Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7663) 25 декабря -14 января 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаШубертиада, или 180 лет спустя"Домашняя война" и другие опусы от Геннадия Рождественского Евгения КРИВИЦКАЯ
Среди филармонических абонементов концерты Геннадия Рождественского всегда занимают особое место. Необычность программ, оригинальность интерпретаций, особая атмосфера в зале - вот, чем всегда привлекает Рождественский. Кажется, что для него концерт - это еще одна форма бытия, причем, возможно, самая важная. Комментируя программы, он остроумен, обаятелен: разыгрывается небольшой, но невероятно яркий спектакль, и еще до того как прозвучали первые звуки, публика бывает покорена темпераментом и интеллектом Рождественского. Так было и в этот раз, на цикле концертов, посвященных 180-летию со дня смерти Франца Шуберта. Во вступительном слове к первому вечеру маэстро объяснил, что сделал акцент на духовном и оперном наследии Шуберта, так как оно наименее известно в России. Остальные опусы, вошедшие в абонемент, - оркестровые увертюры, предварявшие мессы в первых двух программах, музыкальные посвящения Шуберту - от Листа, Брамса до авангардистов XX века, Шёнберга, Берио в заключительном концерте - создали емкий контекст. Мессы Шуберта оказались изумительной по красоте музыкой, открывающей совсем иного Шуберта. Особых слов заслуживает "Немецкая месса": вместо канонического латинского текста Шуберт взял поэтические строфы из сборника "Духовных песен для святого причастия", и красочные образы ("Славен господь в небесах! Сияет армада сверкающих звезд...") вдохновили композитора на создание чистых и возвышенных мелодий. Восемь частей мессы выдержаны в песенном ключе и, по сути, мало контрастируют друг с другом. С точки зрения литургической практики, когда песнопения звучали не подряд, а рассредоточено во время богослужения, это не является недостатком, но в концертном исполнении единообразие музыки может и наскучить. Этого не произошло благодаря прекрасному исполнению хора и духовой группы Госкапеллы России (руководитель Валерий Полянский), к которым присоединились контрабас, литавры и орган. Ангельское звучание голосов - выстроенное, мягкое - было поддержано аккуратным ансамблем духовых, тембрально хорошо сочетавшихся с голосами. В меньшей степени соответствовали шубертовскому стилю солисты, участвовавшие в мессах № 1, 3 и 4. Судя по всему, для наших вокалистов разницы между стилем раннего и позднего романтизма нет никакой, и шубертовская духовная lied звучала почти с веристской экспансивностью. Центром "шубертиад" стало концертное исполнение оперы "Заговорщики, или Домашняя война". В ней жены решают "наказать" холодностью и равнодушием своих мужей, долго пропадающих на войне. Однако мужья, узнав о заговоре, организуют ответную интригу. В опере много симпатичных дуэтов, где влюбленные пары выясняют отношения, и в конце концов все завершается хеппи-эндом. Хотя оперное наследие Шуберта оценивается весьма критично, данный опус имеет репутацию лучшего и совершенного творения Шуберта в жанре комической оперы. Рождественский предложил свою версию прочтения сюжета, порядком "взбаламутив" артистов и публику. Произносил небольшие, "объясняющего" характера реплики между номерами, придумал различные "репризы" для солистов и, наконец, блестяще поставил поклоны, аранжировав в эстрадном стиле музыку финального хора. Все это по-хорошему напомнило лучшие традиции Камерного музыкального театра Бориса Покровского, с которым много работал Рождественский. Что касается собственно исполнения, то в целом оно получилось более цельным, чем мессы. Были приведены к "единому знаменателю" манера игры оркестра, пение хора и солистов, которые, позабыв о патетической вибрации, запели легко, собранно, заботясь не только о чистой интонации, но и об артикуляции текста. Госкапелла выставила на главные партии постоянных своих солистов. Можно отметить яркие работы Олега Долгова (Астольф) и Ольги Ермаковой (Елена), Александра Киселева (Граф) и Анны Пеговой (Графиня). Хотя у Пеговой, судя по ее выступлениям в этом сезоне, пока есть очевидные технологические проблемы, в частности - неровность диапазона: ее голос "проваливается" в нижней тесситуре и на фоне оркестра - сколь бы деликатно ни аккомпанировал Рождественский, - просто плохо слышен. Из приглашенных солистов запомнились сопрано Ирина Машкова (Изела) и солист ГАБТа, тенор Александр Захаров (Удолин). По сюжету они изображали пару влюбленных слуг, и баланс между комическим и лирическим амплуа получился удачным. Кстати, Госкапелла подготовила русский эквиритмичный перевод, и можно было уследить со всеми подробностями за перипетиями "Домашней войны". Открытие забытого шедевра состоялось, и теперь дело за театрами, которым давно пора энергичнее приняться за "оживление" репертуара подобными очаровательными вещицами. Также в рубрике:
|