Андреевой составить. Выставки, каталоги - в том числе полный, каталог-резоне, единственный у художников не только его поколения, но и всех проживающих ныне в стране, - подделки, подтверждающие популярность и высокие цены настоящих работ, сложились в памятник помощнее того, что соорудил себе даже первый в мировом (но не в питерском) рейтинге художников земли русской Илья Кабаков. Время от времени нагнетаемый вокруг имени пафос становится трудновыносимым - на посвященном юбилею обеде чуткие к стилю друзья снижали его, периодически, правда, одергивая друг друга. Присутствующие так и не узнали подробностей едва упомянутой "свадьбы" с Владиком Мамышевым-Монро, зато во время экскурсии по городу им показали место, где юбиляр "забивал гондубас". Выставка в Русском музее, приуроченная к юбилею, отчетливо напомнила об истинном месте современных отечественных художников в родных музеях - открывали ее буквально на задворках роскошного вернисажного фуршета неведомого испанца. Мероприятие уместно напоминало о полуподпольном прошлом Тимура, о том, как начиналась слава. Размером гораздо скромнее эрмитажной, составленная только из работ, находящихся в собрании музея, радовала она больше - прежде всего фантастическими, едва ли не первыми сделанными художником панно-коллажами. А подлинное "пространство Тимура" развернулось-раздвинулось лишь в Музее городской скульптуры Петербурга, где обозначили основную площадку деятельности Новикова - создание круга сподвижников и учеников. Множество ранних работ, когда все были еще живы, здоровы, бедны, молоды и безрассудны, взаимные портреты, эскизы никогда не созданных работ сохранили легкое дыхание времени, когда о канонизации центра этой карусели еще и речи не было. Таким же легкомысленным показалось и увековечение имени Тимура Новикова - дощечкой на прекрасной, но ничейной скамье в некрополе мастеров искусств, где похоронены великие люди земли русской. По принятым меркам Тимур Новиков умер слишком рано - но он успел пройти весь жизненный цикл. Гей и радикал в молодости, в нестарые еще годы превратился в охранителя устоев и добропорядочного семьянина. Модернист сделался неоакадемиком - так быстро, что не желающие присоединиться и уверовать в новые истины могли увидеть в этом продолжение игры. И уважать себя Тимур Новиков заставил задолго до смертного часа. Друг Новикова художник Сергей Шутов вспоминает, как, решив раз проехаться в экскурсионной пролетке по Невскому, сдвинуться с места они смогли с трудом - к Тимуровой ручке непрерывно подходили почитатели таланта. А теперь с приветом Тимуру летят на самолетах критики и коллекционеры. Испортить дело (и то частично) могут только плохие выставки. Также в рубрике:
|