Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7679) 23 апреля- 6 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Провинция"Сиртаки" и казакиВ Греции прошла "Русская весна" НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙЕлена ГАРЕВСКАЯ
В этом году Международный фестиваль Дни российской культуры "Русская весна" проводился в четвертый раз - в Греции. Цена имиджа Учредитель и организатор Фестиваля "Русская весна" - Автономная некоммерческая организация "Мир культуры", ее душой и мотором является Эдита Исаакян. В кругу единомышленников Эдиты пять лет назад и возникла идея объединить разрозненные гастроли российских коллективов и представлять культурные достижения наших регионов за рубежом. "Мариинку, Большой театр, Юрия Башмета, Валерия Гергиева знают во всем мире, они уже не нуждаются в рекомендации. А вот кто знает творческие коллективы Омска, Тюмени или Якутска?" - задается вопросом Исаакян. Что греха таить, не только за рубежом, но и в самой России о культурных достижениях нестоличных городов осведомлены слабо: гастрольные поездки требуют немалых вложений, средства массовой информации о культурной жизни провинции практически не сообщают. Открыть многонациональную культуру России миру - именно так была сформулирована цель проекта. Надо признать, что эта задача крайне актуальна. Россия стала символом обильных углеводородов, алмазов, металлов и прочих природных богатств. Однако настоящее, непреходящее богатство, которое оставит нашу страну в веках, - это ее культура. Культура, ломающая любые перегородки, вызывающая безусловную заинтересованность на самых разных континентах, создающая возможность для взаимопонимания с любым народом. "Славянская весна", с этого года по рекомендации Министерства иностранных дел России переименованная в "Русскую весну", уже цвела пышным цветом в Чешской Республике, Италии, Республике Сан-Марино, Испании. Одна из ее особенностей - многочисленность участников: за четыре года в проекте были заняты более трех с половиной тысяч талантливых музыкантов, художников, танцоров и деятелей культуры из самых разных регионов России. Финансовое бремя гастролей ложится на региональные власти, решение о делегировании артистов на фестиваль принимает министерство культуры области. Принимающая сторона в софинансировании фестиваля не участвует (это, например, могла бы быть оплата проживания артистов в отеле), но причина такого положения дел понятна. "Это не международный фестиваль, где страна принимает, например итальянцев, испанцев, русских и т.д. Мы представляем культуру народов России, то есть работаем на наш имидж. Именно поэтому нам отдается на откуп вся финансовая составляющая. Однако при этом, к большому счастью, мы не оплачиваем концертные залы", - говорит Эдита Исаакян. Конечно, привлекаются средства спонсоров, поисками которых занимаются как регионы, так и "Мир культуры". Чтобы стала ясна цена вопроса, приведу пример. В этом году наряду с профессиональными артистами в "Русской весне" принимали участие и детские коллективы, среди которых ансамбль танца "Россиянка" из города Московский Московской области. 26 детей от 12 лет семь дней пробыли в Греции. Эта поездка обошлась в 23 тысячи долларов, из которых 10 тысяч было выделено из городского бюджета, 3 тысячи - привлеченные спонсорские средства и 10 тысяч внесли родители детей. И это притом что детям не надо оплачивать командировочные, как профессиональным артистам (65 долларов в сутки). Кстати, за выступления на Фестивале "Русская весна" гонорары не выплачиваются, к распространению или продаже билетов на концерты учредители фестиваля отношения не имеют. Выходит, работа по созданию имиджа России - дело некоммерческое. Греческий период Когда в мае 2008 года была анонсирована "Русская весна"-2009, предполагалось, что в Грецию поедут более 20 коллективов общей численностью 800 человек. Но грянул кризис, многие регионы отозвали свои заявки. В Грецию не поехали такие "киты" народного творчества, как Государственный ансамбль Карелии "Кантеле", Государственный академический ансамбль народного танца имени Ф.Гаскарова Республики Башкортостан и многие другие. Тем не менее проект не рассыпался в прах, выстоял. Причем достойно. В русских сезонах в Греции приняли участие более 400 человек. Первая неделя Международного фестиваля "Русская весна"-2009 проходила в Афинах под патронатом городской мэрии. Она открылась программой "Диалог в Музыке" - детские творческие коллективы из Москвы и Московской области объединились в совместных концертах со своими сверстниками. Помимо совместных концертных программ состоялась серия художественных пленэров и мастер-классов для юных художников под руководством греческих и российских преподавателей живописи. Потом "Русская весна" переместилась на север страны, в Салоники (этот город называют культурной столицей, или "Северной невестой", в общем аналог нашего Санкт-Петербурга) и в город Верию (самое древнее большое поселение в Греции), где прошли четыре гала-концерта. Так что Россия являла себя грекам в местах, овеянных и осененных великой культурой. Главные фестивальные действа состоялись в одном из самых престижных концертных залов - Доме музыки "Мегаро Музикис", отвечающем всем стандартам для проведения концертов, театральных представлений, балета и даже оперы. И если в первый день в концертном зале на 1460 мест имелись свободные места, то уже на второй день - аншлаг. Нельзя сказать, что реклама была на высоком уровне, наверное, сработало "сарафанное радио", что лишний раз свидетельствует о неподдельном интересе к русской культуре. А теперь об участниках "Русской весны"-2009. Помимо детских коллективов (уже упоминавшийся ансамбль танца "Россиянка" Детской школы искусств города Московского и ансамбль танца "Здравица" Детской школы искусств Ярославля, детский хор "Благовест" Звенигородской школы имени Танеева и фольклорный ансамбль "Сударушка"), три профессиональных ансамбля зажигали греческую публику: Государственный Омский русский народный хор (его танцевальная группа), Государственный ансамбль танца "Зори Тюмени" и Астраханский ансамбль песни и пляски. Если ансамбль "Зори Тюмени" разменявший в прошлом году четвертый десяток и Государственный Омский народный хор, который в будущем году отметит свой 60-летний юбилей, - коллективы известные, обладающие высокой репутацией, то Астраханский ансамбль совсем молодой. История одного ансамбля Астраханский ансамбль песни и пляски был создан при активнейшем участии губернатора области Александра Жилкина, которому не давали покоя лавры Кубанского казачьего хора. Он пришел к власти в 2004 году, к этому времени во вверенной ему области не было ни одного профессионального танцевального коллектива. В советские годы в Астрахани был профессиональный Ансамбль песни и пляски каспийских моряков "Моряна", который являлся своеобразной визитной карточкой региона, но после распада Союза этот ансамбль тоже распался. Губернатор решил исправить сложившуюся ситуацию - и исправил. Были выделены средства, приглашены артисты и создан Ансамбль песни и пляски, в который вошли хор, танцевальная и инструментальная группы (кстати, зарплата артистов Астраханского ансамбля песни и пляски доходит до 30 тысяч рублей, в то время как у такого прославленного коллектива, как Омский народный хор хорошим считается заработок в 15 тысяч рублей). Художественным руководителем ансамбля стал заслуженный работник культуры России Александр Лавриненко, в свое время он работал в Москве и Баку с такими артистами, как Юрий Гуляев, Дмитрий Гнатюк, Александр Ворошило, Муслим Магомаев. Из Самары на должность главного балетмейстера пригласили Алексея Зимина, экс-руководителя Государственного ансамбля песни и пляски "Волжские казаки". В январе Астраханскому ансамблю исполнился год, за этот период коллектив подготовил две большие программы: "Концерт-презентацию" и "Эх, зима!" Поездка в апреле в Грецию на международный Фестиваль "Русская весна"-2009 стала первым зарубежным турне Астраханского ансамбля. И здесь губернатор принял волевое решение о финансировании гастролей. "Кризисы приходят и уходят, а настоящее искусство вечно", - сказал Жилкин и послал Астраханский ансамбль в Европу себя показать. И не ошибся. На этапе предварительного отбора организаторов "Русской весны" смущала молодость коллектива, но опасения развеялись после просмотра видеозаписей выступлений ансамбля. В результате астраханцы продемонстрировали высокое мастерство и стали настоящим открытием фестиваля. Русские страсти Наш фольклор в современном мире по-прежнему ассоциируется с мишками, балалайками, расписными ложками, матрешками и березками. Естественно, без этих символов не обошлось и в Греции. Симпатичный пляшущий мишка, ставший эмблемой Омского народного хора еще 55 лет назад, продолжает свой путь по концертным площадкам и вызывает умиление у зрителей. Конечно, преобладали русские народные танцы: искрометные плясовые, разухабистые кадрили, задорные польки, лиричные хороводы. Но на фестивале была представлена и многонациональная Россия: греки смогли насладиться нанайскими зарисовками, татарскими, калмыцкими и прочими плясками. "Сиртаки" в исполнении ансамбля "Зори Тюмени" перевернули представление греков о своем национальном танце. Тюменцы прибегли к интерпретации Игоря Моисеева, добавившего в традиционный танец бешеный ритм и балетные пируэты. Греческая публика была покорена. Немало аплодисментов досталось и астраханцам. Залихватские, задорные казачьи песни - "Строевая казачья", "Люблю я казаченьку" - сопровождались танцами. Перед зрителем предстал спектакль, полный чувств и страстей. Выстоявший в самой непростой экономической ситуации Фестиваль "Русская весна" стал олицетворением тривиального на первый взгляд утверждения: нет ничего выше культуры. Хочется надеяться, что осознание этой истины будет одним из главных результатов разворачивающегося мирового кризиса. Также в рубрике:
|