Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7663) 25 декабря -14 января 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНовогодний тоталитаризмКИНОСветлана ХОХРЯКОВА "Стиляги" Валерия Тодоровского
Выходу этого фильма в прокат предшествовала беспрецедентная премьера в нескольких залах столичного кинотеатра "Октябрь". Привычные VIP-персоны неожиданно стали не вполне таковыми. Михаила Пореченкова отправили на балкон, а Лариса Долина и участники проекта - продюсер Леонид Ярмольник, актеры Сергей Гармаш и Ирина Розанова сидели на полу. Лучшие места достались представителям власти и бизнес-элиты. На парадной лестнице установили розовый "Кадиллак", возле которого танцевали "чуваки" и "чувихи" в модном прикиде а-ля эпоха стиляг. Валерий Тодоровский давно мечтал снять мюзикл. И вот представился случай, нашлись средства, и команду собрали, и быть бы фильму "Буги на костях" еще год назад, но непредвиденные обстоятельства притормозили работу. Чтобы не растерять съемочную группу Валерий Тодоровский снял в промежутке "Тиски" - молодежный фильм о вреде наркотиков. И вот теперь выходят "Стиляги" - о молодых 1955 года, свободных девушках и парнях, контрастирующих с унылыми советскими буднями своим образом жизни, брюками-дудочками, яркими пиджаками и платьями, словно с обложек иноземных журналов. Цель постановщиков - создать яркое зрелище. И она достигнута. Все легкомысленно, пестро и музыкально. Но вот большего не надо требовать. Не надо даже пытаться искать того, что некогда было в пьесе Виктора Славкина "Взрослая дочь молодого человека", поставленной Анатолием Васильевым, ничего, что было в книге Славкина "Памятник неизвестному стиляге" 1996 года. К мюзиклу вообще было бы странно предъявлять какие-то претензии по поводу отсутствия серьезных мотивов. На то он и мюзикл, чтобы развлекать. У него свои клише и традиции, которых у нас практически нет. Тодоровский попробовал, за это честь ему и хвала. На экране строгие комсомольцы и комсомолки ведут борьбу со стилягами, устраивают облавы, чтобы искоренить болезнь на корню. Но мир стиляг оказывается притягательным, как притягательны носительницы этого чуждого советскому человеку мира. Встреча с одной из них - Полли-Пользой в облике Оксаны Акиньшиной - способна изменить судьбу примерного комсомольца Мэлса (аббревиатура - Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин). И вот уже он сам хиляет по Броду, слушает музыку с рентгеновских снимков, заменявших пластинки. Не джаз и не Пресли звучат с экрана, а музыка тех, кто мог бы по возрасту быть детьми стиляг: "Скованные одной цепью", "Я то, что надо", тоже уже в сущности ретро. Запели Сергей Гармаш и Александр Горбунов, Олег Янковский затанцевал, продемонстрировав актерский класс. Отшито множество а-ля винтажных платьев, от которых исходит аромат новодела. Нам в очередной раз попытались продемонстрировать некий советский гламур, прекрасное, безоблачное "далеко". Смотри - отдыхай. А стиляги с их атрибутикой - всего лишь антураж. Возможно, он даже станет модным. "Стиляги", кстати, 22 декабря открыли в кинотеатре "Художественный" фестиваль "Кино и мода". Выходу картины предшествовало и издание книги "Стиляги", куда вошла киноповесть сценариста картины Юрия Короткова и исследование Георгия Литвинова "Как это было", где своими воспоминаниями поделились бывшие стиляги - саксофонист Алексей Козлов, композитор Виктор Лебедев и другие. Юрий Коротков в частности написал, что этот фильм о возможности быть свободным в условиях несвободы, что свобода в условиях несвободы - это внутренняя свобода, сохранение себя при любом проявлении приспособленчества снаружи. Наверное, об этом он действительно писал, но намерения сценариста не всегда совпадают с представлениями режиссера. Даже если режиссер - профессионал, но излишнее знание законов рынка и потребностей населения может поколебать любые внутренние представления. 25 декабря в Бродильном (Брод - тут существенное обстоятельство) цехе Винзавода откроется выставка "Время стиляг", где представят раритеты 50-х, включая костюмы. "Обитаемый остров" Федора Бондарчука
1 января 2009 года выходит в прокат первая часть дилогии, едва ли не самая амбициозная и дорогостоящая картина в российском кино (ее бюджет составил 36,5 миллиона долларов). Часть творческой группы уже отправилась на восток страны, чтобы начать работу по продвижению картины. В его основе - личностный подход, как было сказано продюсером проекта Александром Роднянским. Он уверен, что картина и без того амбициозная и массированная, чрезмерная реклама ей не нужна, а сама формулировка "бокс-офис русского уик-энда" - полный идиотизм и трагедия отечественного кинопроизводства. Кое-кто потирает руки, пытаясь просчитать, кто победит: Бондарчук или Тодоровский, бюджет у которого вполовину меньше. Снимали "Обитаемый остров" как фильм с активным социальным смыслом, но к политическому высказыванию и экологическому предупреждению не стремились, как не делали и антиутопии. Четыре года писался сценарий (над "Стилягами" работали те же четыре года) вначале Эдуардом Володарским, а потом пригласили Марину и Сергея Дяченко, которые и адаптировали роман братьев Стругацких "Обитаемый остров" для киноверсии Бондарчука. Стругацкие написали роман на исходе шестидесятых. Тогда история двадцатилетнего студента-землянина образца 2157 года, оказавшегося на галактических просторах, в эпохе давно забытого на Земле тоталитаризма, воспринималась как откровение и пророчество. Фантастическое повествование рождало злободневные ассоциации. Времена меняются, а интерес к прозе Стругацких не иссякает. Не так давно Константин Лопушанский экранизировал "Гадких лебедей", Алексей Герман закончил работу над своим многолетним проектом "Трудно быть богом". Если перечитать "Обитаемый остров", то тут же обнаружишь во многом бережное отношение Федора Бондарчука и его команды к первоисточнику. Но сама природа современного блокбастера, на первый взгляд, располагающая к воссозданию галактических миров, в чем-то оказывается для такого рода произведения губительной, не давая возможности погружения в глубину материала. Главный герой фильма Максим, роль которого исполнил дебютант в кино Василий Степанов, пожалуй, излишне красив: идеальный человек свободного мира, но уж слишком сладок. Поначалу все то, что мы видим на экране производит впечатление компьютерного пространства, населенного монстрами и нечистью, это что-то холодное и не имеющее к нам и нашим чувствам никакого отношения. Но стоит только появиться на экране выродкам, многие из которых у Бондарчука идут вразрез тому, что предлагают нам Стругацкие, как тут же зрелище начинает захватывать и вызывать живой отклик. Да и выбор на роль Рады молодой актрисы Юлии Снегирь, чья внешность на экране не подпадает под стереотипы (она не фотомодель, но живое существо), оправдан, тут же возникает ответная реакция. Работа проделана колоссальная. Привлечены специалисты и мастера своего дела в утрачиваемых нашим кинематографом профессиях. Но ощущение воспроизведенного при помощи компьютера мира не покидает. Кстати, это чувство не покидало и на "Стилягах", где тоже трудно было воссоздать среду. Максим - конечно, не стиляга, но априори иной, как пришелец из космоса. Он и одевается не так, как принято на планете Саракш, и мыслит без стереотипов. Он - индивидуальность по определению, но индивидуальности не лишены ни инопланетная его возлюбленная Рада, ни ее брат Гай. Сама по себе несвобода не может убить живой ум и чувства. Скорее она спровоцирует то, что нежелательно в системе подавления. Может быть, по этой причине куда больше свободы и тепла ощущаешь в молодых героях с планеты Саракш, нежели в родном нам по духу землянине. Вторая часть "Обитаемого острова" выйдет в прокат не в октябре, как планировалось, а в апреле. Также в рубрике:
|