Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7676) 2-8 апреля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяИ жизнь, и слезы, и театрВ столице отметили профессиональный актерский праздник МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРАДмитрий ЕРУСАЛИМСКИЙ
Гимн артисту 27 марта как Международный день театра отмечается странами - членами МИТа (Международного института театра) с 1961 года. Так что одной из идей прошедшего в ЦДА вечера "С днем рождения, театр!" было показать, как искусство помогает разным странам находить общий язык. Открывал вечер "антикризисный" ролик, представленный кинодраматургом Аркадием Ининым как "черновик" капустника по случаю церемонии вручения премии "Ника", которая состоится 3 апреля. Состоял ролик из забавно озвученных отрывков из фильмов, телевизионных сюжетов и кадров из реклам. Зрителей поздравляли представители посольств Швейцарии, Германии, Греции и гости из других стран, появившиеся на сцене под звуки песни "Если бы парни всей земли". Для укрепления дружбы народов организаторами было сделано многое. Артист Театра сатиры Алексей Колган и концертмейстер Инна Москвина прекрасно исполнили известные песни на армянском, украинском, грузинском, польском и других языках. И совершенно особая атмосфера возникла в зале, когда показали запись, на которой Маргарита Эскина говорила, что праздновать Международный день театра нужно именно как международный - с участием звезд советского кинематографа, в какой бы стране они сейчас ни находились. В представлении, анонсированном как "Веселая театральная фантазия по произведениям Булгакова, Чехова, Шиллера, Радзинского", сквозь шутки и пародии проступали настоящие философские темы. Сцены, изображавшие мечтательных актрис, высокомерных билетеров и восторженных зрителей, сменялись серьезными: со сцены прозвучали монолог Нины Заречной из "Чайки" в исполнении Светланы Коркошко, отрывок из пьесы Э.Радзинского "Снимается кино" - о Саре Бернар, в 55 лет сыгравшей 18-летнюю Жанну Д'Арк. "Дом актера до сих пор потрясен уходом Маргариты Александровны Эскиной, - рассказывает режиссер Ирина Хуциева, одна из организаторов вечера, - поэтому хотелось сделать не просто веселый капустник".
Отметил, что этот праздник не был похож ни на один из предыдущих, артист Юрий Васильев: "Это всегда было доброе хулиганство по поводу московских театров, вообще театральной жизни... Но впервые мы попробовали соединить все - и шутку, и серьез". Десять стрел на десяти ветрах По традиции в Международный день театра Благотворительный фонд Олега Табакова в четырнадцатый раз вручил свою ежегодную премию. Премию, носящую характер "легкомысленной и персональной", которой Табаков отмечает не только актеров и режиссеров, но и музыкантов, педагогов, искусствоведов, оговаривая, что это "не награда, а удивление перед радостью, которую я испытал". Лауреатов оказалось довольно много. Целых четыре номинации на счету у прошлогодней МХТовской премьеры "Конек-Горбунок". Режиссер Евгений Писарев награжден "за режиссерское дарование в сотворении музыкального спектакля, обращенного в равной степени взрослым и детям", сценограф Зиновий Марголин - "за талантливое решение сценического образа спектакля и остроумное использование новых возможностей основной сцены МХТ имени Чехова". Сергей Чекрыжов и Алексей Кортнев отмечены "за создание музыки и поэтических текстов к спектаклю", а компания артистов - Игорь Хрипунов, Эдуард Чекмазов, Сергей Беляев, Сергей Медведев, Аркадий Киселев и Ирина Пегова - "за прекрасное чувство партнерства, за лидерство в ансамбле спектакля". В число номинантов попали и еще два спектакля МХТ - "Киже" (режиссера Кирилла Серебренникова наградили "за творческий сочинительский характер режиссуры в спектакле, за способность творить вторую, сценическую реальность на материале прозаического произведения") и "Крейцерова соната" (актер Михаил Пореченков получил премию "за прорыв в глубину прозы Льва Толстого, за актерское достижение в области психологического театра"). А спектакль "Табакерки" "Старший сын", точнее, его творческая группа - режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина, актеры Сергей Сосновский и Юрий Чурсин - награждена "за глубину и свежесть нового художественного прочтения замечательной пьесы Вампилова". Еще три номинации пришли из другой "оперы". Искусствовед Анаит Оганесян получила премию "за подготовку и составление книги-альбома Олега Шейнциса "Зачем нужен художник". Автор телевизионной программы "Умницы и умники" Юрий Вяземский награжден "за создание уникального многолетнего телевизионного цикла, обращенного к подрастающему поколению страны". А кинорежиссер Михаил Калатозишвили, снявший фильм "Дикое поле", получил награду "за художественно-смысловой прорыв в современной российской
кинематографии". В дружеской компании На экране в стремительном ритме замелькали знаковые реалии перестроечных лет: слетающие с пьедесталов недавние кумиры и бурные демократические съезды, толпы демонстрантов и штурм Белого дома... А по контрасту с этими кадрами - фрагменты из спектаклей Театра "Школа современной пьесы", родившегося, казалось бы, совсем не ко времени, но при этом очень вовремя. В годы, когда негатив и "чернуха" преобладали как в жизни, так и в искусстве, на этих подмостках зрителям предлагали увидеть хоть какой-то позитив и в дне сегодняшнем. Потому, несмотря на разговоры об отсутствии современных пьес, здесь упорно искали и находили новых авторов, среди которых ныне значатся Семен Злотников и Евгений Гришковец, Людмила Улицкая и Борис Акунин, Вадим Жук и Григорий Остер. А также вопреки моде на развенчание всех и всяческих авторитетов делали ставку на яркую актерскую личность, призывая в свои ряды Марию Миронову и Михаила Глузского, Любовь Полищук и Евгения Дворжецкого. В день юбилея они снова были в театре, правда, уже только на экране. В разные годы в "Школе современной пьесы" играли и играют: Алексей Петренко и Людмила Гурченко, Михаил Козаков и Ольга Остроумова, Владимир Стеклов и Татьяна Васильева, Александр Филиппенко и Наталья Тенякова, Лев Дуров и Валентина Талызина, Анна Каменкова и Владимир Качан, Эммануил Виторган и Ольга Яковлева... Кто-то приходит на один спектакль, кто-то остается надолго. Однако мечта создателя театра Иосифа Райхельгауза о "легкой, озорной компании, где все ждут друг от друга неожиданных, разнообразных, но обязательно талантливых, выдающихся проявлений", явно воплотилась в реальность. Те же, кто поздравлял коллектив лично, не произносили официальных речей, а показывали любимые работы. Театр сам обозначил главные этапы своего двадцатилетнего пути, предъявив публике "парад звезд" во фрагментах из спектаклей. Так, в положившей всему начало постановке "Пришел мужчина к женщине" на сцену вышли Ирина Алферова и Альберт Филозов. Правда, недавно в театре создали уже новую версию, с другими исполнителями и декорациями, внеся в действие современные акценты и некий лирический мотив Пигмалиона и Галатеи, который особенно тонко и точно почувствовал Виктор Вержбицкий. Следующая же страничка истории словно подтвердила символичность официального рождения "Школы современной пьесы" в Международный день театра - 27 марта 1989 года. Дуэт Сергея Никитина и Альберта Филозова из искрометно импровизационного, изящно шутливого спектакля "А чой-то ты во фраке?" подчеркнул приверженность коллектива к яркой, многоликой театральности. И возможно, что "спорхнувшая" тогда с занавеса мхатовская чайка впоследствии подсказала Иосифу Райхельгаузу дерзкую идею создания трилогии на темы знаменитой пьесы. Уже в интерпретации оригинальной чеховской "Чайки" на площадке царствовала стихия игры. Затем появился ироничный детектив Бориса Акунина, расследующий возможные варианты убийства Треплева. Последняя же версия, созданная Александром Журбиным и Вадимом Жуком, и вовсе превратилась в азартное соревнование с каноническим текстом, представленное в жанре "классической оперетки". Откровенные переклички с чеховскими ситуациями и характерами прослеживаются и в спектакле "Русское варенье" по пьесе Людмилы Улицкой, хотя в повествовании о современном разрушении родовых гнезд больше жесткой иронии и даже сарказма. То, что наряду с современными пьесами в театре идут произведения Чехова и Ионеско, - с одной стороны, исключение из правила, а с другой - вполне понятная закономерность: ведь современно не то, что ограничено хронологическими рамками, а то, что точно попадает в настроение времени и касается каждого зрителя. Так, Сергей Юрский показал на вечере фрагмент из "Стульев" - абсурдистского трагифарса о людях, живущих фантазиями в своем замкнутом мирке. А пьеса Сергея Коковкина "Миссис Лев" в режиссуре Бориса Морозова перенесла зрителей в Ясную Поляну. При этом, конечно, верный своему названию театр по преимуществу обращается к сегодняшним реалиями, что подтвердили отрывки из спектаклей "Без зеркал", "Прекрасное лекарство от тоски", "Па-Де-Де", "Дом"... Одним же из самых запоминающихся эпизодов вечера стал этюд из "Записок русского путешественника" Евгения Гришковца, азартно разыгранный Василием Бочкаревым и Альбертом Филозовым, точно уловившим абсолютную естественность интонации и сиюминутность рождения мысли, а главное - моментально вовлекшим зрителей в импровизационную игру. Принцип импровизации присущ не только спектаклям, но и клубным вечерам, регулярно проводимым на этой сцене и посвященным поэзии или театральным байкам. Символично звучит и название ежегодного фестиваля памяти Окуджавы - "Я друзей созову..." Ведь именно принцип дружеской компании и лежит в основе Театра "Школа современной пьесы". Также в рубрике:
|