Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7652) 9-15 октября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Бедность паче гордости

В Перми открывается Музей современного искусства

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Федор РОМЕР Пермь - Москва


На выставке. В центре-объект И.Кориной "Танк", собранный из дверей, фанеры, створок шкафов и т.д.

Пермь - столица Прикамья, еще недавно "Культурная столица Поволжья" (победитель одноименного фестиваля, проходившего раз в году), один из самых процветающих городов России - оказалась в эпицентре отечественных музейных мелодрам. То у нас тут Третьяковку на Крымском Валу грозятся снести, то Эрмитаж никак не может "разрулить" ситуацию с авторами реконструкции Генштаба. А вот и Пермская художественная галерея (государственный музей с образцовой коллекцией) тщетно ищет место для переезда - бывший кафедральный собор, в котором она квартирует, передан РПЦ, а проект нового здания, победивший в международном конкурсе, практически неосуществим. Но зато инициатор этого конкурса сенатор Сергей Гордеев, представляющий в Совете Федерации администрацию Пермского края, нашел другую игрушку - Государственный музей современного искусства.

Тут все пока складывается складно и успешно. Вот почему. Через здание галереи с классическим искусством и уникальной пермской деревянной скульптурой должна была по плану проходить транспортная железнодорожная магистраль. Отцы города схватились за голову, пожевали галстуки и сказали (пока): "Нет". Но зато отдали сенатору для удовлетворения его меценатских нужд заброшенное здание Речного вокзала. Хоть это и памятник архитектуры, монструозно совмещающий в себе ошметки конструктивизма и торжество сталинского ампира (построен по проекту Алексея Гринберга в 1940 году), но совсем запущен. Однако его слепые окна глядят на безбрежные просторы Камы. Сенатор Гордеев оценил панораму и решил, отремонтировав хотя бы внутренние помещения, именно здесь организовать Музей современного искусства - в пику музею искусства традиционного, обреченного на бомжевание. Оно понятно - музеям contemporary art во всем мире организаторы ищут самые гадкие места, при этом говоря о непреходящей ценности экспозиции. И вот будущий (повторяю, будущий!) музей открылся выставкой "Русское бедное", подготовленной столичным галеристом Маратом Гельманом (автор проекта - все тот же Сергей Гордеев). А здесь требуются еще дополнительные комментарии.

Инсталяция Н.Полисского "Границы империи" при входе на Речной вокзал

Сама по себе выставка блистательна. И уникальна. Хотя бы оттого, что в той же Москве не нашлось бы столько места для техноемкого хлама, как в Перми. Тут экспозиция занимает два очень больших этажа Речного вокзала. А также газоны перед ним, которые заняли деревянная инсталляция Николая Полисского "Границы империи" (комичные орлы на многометровых грубо отесанных столбах) и указатель, отмеривающий расстояние до крупнейших музеев мира, от концептуалиста-ерника Юрия Альберта. Выставку обещают показать в Петербурге, Милане и Нью-Йорке. Но там не найти такого упоительного, громадного и дикого в широте своей пространства. И не найти столько денег, поскольку этот, как было сказано, хлам (тут придется взять слово в кавычки - "хлам") необычайно затратен.

Представьте, сколько финансовых и физических усилий стоило приложить, чтобы вкопать помянутые столбы Полисского и его соратников из калужской деревни Никола-Ленивец (а ребята приехали в Пермь)! Чтобы шел ретро-видеофильм в глиняном "Психоделическом фургоне" Александра Бродского с игрушечными зрителями внутри. Чтобы не сломалась конструкция "Стыковка" Алексея Каллимы, собранная из сигаретных пачек "Союз-Аполлон" и самих сигарет.

Идея "Русского бедного", как понятно уже из описанных работ (а их там более сотни от почти сорока десятков авторов), о том, что сегодняшнее отечественное искусство сознательно пытается играть в свою ущербность. Материалы - дерево, резина, поролон, глина, помоечный мусор, уголь, скотч, деревянные детские шкафчики... Даже перечислять противно. Но при этом это "бедное" искусство очень трудоемко и очень эффектно. Я бы сказал, что здание Речного вокзала в Перми (после декоративной реставрации) уступает в качестве и витальности объектам с размещенной в нем выставки.

Ну и вот вам финальный комментарий. "Бедный русский сенатор при помощи бедного русского галериста в бедном русском городе устраивает выставку бедного русского современного искусства". Кавычки закрываются - акция продолжается. Хорошая, черт возьми.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

ТЕАТР

ГОРОДСКАЯ СРЕДА

МУЗЫКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;