Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7676) 2-8 апреля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

ВЬЕНСАЙ ВАЛЬДЕС: Наши балетоманы ценят сексуальность

Екатерина БЕЛЯЕВА


В.Вальдес

В Мариинском театре закончился Международный балетный фестиваль, на который по традиции приезжали зарубежные гости для участия в спектаклях вместе с петербургскими артистами. Нынешний фестиваль имел в целом ярко выраженный американский оттенок, за одним лишь необычным исключением - впервые в Петербург приезжала балерина с Кубы, жителям которой въезд в Америку и общение с американскими гражданами категорически запрещен. Кубинские танцовщики приезжали и раньше на фестиваль, но только в качестве артистов-иммигрантов, выступающих за ту или иную европейскую или американскую компанию. Вьенсай ВАЛЬДЕС на Кубе родилась, получила балетное образование и танцует в Национальном балете Кубы. На фестивале "Мариинский" она танцевала в "Дон Кихоте" в паре с Леонидом Сарафановым. После спектакля удалось поговорить с балериной о ее карьере, о жизни на Кубе, об увлечениях кроме балета и впечатлениях от Петербурга.

- Неужели такое возможно в наше время, чтобы людям искусства не разрешали выезжать из страны без надзора ?

- Это только Америки касается, но не Куба чинит препятствия, а Америка не дает кубинцам визу ни при каких обстоятельствах. Лично я не могу жаловаться - изредка я все-таки выбираюсь на гала-концерты в Нью-Йорк. А другие не могут. У кубинского артиста есть возможность иммигрировать в Англию, допустим, но на родине эти люди будут считаться personae non gratae. У нас бесплатное образование, хорошее распределение на работу и всеобщая национальная любовь к балету, поэтому уезжать не многие хотят. Мне повезло с родителями, мой папа - посол. С детства наша семья путешествует по миру. Я только родилась, как семья отправилась в Лаос.

- То есть ваше имя неслучайно созвучно с азиатскими именами ?

- Вьенсай - это название целого района в Лаосе, где мы жили. Родителям показалось, что слово забавно звучит, и они дали его мне в качестве второго имени. Мне было три месяца, когда мы приехали в Лаос. Так получилось, что имя закрепилось, вытеснив мое основное кубинское имя.

- Каким образом вы оказались в центре балетной жизни? Путешествия вряд ли располагают к тщательному базовому образованию, тем более если речь идет о закрытом и основательном кубинском балете .

- Я была не очень здоровым ребенком. В какой-то момент папа, чья дипломатическая карьера складывалась удачно, решил, что меня лучше оставить в Гаване с бабушкой. Уже в раннем детстве врачи диагностировали мне астму, но посоветовали бороться с ней от противного. В шесть лет меня отдали в секцию художественной гимнастики, а в девять лет - в балетную школу. Было трудно сочетать серьезное лечение препаратами и физическую нагрузку, но такая терапия дала результаты - я практически переборола болезнь.

- То есть балет был для вас "лечением", а не призванием ?

- Нет, конечно. Я мечтала о балете, как любая кубинская девочка. У нас ведь танцуют абсолютно все - это в крови, форма не имеет никакого значения и не становится препятствием для занятий танцами. Я имею в виду традиционные латинские танцы. Но в балет может пойти только одна из сотни или тысячи девочек, так что я понимала, что вошла в сонм избранниц. Надо отдать должное государству - тебе дают элитарное образование, разрешают заниматься тем, что по-настоящему прекрасно, да еще и работой со стабильным заработком потом обеспечивают. В стране безработица, а ты беззаботно танцуешь. Нет, нет, я по-настоящему хотела стать балериной.

- И ваша карьера сразу складывалась успешно ?

- Пожалуй, да. У меня были очень сильные учителя и в Балетной школе Алехо Карпентье, и в Национальной школе искусств. Я работала с легендарной балериной прошлого Рамоной де Саа и другим талантливым педагогом - Миртой Хермидой. Экономический кризис, разразившийся в 1989 году, когда Советский Союз перестал поддерживать Кубу, сказался и на нас, балетных. Был голод, но мы во что бы то ни стало хотели учиться. На выпуске меня заметила Алисия Алонсо и пригласила в труппу Национального балета Кубы, хотя по возрастной категории я чуть-чуть недотягивала. Через год, а мне тогда едва исполнилось восемнадцать, я получила статус первой танцовщицы и право танцевать заглавные партии в "Дон Кихоте", "Жизели", "Лебедином озере". В 2001 году Алисия Алонсо возвела меня в ранг прима-балерин, которых у нас в театре по традиции бывает четыре.

- У каждой своя специфика, своя сфера влияния ?

- Не совсем так. Мы все считаемся универсальными, с диапазоном от "Лебединого озера" до "Корсара" и балетов на национальные темы, предполагающих хорошее владение пантомимой и навыками характерного танца. "Дон Кихот" - фирменный знак кубинского балета, его должны танцевать все. Но, конечно, по облику и темпераменту одна танцует чаще "Лебединое", другая - "Жизель", третья - "Спящую красавицу".

- Когда речь заходит о кубинских артистах, всегда вспоминаются ваши феноменальные умения - необыкновенное вращение у танцовщиков и апломб у балерин? Зрители до сих пор засекают время, отсчитывая секунды и даже минуты, которые балерина простоит на пальце без поддержки партнера ?

- Балет - консервативное искусство. Классика существует в замороженном режиме. И вкусы зрителей не меняются. Они ликуют, когда французы сверкают бризе, когда русские соблюдают красивые пор де бра, а от нас, кубинцев, ждут феноменального вращения. Зачем нарушать эти милые традиции. Вращению и устойчивости нас учат в школе, потом важно не растерять эти навыки в театре. Естественно, мы привыкаем к аплодисментам после искусно выполненных вращений или после того, как простоишь три минуты в арабеске без партнера во время вариации в "Дон Кихоте", но на Кубе эти трюки считаются проходными, так называемой обязательной программой. Гораздо больше кубинские балетоманы ценят страстность, темперамент и, не постесняюсь сказать, сексуальность артистов на сцене.

- А как же моральный облик гражданина социалистической Кубы ?

- С моралью все в порядке. Артисту, танцовщику, певцу позволено больше, чем обычному человеку. С этой стороны государство нас не контролирует.

- То есть вас все устраивает на Кубе ?

- В профессиональном плане - да, но очень трудно жить в ограниченном пространстве. Вот сейчас я приехала впервые в жизни в Петербург. Меня с трудом отпустили. Такому великому театру нельзя было отказать, но уверена, что порукой моей благонадежности был мой папа. По всему миру столько друзей, зовут участвовать в гала-концертах и спектаклях, но ты не принадлежишь сама себе. Вот это смущает.

- Это правда, что на Кубе только недавно разрешили жителям пользоваться Интернетом? А два года назад там не было ни одного интеренет-кафе ?

- Все это - реальность. С Интернетом до сих пор не налажено, никто этим не занимается и не приветствует. Официального запрета больше нет, но пользование Интернетом - дорогое удовольствие, не по карману беднякам. У меня есть электронная почта и страничка в Интернете, но это, скорее, редкость.

- Какой режим работы у Национального балетного театра Кубы? Спектакли играются ежедневно ?

- Два раза в неделю мы выступаем на главной сцене в Гаване, обычно эти выступления попадают на уик-энд. Остальное время репетируем. Много выступлений в провинции - каждый месяц ездим на гастроли по стране. Летом труппа едет за рубеж - самое сильное впечатление от гастролей в Париже в 2007 году, в Гран Пале.

- Вам нравится танцевать с разными партнерами, или вы любите кубинцев ?

- Если честно, то мне нравятся кубинцы. Мой любимый партнер - Карлос Акоста. Он давно уехал с Кубы и работает в Лондоне, но, когда мне выпадает случай танцевать с ним где-то, я чувствую, что вдвоем мы работаем во славу кубинского балета. И партнер он потрясающий.

- Что успели увидеть в Петербурге ?

- Я хотела посетить музей в Академии имени А.Я.Вагановой - взглянуть на личные вещи Вацлава Нижинского. Походить по залам, где занимались Анна Павлова, Тамара Карсавина. Мне устроили такую экскурсию, и я осуществила свою детскую мечту и просто счастлива.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;