Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7676) 2-8 апреля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноВЛАДИМИР БОРТКО: Русским людям пора перестать нытьГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
2 апреля в 600 кинозалах страны стартует "Тарас Бульба" - экранизация одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, чье 200-летие мы отмечаем. О работе над картиной и о своем отношении к повести и ее создателю рассказывает автор сценария и режиссер фильма Владимир БОРТКО. - Что значит для вас Гоголь, Владимир Владимирович? Ведь неслучайно то, что вы обратились к творчеству именно этого писателя ? - Для меня Гоголь, как и для любого нормального русского человека, - вели-кий русский писатель, которым гордилась бы любая нация на земле, принадлежи он к этой нации. Наследие Гоголя - наше национальное достояние. Все мы вышли из гоголевской "Шинели", и сказано это совершенно не напрасно. Я был еще мальчишкой, когда случайно попал мне в руки его "Портрет", и я не мог от него оторваться. И когда, работая над фильмом, мы повторяли тексты, написанные Николаем Васильевичем, иногда у меня выступали слезы. И сейчас выступают, когда слышу эти тексты. Потому что их написал гениальный человек. Он достоин того, чтобы его все знали и помнили о нем, учились у него жить. И потому мне очень обидно, что в моем родном Питере, например, нет музея Гоголя, что переименовали улицу Гоголя. Не понимаю, кому и зачем это нужно. Для меня дикость и тот печальный факт, что творчество Гоголя изучают в школах крайне поверхностно, что "Тарас Бульба" исчез из школьных программ. - Как вы шли к этому проекту ? - Идея экранизировать "Тараса Бульбу" возникла еще в 2000 году: Александр Роднянский, тогдашний руководитель украинской телекомпании "1+1", предложил мне взяться за это. И я с радостью согласился, потому что это Гоголь, потому что вопросы, затронутые в повести, актуальны. Что есть Родина? Что есть предательство? Как вести себя в ситуации выбора? Что есть хорошо и что есть плохо по отношению к нашей многострадальной Родине? Я ездил в Киев, встречался с Роднянским, мы долго обсуждали предстоящий проект. Но, как говорится, не срослось. - Почему не срослось ? - Время было тяжелое: страна и ее кинематограф только начали приходить в себя после дефолта. Лично от меня мало что зависело: я дал согласие, назвал людей, на которых хотел бы опереться, уже взялся за сценарий... Машина вроде бы пришла в движение, но затем все застопорилось по неизвестным причинам. Скорее всего, Украина и Россия просто не смогли договориться о совместном финансировании, а в одиночку ни одна из наших стран тогда не смогла потянуть столь масштабный проект. И вот спустя годы Россия созрела, деньги нашлись, и судьба подарила мне второй шанс - предложение последовало от телеканала "Россия" и кинокомпании "Централ Партнершип", с которыми я делал "Мастера и Маргариту". - Отталкиваясь от гоголевского текста, вы делали свою версию ? - У многих со школьных времен сложился стереотип, что "Тарас Бульба" - это нечто "шароварное", где сын полюбил полячку и отец его за это убил. Но книга называется не "Андрий", и не "Остап", а "Тарас Бульба". И абсолютно неслучайно: это моноповесть. И наш фильм - монокиноповесть. Я думаю, что писателю понадобились образы двух сыновей для полного раскрытия образа Тараса. И он, как мне кажется, является персонификацией души русского народа в этот трудный период. Далеко не все, прочитав повесть, обратили внимание на то, какой период времени в ней охвачен - с момента приезда детей, которых ждет отец, до момента его гибели. Могу сказать: 150 лет! В начале повести - XV век, а в конце - упоминание битвы, которая произошла в 1632 году. Есть и другие интереснейшие вещи. Например: Тарас сел на коня, и конь содрогнулся под двадцатипудовой тяжестью тела. 20 пудов - это 320 килограммов. Да при таком весе человек ходить не сможет! - Для чего понадобились эти "несуразности" писателю ? - Чтобы придать этой истории былинный характер и подчеркнуть, что речь идет о важнейшем периоде истории страны. Неслучайно наши украинские друзья именно на него обращают особое внимание - другие периоды для них на втором плане. Он важен для Гоголя прежде всего тем, что он писал о едином тогда народе. На территории нынешней Украины, кстати, к тому времени уже существовали независимые государства: Великое княжество Литовское - около ста лет, Речь Посполитая - около ста лет. Но жил там один народ: мы с вами, точнее - наши предки. Я не отрицаю существования наций - русской и украинской, но народ у нас, в чем я глубоко убежден, - единый. Об этом же писал и Николай Васильевич Гоголь. Об этом и мы хотели рассказать. Мне кажется, сейчас, когда национальное сознание и русского, и украинского народов унижено, это особенно актуально. Надо напомнить зрителям, что бывали в нашей истории времена и похуже, но наши предки выходили из этих передряг с честью. Мысль о том, что русским людям пора собраться, перестать ныть и начать уже что-то делать, по-моему, гораздо важнее, чем древняя война между Польшей и казачеством. "У последнего подлюки, есть и у того, братцы, крупицы русского чувства". Каково?! Когда Гоголь говорит "русское чувство", имеется в виду общность двух народов. Тогда мы не разделялись на украинцев и русских. - Как считаете, ваш фильм будет воспринят, услышан ? - Когда снимаешь, думаешь только об одном: как доставить зрителям эстетическое удовольствие. Это самая главная задача любого художника. Однако есть и другие задачи, в том числе и воспитательные, и они время от времени возникают в твоем сознании и становятся твоим кредо. Мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы то, что сказал Гоголь и что мы сказали, дошло до окружающего нас мира. Тем более что все это чрезвычайно актуально. Брошенная своими сынами земля! Это не я придумал, а Николай Васильевич Гоголь. Вспомните последние слова Бульбы в фильме: "Что, взяли, чертовы ляхи?.. Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" Конечно, этот призыв писателя должен быть услышан и в нашем Отечестве, и в нашем ближнем зарубежье. - Работая над картиной, вы держали в уме, что нынешний зритель - это прежде всего молодежь, и что ее надо каким-то образом заинтересовать, увлечь? - А как же? Прежде всего с этой целью мы столь большое внимание уделяли батальным сценам, и они, как мне кажется, нам удались. Снимать их нам помогал голливудский специалист, который ставил бои в "Гладиаторе" и "Храбром сердце". Но он пробыл у нас недолго, примерно месяц. А дальше мы как-то справлялись своими силами. Наш зритель, сужу по своим наблюдениям, ныне в достаточной мере патриотически настроен, и его не оставит равнодушным то, что мы хотели ему сказать. Канал "Россия", по заказу которого снималось это кино, многое делает для его продвижения. Но я все же больше рассчитываю на "сарафанное радио": посмотрев картину, ребята так ее распишут своим друзьям, что каждый захочет увидеть ее в кинотеатре, а не ждать телепоказа, который будет не скоро. Кстати, телеверсия - это моя режиссерская, авторская версия, и она заметно отличается от экранной. Она более полная, более подробная, и потому, думаю, ее с удовольствием посмотрят и те, кто видел "Тараса Бульбу" в кинотеатре. - Когда вы еще только вынашивали идею экранизации, у вас уже были перед глазами исполнители главных ролей ? - Только Богдан Ступка. Говорят: если нет у тебя Гамлета, то нечего и браться за пьесу "Гамлет". То же самое можно сказать и о "Тарасе Бульбе". Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко появились гораздо позже, и я ими остался очень доволен. С Володей сразу определился, как только он приехал на пробы. Он сказал всего лишь несколько фраз перед камерой, и у меня уже не было сомнений: вот он, Остап. В тот же день дал команду шить на него костюмы. А вот с Петренко было сложнее. Он пришел ко мне из другого проекта, где также должен был играть Андрия. Он готовился, вживался в образ, но мне его персонаж представлялся несколько другим. И надо отдать ему должное: он сумел меня переубедить. - Со Ступкой всегда находили общий язык ? - Мы с ним дискутировали, подчас придерживаясь диаметрально противоположных взглядов. Но это вовсе не мешало нам дружить, потому что мы вместе делали общее дело. И то, что он делал, мне очень нравилось. - А другие актеры чем вас порадовали ? - Своей самоотдачей. Не раз приходилось слышать, что молодые актеры многое не умеют и не хотят уметь, неоправданно высокого мнения о себе. Но вот взять, например, Володю Вдовиченкова. Мы начали с ним работать с финальной для него и очень сложной сцены, одной из центральных в фильме - казни Остапа. В принципе, когда снимается крупный план, совершенно не обязательно проигрывать в полном объеме всю сцену. А тут еще восьмиградусный мороз, Остап с голым торсом висит на цепи. Естественно желание побыстрее все это снять и ослабить мучения актера. Предлагаю табуретку поставить, чтобы Остап стоял на ней, а не натурально висел, - в кадре-то этого не видно. Володя категорически отказался, посчитал, что лучше сыграет, если в физическом смысле будет испытывать то, что испытывал Остап. И он был прав. Настоящий актер должен делать больше, чем от него хочет режиссер. И я очень благодарен и Вдовиченкову, и Петренко за то, что они делали больше, и за то, что они в конечном итоге сделали. - Эффектна Магдалена Мельцаж в роли Эльжбеты. В родном Отечестве не нашлось подходящей кандидатуры на эту роль ? - Я ее приметил в фильме Ежи Кавалеровича "Кво Вадис?" Тогда, в 2001 году, ей было девятнадцать. Она не актриса по профессии - окончила аналог нашего МГИМО. В общем, девушка серьезная. Я изначально решил, что Эльжбетой должна быть полячка, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения в натуральности нашей героини, - все-таки другой менталитет. В Магдалене я увидел некое истинно польское очарование, шляхетность, если можно так выразиться, которую невозможно сыграть: она либо есть, либо ее нет. Это и определило мой выбор. Так что он вовсе не означает, что русские женщины хуже, что русские актрисы хуже играют, - я сам большой любитель наших женщин. - Игорь Петренко говорил, что, окажись на месте Андрия, он, вполне возможно, поступил бы точно так же. У вас другое отношение к этому персонажу ? - Андрий на глазах у отца зарубил 20 - 25 бывших своих товарищей! И это можно оправдать? И как еще можно поступить с этим человеком? Так что на вопрос, кто кого предал - сын отца или отец сына, - у меня однозначный ответ, как у Гоголя: виноват Андрий. За что Тарас его и убил. Все это печально, но, по-моему, он поступил правильно. Можно делать все что угодно, но нельзя предавать Родину. - В чем, на ваш взгляд, современность гоголевской повести ? - В утверждении простых, но таких важных истин. Не предавай Родину. Будь честным человеком. Люби свою землю. - В картине много массовых сцен, в которых, как нетрудно догадаться, были заняты местные жители. Трудно было с ними ? - Да как сказать... На съемки сцены казни Остапа, о которой я только что рассказывал, пришел, кажется, весь Каменец-Подольский. Это старинный городок, в окрестностях которого мы много снимали. Это Западная Украина, и разговаривают там, разумеется, на украинском языке. Многие пришли навеселе, в полупраздничном настроении, никак не соответствовавшем настроению сцены, которую предстояло снимать. И тогда я взошел на эшафот и звернувся до ных на чистийший украинський мови - я немало лет провел на Украине и говорю совершенно без акцента. "Люби друзи", - сказал я. Они оторопели: приехали-то москали. Наступила пауза, и в дальнейшем мне работалось с массовкой замечательно. Это еще раз подтверждает, что этнически мы из одной "губернии". - Проект, как известно, очень дорогой по нашим меркам - порядка тридцати миллионов долларов. Кризис вам не помешал ? - "Бульбу" мы успели снять до кризиса. Но лично по мне он, к сожалению, ударил. Ударил в том смысле, что пришлось отказаться от другого проекта. Я уже готов был приступить к работе над фильмом о любви, который мне дорог. Собирался взять кредит в банке, но об этом теперь нечего и думать. Однако я не намерен хоронить этот проект - рано или поздно к нему вернусь. Он камерный, недорогой. Любовь - вообще вещь дешевая в смысле обеспечения съемок. Комната, кровать - и что еще надо? А вот баталии снимать, да еще на историческом материале - на это нужны огромные деньги. - Сами-то, работая над этим фильмом, чему-то научились ? - Еще как. С такими масштабами раньше мне не приходилось работать. Для меня, как для режиссера, это подарок судьбы. "Тарас Бульба" - это не только великая литература, но и поэзия, а работать с поэзией кинорежиссеру очень и очень сложно. Не могу сказать, что с Булгаковым и Достоевским работать было проще, но хотя бы было понятно, как это надо делать. Потому что и тот, и другой во многом - драматурги. Гоголь тоже пьесы писал, но "Тарас Бульба" - чистой воды поэзия, и чтобы перевести ее на язык кино, надо было много думать. Также в рубрике:
|