Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7679) 23 апреля- 6 мая 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Бессмертен, как фракиец

"Золото партии" в Музее Востока

ВЫСТАВКА

Георгий ОСИПОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


"Партия", как известно, означает "часть". Фракия, лежавшая некогда на территории современной Болгарии и сокровища которой представлены ныне в Москве, была довольно заметной частью древнего мира. Настолько заметной, что "отец истории" Геродот писал, что фракийцы - второй по численности народ после индийцев. Репутация, правда, у фракийцев, появившихся на Балканах в конце второго тысячелетия до н.э., была весьма своеобразной - отчасти и поэтому можно утверждать, что на московской выставке представлено "золото партии". Партии войны. Другой в древней Фракии не было. Фракийцы слыли могучими, умелыми и свирепыми воинами, искренне уверенными в собственном бессмертии. То, что в военном деле они кое-что соображали, доказывает и вполне реальная фигура Спартака. И упомянутые в описании подвигов Геракла кони фракийского царя Диомеда, которые питались - ничего себе диета! - только человеческим мясом. И упомянутый в "Илиаде" убитый Одиссеем грозный фракийский царь Рес, союзник троянцев, без похищения коней которого Троя пасть не могла. Неспроста своеобразным эпиграфом к выставке служит самый древний ее экспонат - бронзовый меч XI века до н.э. с великолепной золоченой ручкой.

А как такие цари могли общаться со своими подданными - в отсутствие войн? Главным образом на пирах. Пир - и многое из того, что с ним связано, - вот основная тема выставки. И самое запоминающееся, без сомнения, - ритоны с протомами, щедро отделанные золотом. То есть рогообразные сосуды для вина, которые нельзя поставить на землю, с маленькими скульптурными погрудными изображениями людей, оленей, козлов, львов, которые на Балканах в те времена были не заморской экзотикой, а привычной повседневностью. И многочисленные фиалы - круглые сосуды для питья без ручек. Кстати, научный аппарат для посетителей на выставке на весьма высоком уровне - мини-словарики с описанием предметов быта античной эпохи развешаны в каждом углу. "Изюминка" выставки - великолепный ойнохой, большой сосуд для вина с разделенным натрое горлышком - особым шиком у античных виночерпиев-виртуозов считалось обслуживание при помощи таких сосудов сразу трех клиентов. И погребальная маска из чистого золота V века до н.э., сразу заставляющая вспомнить "маску Агамемнона" из микенских находок Генриха Шлимана. Для хронологической ориентировки - это "золотой век" древних Афин, но украшения коллекционных предметов - это единственное в своем роде смешение стилей - древнегреческого и персидского эпохи Ахеменидов.

Но выставка, открытая в рамках Года Болгарии в России, - и о другом. Фракия фактически исчезает с политической карты Европы в сороковые годы уже новой эры. И какой процесс начинается вскоре и, увы, продолжается до сих пор? Самый натуральный и беззастенчивый грабеж фракийских сокровищ, скрытых, главным образом, в погребальных курганах. В контексте этого становится понятным официальное название выставки "Спасенные сокровища древней Фракии" (коллекция Васила Божкова). Васил Божков - весьма известный в Болгарии и отнюдь не древний годами собиратель, начинавший с коллекционирования современной живописи. Он весьма живо говорит о том, что современные болгарские законы такого собирательства отнюдь не поощряют. "Парадокс, - пишет известный болгарский ученый Иван Маразов, - что самые большие промышленные предприятия находятся в руках частного капитала, но частная собственность одной древней монеты - уже состав преступления". Понятно, что и болгарское, и советское государство всегда смотрели на коллекционеров, мягко говоря, косо. Но и смотреть на то, какого размаха достигла "черная" археология и как сокровища предков спокойно уплывают за рубеж в частные коллекции, у таких, как Божков, тоже нет желания. Ведь очень многие экспонаты уже возвращены собирателем "оттуда" и тщательно отреставрированы. Нахождение таких сокровищ в частных руках, но на родной, так сказать, земле - с последующей передачей в музеи - возможно, наиболее приемлемый выход. Иначе большая часть изумительных сокровищ "диких фракийцев", по определению Гомера, просто исчезнет. Как песни Орфея, который, по преданию, тоже был фракийцем...

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

ЗАСЕДАНИЕ

ПРОЕКТ

САЛОН

КИНОФЕСТИВАЛЬ

ПРЕМИЯ

КОНЦЕРТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;