Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7663) 25 декабря -14 января 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираРождество с сарацинамиВозобновление "Раймонды" в Парижской Опере Екатерина БЕЛЯЕВА
В этом сезоне французы практически обходятся и без белой, и без трехактной классики - руководитель балета Парижской Оперы Брижит Лефевр так устроила, что костяк репертуара труппы составляют современные спектакли. Нет ни "Лебединого", ни "Спящей красавицы", ни "Щелкунчика", ни "Дон Кихота", ни "Жизели", ни "Сильфиды". Единственный из балетов наследия, который присутствует, - это "Раймонда" в постановке Рудольфа Нуреева. Напомню, что "виновником" появления этого чисто петербургского названия в репертуаре нескольких европейских и американских театров, а также одного австралийского театра, был как раз Нуреев. Первую свою "Раймонду" он поставил в Королевском балете Великобритании в 1964 году для себя и Марго Фонтейн (то был знаменитый выезд театра на фестиваль в Сполето), но балерина не смогла станцевать премьеру, поскольку уехала в Лондон, получив информацию о ранении мужа, и ее заменила в последний момент другая танцовщица. Вскоре Нуреев изготовил новую версию для Австралийского балета, а потом для Цюрихского балета. В Цюрихе он танцевал в паре с Марсией Хайде, одной из самых ярких звезд семидесятых, в репертуаре которой не хватало как раз такой мощной женской роли, как Раймонда. Для цюрихской постановки хореограф сотрудничал с греческим художником Николасом Георгиадисом, который стал постоянным соавтором Нуреева, а до него не менее тесно работавшим с Кеннетом МакМилланом. Эта постановка была перенесена в Американский балетный театр для Синтии Грегори, а в 1983 году в обновленном виде "Раймонда" была представлена в Пале Гарнье. Премьеру танцевали Элизабет Платель и Шарль Жюд. Раздумывая над постановкой, Нуреев опирался на тот спектакль, который он хорошо знал по Кировскому театру, то есть на редакцию Константина Сергеева. Оттуда был взял каркас - порядок выходов, мизансцены, основные танцы главных героев и сама история. Но все вариации Нуреев сильно усложнил - "лишние" танцы получила Раймонда, много новых связок и мини-монологов появилось у друзей Раймонды Генриетты, Клеманс, Бернара и Беранже, однако самой сильной переделке подверглась роль сарацинского рыцаря Абдерахмана. Как только Нуреев брался за азиатского персонажа, моментально проявлялась его татарская страсть к восточным танцам и вообще ко всему восточному. Сарацину пришлось облачиться в бархатные обвисающие панталоны a la хан Гирей из "Бахчисарайского фонтана", а его слугам - носить за собой шелковый шатер, чтобы при случае развернуть его в натуральную величину перед французами. Пытаясь произвести впечатление на Раймонду, восточный рыцарь велит раскидывать шатер, а зрители должны все это время терпеливо ждать перемены декорации. Для создания танца-монолога Абдерахмана Нуреев обратился к "опыту поколений" - собрал по нитке из разных известных ему восточных танцев отдельные па (особенно много хватил у Фокина, то есть у Золотого раба Зобеиды), а затем разбавил их валяниями и катаниями по земле собственного изготовления. Танец в результате получился крайне нелепый, но сложный физически и в меру экзотичный. В добавление к татарской пышности танцев Нуреева, Георгиадис не пожалел темного черненого золота и бронзы в оформлении покоев, где живут Раймонда и ее тетя графиня Де Дорис, и столько же для отделки придворных костюмов. Кроме прочего, Нуреев ввел в балет сцену средневекового турнира между рыцарями: были изготовлены покрытые флагами киношные кони, Де Бриен и Абдерахман садятся на них, берут двухметровые копья, сходятся, расходятся и наконец спешиваются, чтобы продолжить поединок на земле. Сегодня эти кони-пони смотрятся наивно и смешно, но тем, кто видел "Баядерку" в Мариинском театре с ее знаменитым деревянным слоном Солора, задрапированным в бархат, понятно, почему Нурееву понадобилась эта бутафорская роскошь. Это великолепие императорского театра, даже в советском его преломлении, которое застал Нуреев в Ленинграде, запало ему в душу, и он, так и не освоившись в европейском минимализме, сильно ностальгировал и при случае обставлялся красивыми большими вещами и дома, и в театре, когда ему представлялась возможность продумывать дизайн той или иной постановки. "Вы, конечно, читали о рыцарских турнирах в книжках или разглядывали средневековые гобелены в Музее Клюни, - думал Нуреев, - а в Парижской Опере увидите все это на сцене, с моей легкой руки". Несмотря на аляповатость большинства совместных опусов хореографа и художника, французские артисты и зрители продукцию Нуреева - Георгиадиса обожают: относятся к ней, как к "алмазному фонду" национального балета. В этом году масла в огонь страстей подлил тот факт, что "Раймонда" стала единственным полнометражным классическим балетом, который идет в Опере. Оттащить артистов от "Раймонды" можно было только одним способом - пообещав роль в балетах Бежара, которые идут в то же самое время в Опера Бастий (репортаж с премьеры "Посвящение Бежару" читайте в одном из следующих номеров). Этуали разделились на две группы - одни выбрали Нуреева, другие Бежара. Главная Раймонда - Мари-Аньес Жилло, за ней (а не перед ней, как раньше) Аньес Летестю, потом Доротее Жильбер, следом - Орели Дюпон и Эмили Козетт. Два спектакля в конце месяца достанутся нашей Марии Александровой - лучшей Раймонде Большого театра. Жилло - главная, потому что она открывает цикл "Раймонд" и потому, что ее выступление будет транслироваться на всю страну (25 декабря на канале France 3). Раймонда эта очень холодная, заколдованная, почти миссионерка. Случайная гостья в гедонистической Венгрии, инопланетянка на чужом пиру. Она упоена танцем как верой, ничего не замечает вокруг и вызывает благоговение. Что ж, имеет право. Летестю, как обычно, полна собственного достоинства и даже гордыни, подает себя уверенно, по-царски. Ее Раймонда задает медленные темпы, но установленным чинно-мерным правилам сама следует неукоснительно и этим завоевывает сердца поклонников. Она истинная дама, которая выходит на суд публики во всеоружии, то есть ни одна из ее поз и проходок не может быть некрасивой и несовершенной, и настоящая балерина-этуаль, танец которой безупречен (хотя и со специфическими темпами, о которых сказано выше). Абсолютный контраст этим Снежным королевам являет молоденькая Доротее Жильбер, которая вступила на дорогу прим совсем недавно и еще не обросла величием. Ее сила в виртуозной технике, которая и открыла ей зеленый свет в стан балерин. Кроме техники, она обладает жгучим южным темпераментом, поскольку родилась в Тулузе (интервью с Жильбер читайте в "Культуре" № 41 от 23 октября 2008 года). Этой Раймонде интересно все, что происходит вокруг нее, - игры с приятелями, ухаживания сарацина, свадьба с Де Бриеном, интрига между мужчинами за право обладания прекрасной дамой и сознание того, что дама, за которую идет борьба, - она сама. Пожалуй, Жильбер нарушает парижскую традицию Раймонд-недотрог, этаких хрустальных королев. Она - единственная, кто не вмешивался в ход музыки и предоставляет дирижеру Кевину Родесу сыграть не балет Глазунова, а все-таки партитуру балета Глазунова, что становится приятной неожиданностью. Перегнать эту южную девушку в темпах, а может, и в технике под силу только одной балерине - нашей Александровой. Она приедет и сделает это. "Раймонду" покажут и в канун Рождества, и под Новый год, и не сомневаюсь, что из сотни способов провести праздничный вечер в Париже зрители выберут именно поход на уникальный трехактный классический балет в Пале Гарнье. И они не прогадают. Также в рубрике:
|