Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7679) 23 апреля- 6 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяБессмертен, как фракиец"Золото партии" в Музее Востока ВЫСТАВКАГеоргий ОСИПОВ "Партия", как известно, означает "часть". Фракия, лежавшая некогда на территории современной Болгарии и сокровища которой представлены ныне в Москве, была довольно заметной частью древнего мира. Настолько заметной, что "отец истории" Геродот писал, что фракийцы - второй по численности народ после индийцев. Репутация, правда, у фракийцев, появившихся на Балканах в конце второго тысячелетия до н.э., была весьма своеобразной - отчасти и поэтому можно утверждать, что на московской выставке представлено "золото партии". Партии войны. Другой в древней Фракии не было. Фракийцы слыли могучими, умелыми и свирепыми воинами, искренне уверенными в собственном бессмертии. То, что в военном деле они кое-что соображали, доказывает и вполне реальная фигура Спартака. И упомянутые в описании подвигов Геракла кони фракийского царя Диомеда, которые питались - ничего себе диета! - только человеческим мясом. И упомянутый в "Илиаде" убитый Одиссеем грозный фракийский царь Рес, союзник троянцев, без похищения коней которого Троя пасть не могла. Неспроста своеобразным эпиграфом к выставке служит самый древний ее экспонат - бронзовый меч XI века до н.э. с великолепной золоченой ручкой. А как такие цари могли общаться со своими подданными - в отсутствие войн? Главным образом на пирах. Пир - и многое из того, что с ним связано, - вот основная тема выставки. И самое запоминающееся, без сомнения, - ритоны с протомами, щедро отделанные золотом. То есть рогообразные сосуды для вина, которые нельзя поставить на землю, с маленькими скульптурными погрудными изображениями людей, оленей, козлов, львов, которые на Балканах в те времена были не заморской экзотикой, а привычной повседневностью. И многочисленные фиалы - круглые сосуды для питья без ручек. Кстати, научный аппарат для посетителей на выставке на весьма высоком уровне - мини-словарики с описанием предметов быта античной эпохи развешаны в каждом углу. "Изюминка" выставки - великолепный ойнохой, большой сосуд для вина с разделенным натрое горлышком - особым шиком у античных виночерпиев-виртуозов считалось обслуживание при помощи таких сосудов сразу трех клиентов. И погребальная маска из чистого золота V века до н.э., сразу заставляющая вспомнить "маску Агамемнона" из микенских находок Генриха Шлимана. Для хронологической ориентировки - это "золотой век" древних Афин, но украшения коллекционных предметов - это единственное в своем роде смешение стилей - древнегреческого и персидского эпохи Ахеменидов. Но выставка, открытая в рамках Года Болгарии в России, - и о другом. Фракия фактически исчезает с политической карты Европы в сороковые годы уже новой эры. И какой процесс начинается вскоре и, увы, продолжается до сих пор? Самый натуральный и беззастенчивый грабеж фракийских сокровищ, скрытых, главным образом, в погребальных курганах. В контексте этого становится понятным официальное название выставки "Спасенные сокровища древней Фракии" (коллекция Васила Божкова). Васил Божков - весьма известный в Болгарии и отнюдь не древний годами собиратель, начинавший с коллекционирования современной живописи. Он весьма живо говорит о том, что современные болгарские законы такого собирательства отнюдь не поощряют. "Парадокс, - пишет известный болгарский ученый Иван Маразов, - что самые большие промышленные предприятия находятся в руках частного капитала, но частная собственность одной древней монеты - уже состав преступления". Понятно, что и болгарское, и советское государство всегда смотрели на коллекционеров, мягко говоря, косо. Но и смотреть на то, какого размаха достигла "черная" археология и как сокровища предков спокойно уплывают за рубеж в частные коллекции, у таких, как Божков, тоже нет желания. Ведь очень многие экспонаты уже возвращены собирателем "оттуда" и тщательно отреставрированы. Нахождение таких сокровищ в частных руках, но на родной, так сказать, земле - с последующей передачей в музеи - возможно, наиболее приемлемый выход. Иначе большая часть изумительных сокровищ "диких фракийцев", по определению Гомера, просто исчезнет. Как песни Орфея, который, по преданию, тоже был фракийцем... Также в рубрике:
|