Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7679) 23 апреля- 6 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
"Золотая маска"Высота - в движенииБалет/современный танец ЗОЛОТАЯ МАСКАЕлена ФЕДОРЕНКО
Балетные па и пасьянсы В нынешнем году в балетной программе "Маски" шесть постановок, и к их здравому выбору экспертным советом претензий быть не может: незамеченных, похоже, не оказалось. В список попали все премьеры Большого театра ("Сильфида", "Урок", "Пламя Парижа"), мариинский "Карнавал", новосибирская "Баядерка" и пермский "Корсар". Все отмечены оформительской роскошью, с которой театры встретили нежданный кризис, и типовыми чертами балетного мышления, на которые кризис пока не повлиял. На этом фоне проект "Диана Вишнева: красота в движении" выглядел как звенящая юность против мудрой зрелости, дыхание импрессионизма в противовес академической суверенности. Он изначально стоял особняком, не вписываясь в привычный формат "лучшего балетного спектакля", так как включает в себя три камерных балета, сочиненные тремя хореографами: Алексеем Ратманским, Моисеем Пендлтоном, Дуайтом Роденом, причем - специально для балерины. Сложно сравнивать уникальный продюсерский проект Сергея Даниляна, рожденный в райских условиях Калифорнии, а не в раздираемой противоречиями личных амбиций театральной махине отечественного образца, с репертуарным спектаклем. В путешествиях по миру "Красота в движении" (созданная для гастрольной жизни) год назад побывала в Москве, и этот показ мог бы остаться без повторений, за нынешний - стоит поблагодарить "Золотую Маску". Азартно раскладывая свои пасьянсы, критики привычно вступают в гипотетический спор с жюри. В нынешнем сезоне с номинацией "Лучший спектакль" так не поступишь: "Красота в движении" (три стиля, три космоса и море смыслов!) - несомненный и всеобщий фаворит. К тому же только этот проект представил то, чего все ждут, и, увы, тщетно, от балетных премьер: новые названия и новые пластические идеи. "Диана Вишнева: красота в движении" получила заслуженную "Маску" за лучший спектакль плюс приз критики (причем голосовали критики не только балетные, но и драматические!). В борьбу с очевидным лидером включились два одноактных спектакля и три мощных балетных блокбастера. В каждом осваивается прошлое - далекое и недавнее, так что их авторы повторно входят в одну и ту же реку. Мариинский "Карнавал" - восстановление Сергеем Вихаревым спектакля Михаила Фокина. В советские годы в Кировском театре шла версия Константина Сергеева, ставшая основой для нынешней. Постановкой "Карнавала" Фокин век назад установил своеобразный рекорд - сочинил спектакль за три репетиции для благотворительного бала, но смог актуализировать в этом пустячке-капустнике непростую взаимосвязь художественных направлений и людских отношений Серебряного века. В нынешнем "Карнавале" все исторические аллюзии исчезли, оставив место только забавной и чрезвычайно милой шутке, нюансы которой к тому же потерялись на большой сцене, ему противопоказанной. Одноактный "Урок", поставленный датчанином Флеммингом Флиндтом в 60-е годы прошлого столетия, для Большого театра славен неведомым жанром - триллером: прямо у балетного станка учитель убивает свою непутевую ученицу. Да еще возможностью использовать текст как благодатную почву для импровизации и яркого актерского перевоплощения. "Сильфида" - тоже освоение западного наследия. Над спектаклем работал другой датчанин - Йохан Кобборг, предложивший свою редакцию старинного балета Бурнонвиля в противовес той, что существовала в репертуаре Большого. Артисты и здесь поработали на славу - разобрались с мрачноватым скандинавским романтизмом, подробной пантомимой и гравюрной мелкой техникой датской школы. Мощное "Пламя Парижа" - авторский балет Алексея Ратманского. Но он оказался не-реставрацией спектакля Василия Вайнонена 30-х годов (отечественная гордость) почти вынужденно: танцы не смогли вспомнить даже участники премьеры, а потому, сохранив оставшиеся благодаря конкурсам и эстраде фрагменты, многое досочинил экс-худрук балетной труппы Большого, и его "дополнения" оказались разного художественного достоинства. Сибирская "Баядерка" и уральский "Корсар" - два подхода к работе над великими классическими шедеврами и два направления в ремесле реставрации. Пермь тяготеет к театральной броскости, игровой интриге, живому и стремительному представлению. Петербужец Василий Медведев отказался от верности букве (хотя все основные классические композиции сохранил) и выстроил занимательное действие, в запутанном сюжете которого все понятно и следить за интригой необычайно интересно. Игорь Зеленский, в недавнем прошлом премьер Мариинского театра, а ныне худрук Новосибирской труппы, пошел по иному пути и осуществил добротный спектакль, возведя в абсолют ленинградскую версию "Баядерки" Мариуса Петипа в редакции Пономарева - Чабукиани. Стремление отгладить хореографический текст вкупе с неровным прочтением хореографии труппой навевало скуку. Странно, но пышные декорации Давида Монавардисашвили так же, как стразы и блестки костюмов, созданных Александром Васильевым, своей чрезмерностью способствовали затуманиванию хореографии. Эти спектакли роднит исполнительский кураж юности и проблема дефицита танцовщиков - в театрах происходит непростой процесс смены поколений. Все реставраторы по масочной воле попали в список номинантов как лучшие хореографы (авторов трех оригинальных современных спектаклей для Дианы Вишневой "Маска" не заметила), и если так пойдет дальше, то статус номинации придется уточнять, поименовав его, например, так: "За мастерство в воссоздании наследия". И вновь прекрасная Диана Четыре классические балерины претендовали на лучшую женскую роль, но творческая конкуренция развернулась между Дианой Вишневой и Натальей Осиповой, выдвинутой сразу за две партии: Жанны в "Пламени Парижа" и Сильфиды. Замечательной пермской этуали Наталье Моисеевой (Медора в "Корсаре") помешало волнение, а кукольной Коломбине - Евгении Образцовой скромность самой балетной истории не позволила продемонстрировать аккуратный и виртуозный танец, как это в недавнем прошлом случилось в "Ундине". "Маска" досталась Диане Вишневой, она ее, бесспорно достойна, но это решение все же дублирует основной выбор жюри. "Маска" за лучший спектакль, на мой взгляд, подразумевает саму Диану - ее потрясающим танцем проект вдохновлен, ради него он и создавался. Личная номинация называется - "Роль", а ролей-образов в "Красоте в движении" несколько, и все они сочинены в расчете на индивидуальность балерины. Да и природа творчества в миниатюрах, складывающихся в бенефис, совсем иная, чем жизнь в ансамбле большого спектакля. За победу в разделе "Мужская роль" боролись тоже четверо: Игорь Зеленский (Солор - "Баядерка"), Иван Васильев (Филипп - "Пламя Парижа"), Владимир Шкляров (Арлекин - "Карнавал") и Иван Порошин (Бирбанто - "Корсар"). В этой борьбе победил опыт. Солор - одна из самых первых и лучших партий Зеленского, и награда немного запоздала: раньше его воин прыгал выше и легче. Видимо, жюри учло былые заслуги. Тогда по этому принципу должно было отметить и пермскую приму Наталью Моисееву - она того заслужила. В персональных номинациях сбой произошел на уровне выдвижения. Трудно было оставить без внимания роль Джеймса в "Сильфиде" в исполнении Вячеслава Лопатина (тем более что его партнерша в номинацию попала), равно как и замечательные работы в "Пламени Парижа" (Мария Александрова, Денис Савин, Анастасия Горячева). В пермском "Корсаре" запомнились Сергей Мершин (Конрад) и Роберт Габдуллин (раб Али). Просчеты отборщиков жюри "Маски" косвенно признало, наградив специальной премией неноминированный дуэт Осиповой и Лопатина в "Сильфиде", где они действительно выстраивают тонкий и трогательный внутренний сюжет. "Маску" за "Лучшую работу дирижера в балете" увозит в Новосибирск Андрей Данилов, умеющий, меняя ритмы, угождать балетным ногам. Меня же заворожил Александр Анисимов, представивший сборную музыкальную мозаику "Корсара" в пермском спектакле цельной партитурой, исполненной страстно и темпераментно. В итоге балетные награды распределились так: три "Маски" заработал проект "Диана Вишнева: красота в движении", две - Новосибирский театр, одну - незапланированную (что дорогого стоит) дуэт из Большого. Маленькие истории на ветру Номинация "Лучший спектакль современного танца", представленная четырьмя спектаклями и тремя коллективами (два из них - из Екатеринбурга), вновь ожиданий не оправдала. Собственно, трудно обвинять хореографов в беспомощности: некий средний уровень достигнут, но отсутствие развития и однообразие тем утомляют. Все про то же - про убогость отношений, быт, который заел, да беспросветную тоску, эту самую тоску и навевающую. Впервые в масочном марафоне принимал участие московский танцевальный проект "Онэ Цукер" ("Без сахара"). Предъявленный спектакль "Luftmangel" анализирует природу движений, точнее, их распад: тела скрючиваются в судороге, корчатся на полу и в пространстве, при этом "движенческое разложение" выглядит достаточно интересным. Только конвульсии повергают зрителей в предыстерическое состояние, ходить за которым в театр как-то не хочется. Иной по настроению спектакль "Хури-хури" екатеринбургского театра "Киплинг". Трогательно и забавно шесть девушек в вязаных шлемах, коричневых брюках и юбках "выполняют" набор домашних дел: разматывают пряжу, которая сплетается в замысловатый узор, раскатывают тесто, обмениваются фразочками из сказок. И все же эта милая зарисовка не очень внятно сведена в целое. "Глиняный ветер" и "Маленькие истории, рассказанные другу" - спектакли "Эксцентрик-балета" Сергея Смирнова из Екатеринбурга. Они объединены образом главного героя - странного и беззащитного лысого человека (бомжи - любимые герои Смирнова). В этой роли замечателен Ашот Назаретян, вошедший в шорт-лист по номинации "Мужская роль". Диптих интуитивистов - сновидения, рефлексии и реальные эпизоды жизни бездомного, беззащитного героя. Они вызывают пронзительную жалость, а самоотдача, профессиональная подготовка и умение артистов сделать даже из крошечного движения целое событие - уважение. Хореография же не отличается разнообразием и достаточно рациональна. В представленном контексте лидировал "Глиняный ветер", он и стал лучшим в номинации "Современный танец". А вот с присуждением "Маски" лучшему хореографу случился казус - пожалуй, единственный в этом году. Эта номинация - единая и для классического балета, и для современщиков. Поэтому в нее вошли и все реставраторы шедевров классики: и Алексей Ратманский (за "Пламя Парижа"), и, соответственно, г-н Смирнов, названный лауреатом. "Маска" преданна своим любимцам, а "Эксцентрик-балет" из их числа: награды за спектакли Смирнов уже получал, теперь стал "лучшим хореографом". Стоит расценивать как аванс. Что касается самого насыщенного фестиваля, то "Маска" в этом году преподнесла бесценный дар зрителям - привезла в Москву спектакли Сильви Гиллем, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, а также бывшего нашего соотечественника Раду Поклитару. И эти программы занимают высшую строчку в рейтинге ценностей. Также в рубрике:
|