Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7676) 2-8 апреля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВЬЕНСАЙ ВАЛЬДЕС: Наши балетоманы ценят сексуальностьЕкатерина БЕЛЯЕВА
В Мариинском театре закончился Международный балетный фестиваль, на который по традиции приезжали зарубежные гости для участия в спектаклях вместе с петербургскими артистами. Нынешний фестиваль имел в целом ярко выраженный американский оттенок, за одним лишь необычным исключением - впервые в Петербург приезжала балерина с Кубы, жителям которой въезд в Америку и общение с американскими гражданами категорически запрещен. Кубинские танцовщики приезжали и раньше на фестиваль, но только в качестве артистов-иммигрантов, выступающих за ту или иную европейскую или американскую компанию. Вьенсай ВАЛЬДЕС на Кубе родилась, получила балетное образование и танцует в Национальном балете Кубы. На фестивале "Мариинский" она танцевала в "Дон Кихоте" в паре с Леонидом Сарафановым. После спектакля удалось поговорить с балериной о ее карьере, о жизни на Кубе, об увлечениях кроме балета и впечатлениях от Петербурга. - Неужели такое возможно в наше время, чтобы людям искусства не разрешали выезжать из страны без надзора ? - Это только Америки касается, но не Куба чинит препятствия, а Америка не дает кубинцам визу ни при каких обстоятельствах. Лично я не могу жаловаться - изредка я все-таки выбираюсь на гала-концерты в Нью-Йорк. А другие не могут. У кубинского артиста есть возможность иммигрировать в Англию, допустим, но на родине эти люди будут считаться personae non gratae. У нас бесплатное образование, хорошее распределение на работу и всеобщая национальная любовь к балету, поэтому уезжать не многие хотят. Мне повезло с родителями, мой папа - посол. С детства наша семья путешествует по миру. Я только родилась, как семья отправилась в Лаос. - То есть ваше имя неслучайно созвучно с азиатскими именами ? - Вьенсай - это название целого района в Лаосе, где мы жили. Родителям показалось, что слово забавно звучит, и они дали его мне в качестве второго имени. Мне было три месяца, когда мы приехали в Лаос. Так получилось, что имя закрепилось, вытеснив мое основное кубинское имя. - Каким образом вы оказались в центре балетной жизни? Путешествия вряд ли располагают к тщательному базовому образованию, тем более если речь идет о закрытом и основательном кубинском балете . - Я была не очень здоровым ребенком. В какой-то момент папа, чья дипломатическая карьера складывалась удачно, решил, что меня лучше оставить в Гаване с бабушкой. Уже в раннем детстве врачи диагностировали мне астму, но посоветовали бороться с ней от противного. В шесть лет меня отдали в секцию художественной гимнастики, а в девять лет - в балетную школу. Было трудно сочетать серьезное лечение препаратами и физическую нагрузку, но такая терапия дала результаты - я практически переборола болезнь. - То есть балет был для вас "лечением", а не призванием ? - Нет, конечно. Я мечтала о балете, как любая кубинская девочка. У нас ведь танцуют абсолютно все - это в крови, форма не имеет никакого значения и не становится препятствием для занятий танцами. Я имею в виду традиционные латинские танцы. Но в балет может пойти только одна из сотни или тысячи девочек, так что я понимала, что вошла в сонм избранниц. Надо отдать должное государству - тебе дают элитарное образование, разрешают заниматься тем, что по-настоящему прекрасно, да еще и работой со стабильным заработком потом обеспечивают. В стране безработица, а ты беззаботно танцуешь. Нет, нет, я по-настоящему хотела стать балериной. - И ваша карьера сразу складывалась успешно ? - Пожалуй, да. У меня были очень сильные учителя и в Балетной школе Алехо Карпентье, и в Национальной школе искусств. Я работала с легендарной балериной прошлого Рамоной де Саа и другим талантливым педагогом - Миртой Хермидой. Экономический кризис, разразившийся в 1989 году, когда Советский Союз перестал поддерживать Кубу, сказался и на нас, балетных. Был голод, но мы во что бы то ни стало хотели учиться. На выпуске меня заметила Алисия Алонсо и пригласила в труппу Национального балета Кубы, хотя по возрастной категории я чуть-чуть недотягивала. Через год, а мне тогда едва исполнилось восемнадцать, я получила статус первой танцовщицы и право танцевать заглавные партии в "Дон Кихоте", "Жизели", "Лебедином озере". В 2001 году Алисия Алонсо возвела меня в ранг прима-балерин, которых у нас в театре по традиции бывает четыре. - У каждой своя специфика, своя сфера влияния ? - Не совсем так. Мы все считаемся универсальными, с диапазоном от "Лебединого озера" до "Корсара" и балетов на национальные темы, предполагающих хорошее владение пантомимой и навыками характерного танца. "Дон Кихот" - фирменный знак кубинского балета, его должны танцевать все. Но, конечно, по облику и темпераменту одна танцует чаще "Лебединое", другая - "Жизель", третья - "Спящую красавицу". - Когда речь заходит о кубинских артистах, всегда вспоминаются ваши феноменальные умения - необыкновенное вращение у танцовщиков и апломб у балерин? Зрители до сих пор засекают время, отсчитывая секунды и даже минуты, которые балерина простоит на пальце без поддержки партнера ? - Балет - консервативное искусство. Классика существует в замороженном режиме. И вкусы зрителей не меняются. Они ликуют, когда французы сверкают бризе, когда русские соблюдают красивые пор де бра, а от нас, кубинцев, ждут феноменального вращения. Зачем нарушать эти милые традиции. Вращению и устойчивости нас учат в школе, потом важно не растерять эти навыки в театре. Естественно, мы привыкаем к аплодисментам после искусно выполненных вращений или после того, как простоишь три минуты в арабеске без партнера во время вариации в "Дон Кихоте", но на Кубе эти трюки считаются проходными, так называемой обязательной программой. Гораздо больше кубинские балетоманы ценят страстность, темперамент и, не постесняюсь сказать, сексуальность артистов на сцене. - А как же моральный облик гражданина социалистической Кубы ? - С моралью все в порядке. Артисту, танцовщику, певцу позволено больше, чем обычному человеку. С этой стороны государство нас не контролирует. - То есть вас все устраивает на Кубе ? - В профессиональном плане - да, но очень трудно жить в ограниченном пространстве. Вот сейчас я приехала впервые в жизни в Петербург. Меня с трудом отпустили. Такому великому театру нельзя было отказать, но уверена, что порукой моей благонадежности был мой папа. По всему миру столько друзей, зовут участвовать в гала-концертах и спектаклях, но ты не принадлежишь сама себе. Вот это смущает. - Это правда, что на Кубе только недавно разрешили жителям пользоваться Интернетом? А два года назад там не было ни одного интеренет-кафе ? - Все это - реальность. С Интернетом до сих пор не налажено, никто этим не занимается и не приветствует. Официального запрета больше нет, но пользование Интернетом - дорогое удовольствие, не по карману беднякам. У меня есть электронная почта и страничка в Интернете, но это, скорее, редкость. - Какой режим работы у Национального балетного театра Кубы? Спектакли играются ежедневно ? - Два раза в неделю мы выступаем на главной сцене в Гаване, обычно эти выступления попадают на уик-энд. Остальное время репетируем. Много выступлений в провинции - каждый месяц ездим на гастроли по стране. Летом труппа едет за рубеж - самое сильное впечатление от гастролей в Париже в 2007 году, в Гран Пале. - Вам нравится танцевать с разными партнерами, или вы любите кубинцев ? - Если честно, то мне нравятся кубинцы. Мой любимый партнер - Карлос Акоста. Он давно уехал с Кубы и работает в Лондоне, но, когда мне выпадает случай танцевать с ним где-то, я чувствую, что вдвоем мы работаем во славу кубинского балета. И партнер он потрясающий. - Что успели увидеть в Петербурге ? - Я хотела посетить музей в Академии имени А.Я.Вагановой - взглянуть на личные вещи Вацлава Нижинского. Походить по залам, где занимались Анна Павлова, Тамара Карсавина. Мне устроили такую экскурсию, и я осуществила свою детскую мечту и просто счастлива. Также в рубрике:
|