Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7652) 9-15 октября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияБедность паче гордостиВ Перми открывается Музей современного искусства КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКАФедор РОМЕР Пермь - Москва
Пермь - столица Прикамья, еще недавно "Культурная столица Поволжья" (победитель одноименного фестиваля, проходившего раз в году), один из самых процветающих городов России - оказалась в эпицентре отечественных музейных мелодрам. То у нас тут Третьяковку на Крымском Валу грозятся снести, то Эрмитаж никак не может "разрулить" ситуацию с авторами реконструкции Генштаба. А вот и Пермская художественная галерея (государственный музей с образцовой коллекцией) тщетно ищет место для переезда - бывший кафедральный собор, в котором она квартирует, передан РПЦ, а проект нового здания, победивший в международном конкурсе, практически неосуществим. Но зато инициатор этого конкурса сенатор Сергей Гордеев, представляющий в Совете Федерации администрацию Пермского края, нашел другую игрушку - Государственный музей современного искусства. Тут все пока складывается складно и успешно. Вот почему. Через здание галереи с классическим искусством и уникальной пермской деревянной скульптурой должна была по плану проходить транспортная железнодорожная магистраль. Отцы города схватились за голову, пожевали галстуки и сказали (пока): "Нет". Но зато отдали сенатору для удовлетворения его меценатских нужд заброшенное здание Речного вокзала. Хоть это и памятник архитектуры, монструозно совмещающий в себе ошметки конструктивизма и торжество сталинского ампира (построен по проекту Алексея Гринберга в 1940 году), но совсем запущен. Однако его слепые окна глядят на безбрежные просторы Камы. Сенатор Гордеев оценил панораму и решил, отремонтировав хотя бы внутренние помещения, именно здесь организовать Музей современного искусства - в пику музею искусства традиционного, обреченного на бомжевание. Оно понятно - музеям contemporary art во всем мире организаторы ищут самые гадкие места, при этом говоря о непреходящей ценности экспозиции. И вот будущий (повторяю, будущий!) музей открылся выставкой "Русское бедное", подготовленной столичным галеристом Маратом Гельманом (автор проекта - все тот же Сергей Гордеев). А здесь требуются еще дополнительные комментарии.
Сама по себе выставка блистательна. И уникальна. Хотя бы оттого, что в той же Москве не нашлось бы столько места для техноемкого хлама, как в Перми. Тут экспозиция занимает два очень больших этажа Речного вокзала. А также газоны перед ним, которые заняли деревянная инсталляция Николая Полисского "Границы империи" (комичные орлы на многометровых грубо отесанных столбах) и указатель, отмеривающий расстояние до крупнейших музеев мира, от концептуалиста-ерника Юрия Альберта. Выставку обещают показать в Петербурге, Милане и Нью-Йорке. Но там не найти такого упоительного, громадного и дикого в широте своей пространства. И не найти столько денег, поскольку этот, как было сказано, хлам (тут придется взять слово в кавычки - "хлам") необычайно затратен. Представьте, сколько финансовых и физических усилий стоило приложить, чтобы вкопать помянутые столбы Полисского и его соратников из калужской деревни Никола-Ленивец (а ребята приехали в Пермь)! Чтобы шел ретро-видеофильм в глиняном "Психоделическом фургоне" Александра Бродского с игрушечными зрителями внутри. Чтобы не сломалась конструкция "Стыковка" Алексея Каллимы, собранная из сигаретных пачек "Союз-Аполлон" и самих сигарет. Идея "Русского бедного", как понятно уже из описанных работ (а их там более сотни от почти сорока десятков авторов), о том, что сегодняшнее отечественное искусство сознательно пытается играть в свою ущербность. Материалы - дерево, резина, поролон, глина, помоечный мусор, уголь, скотч, деревянные детские шкафчики... Даже перечислять противно. Но при этом это "бедное" искусство очень трудоемко и очень эффектно. Я бы сказал, что здание Речного вокзала в Перми (после декоративной реставрации) уступает в качестве и витальности объектам с размещенной в нем выставки. Ну и вот вам финальный комментарий. "Бедный русский сенатор при помощи бедного русского галериста в бедном русском городе устраивает выставку бедного русского современного искусства". Кавычки закрываются - акция продолжается. Хорошая, черт возьми. Также в рубрике:
|