Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7663) 25 декабря -14 января 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноОладьи для бездомных"Сталкер": "Хранить вечно" Глеба Панфилова и другие картины Светлана ХОХРЯКОВА
XIV Международный фестиваль фильмов о правах человека "Сталкер" подвел итоги кинематографического года, показав почти все заметные картины последнего времени, отвечающие избранному фестивалем направлению. Семь лет назад "Сталкер" открывала новая версия фильма Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья". Теперь в конкурсе была представлена двухчасовая картина "Хранить вечно" по роману Александра Солженицына "В круге первом". Не так давно на телеэкранах прошел восьмисерийный телефильм Глеба Панфилова по этому роману, а на "Сталкере" мы увидели киноверсию этой ленты. Как было сказано, предназначена она для зарубежного проката, и в тот день, когда состоялся ее показ на фестивале в Москве, где ее представляли Инна Чурикова, Евгений Миронов и Роман Мадянов, в Лондоне Глеб Панфилов с Ольгой Дроздовой и Дмитрием Певцовым участвовали в презентации фильма перед зарубежной публикой. В то время, когда "Именем России", того и гляди, станет Иосиф Сталин по рейтингу телезрителей, проводимому каналом "Россия", Панфилов снял не оставляющий сомнений в том, кто есть кто, фильм о сталинском режиме и людях, совершавших нравственный выбор в тех немыслимых условиях, ставя на карту все - собственную жизнь и благополучие близких. И если в телеверсии главным героем стал Глеб Нержин, роль которого сыграл Евгений Миронов, то в киноварианте это прежде всего история советского дипломата Иннокентия Володина в исполнении Дмитрия Певцова, который пытается сообщить в американское посольство секретную информацию, а потом будет заживо заколочен в гроб и сожжен. Линия жизни именно этого героя и ее страшный финал производят на зрителя сильнейшее впечатление. Все остальные сюжетные ответвления побочны, они создают фон тому, что произошло с Володиным. Панфилов, как это ни высокопарно звучит, исполнил свой гражданский долг, еще раз доказал, что он большой и масштабный художник. "Хранить вечно" - это надпись на штампе, который проставляли на архивных папках с личными делами такого рода. Ко многим из них доступ открылся только в последние годы. И хотя покровы сняты, художественная убедительность новой картины еще раз заставила вздрогнуть от того исторического груза, что мы имеем. Документальная картина "Алеша", снятая эстонским режиссером Меелисом Муху, запечатлела всю правду о событиях, происходивших совсем недавно вокруг бронзового солдата Алеши в Таллине. Для кого-то он - символ советской оккупации и рабства, символ сталинских репрессий, а для русскоязычного населения Эстонии - символ России. Люди собирались у памятника с разными целями, и, собственно, памятник как таковой иной раз был не важен, использовали прилегающую к нему территорию для ритуалов. "Алешу" обливали красной краской, потом синей, а городские службы очищали. Его засаживали целым полем цветов, а потом эти цветы охапками выгребали. Далее последовали столкновения с полицией, уличные беспорядки, погром магазинов и демонтаж памятника по решению эстонского правительства - знакомые нам по телерепортажам события. Но, как выяснилось, видели мы далеко не все. Свое мнение о происходящем высказывают в фильме и эстонцы, и русские, прибывшие как туристы, и коренные жители, ветераны и молодежь. Приезжали к памятнику молодые русские парни, вели себя неуважительно, грозили Эстонии Путиным, тем самым только усугубляя негативные настроения со стороны части эстонцев. Памятник перенесли из центра города на военное кладбище, и теперь кто-то из ветеранов доволен (ведь здесь так хорошо и покойно, в центре города так не соберешься и не выпьешь фронтовые сто грамм), а кто-то остается непримирим. "Алеша" - лишь повод для выяснения нерешенных вопросов, а глобально проблема взаимоотношений русских и эстонцев так и висит в воздухе. Меелис Муху оказался талантливым документалистом, страстным и объективным. Он пытается докопаться до сути проблемы, не впадая в крайности, и запечатленная им реальность проливает свет на многие события, разгоравшиеся в дни борьбы с памятником. Он с равным уважением относится ко всем мнениям, и его документальная правда, лишенная тенденциозности, отражает все то, что происходило. И это документ на века. Документальная лента Ирины Волковой "Внутри" рассказывает о жизни травмпункта для бомжей. К людям без определенного места жительства отношение однозначное. Они по разным причинам оказались за чертой нормальной жизни, и в глазах общества - не люди. Рассчитывать на сострадание им не приходится. Но сюда, в этот медицинский пункт, они приходят, как люди, и получают не только медицинскую помощь, но и порцию человеческого участия. Положение у этих несчастных пиковое. Кто-то снимает валенки - и пальцы на его ногах отваливаются от обморожения. Но никаких ужасов на экране мы не увидим. Режиссер проявляет деликатность. Лиц многих пациентов не показывают, только тела, ноги. Врачи беседуют со своими пациентами о жизни. Доктор печет оладьи, на которые приходят бездомные подростки. Это очень человеколюбивая картина, и врачи, которые помогают изгоям общества, - настоящие подвижники и философы, иначе не было бы этой точки на земле, где сирые и убогие могут найти поддержку и понимание. Тофик Шахвердиев в фильме "Мир простодушных" рассказал о людях с синдромом Дауна. Они разные, часто одаренные люди. Пишут стихи, выходят на сцену театра под руководством Игоря Неупокоева. Кто-то мечтает стать монахиней или продавать свечки в церкви. А их часто батюшки на церковный порог не пускают. Между тем никто не застрахован от беды, у любого здорового человека может родиться ребенок с синдромом Дауна. Но есть на земле подвижники, готовые оказать внимание, проявить участие к этим людям, самым беззащитным и как никто нуждающимся в заботе. Лилия Вьюгина своим фильмом "Деревня "дураков" лишний раз доказала, что и на телевидении могут быть сделаны не бездарные поделки, но настоящее кино. Ее картину показали на "Первом канале", после чего откликнулся Владимир Спиваков, оказал помощь больным, живущим в деревне Светлана близ Старой Ладоги. Это люди с нарушениями физического и умственного развития, которые обречены сидеть дома или в специнтернатах. А здесь, в этой деревне, построенной в 1994 году норвежцами, они чувствуют себя нормальными, полноценными людьми. Сами пекут хлеб, готовят еду, работают на ферме, в столярной мастерской и на сыроварне. Среди волонтеров, которые помогают освоиться в жизни, в основном иностранцы - немцы, американцы, швейцарец, англичанка. И это жизнь не на один год, а на целое десятилетие. Люди хотят быть полезны кому-то. У нас подобный инстинкт развит слабо. Владимир Спиваков отправил в Светлану целый грузовик с продуктами, музыкальные инструменты, ведь жители деревни занимаются самыми разными видами творчества, устраивают концерты. К Спивакову присоединились Гергиев и Венгеров. Всего один телепоказ может сделать многое, чего не дождется документальная лента, не имеющая выхода на телеэкран. Участие в "Сталкере" тоже имеет резонанс, и фестиваль этот ценен более всего своими документальными программами, поскольку у документалистов гораздо более скудные возможности выхода на массовую аудиторию. Также в рубрике:
|